- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по анализу текста Пробуем отгадывать тайны текста (5класс)
Урок по анализу текста Пробуем отгадывать тайны текста (5класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева Н.С. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алексеева Н.С., школа №26.
Дружок!
А давай-ка мы с тобой попробуем раскрыть тайны текста! Сегодня ты узнаешь, что любое художественное произведение наполнено различными загадками, которые читателям очень интересно отгадывать. Необходимо только внимательно прочесть текст и попытаться прислушаться к голосу автора!
-
Выразительно прочитай текст. Подумай, о чём в нём говорится.
Чудесно весенним утром в лесу! Ночной дождик старательно развесилпрозрачные капельки на золотистых парашютиках одуванчиков, шёлковых стебельках травы, нежных лепестках незабудок. Улыбнулось солнце, и весёлый лучик мгновенно превратил капли в бриллиантовые серёжки. Время от времени шаловливый ветерок срывал драгоценные украшения с растений,
наполняя лес хрустальным звоном.
Вечно хочется любоваться этим праздником весны!
Попробуй определить ТЕМУ ТЕКСТА:
подчеркни правильные ответы:
Весеннее утро; осенний день; утро в лесу; ночной дождь; весна в лесу; солнечный луч.
-
После прочтения текста читателю всегда хочется разгадать ИДЕЮ ТЕКСТА, или ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ, или АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ.
Подумай, что хотел сказать автор в своём тексте, чем хотел поделиться с читателем? Заполни пропуски:
Автор хочет поделиться с читателем чувством…
Он передает ощущение счастья от увиденного, как будто говорит нам, что _____________________________________
_____________________________________________________
Радости, сожаления, восторга, удивления, горести, восхищения, грусти, ликования.
-
Выпиши те предложения, в которых АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ (ИДЕЯ или ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ произведения) звучит наиболее отчётливо и ярко.
Очень ясно мы слышим радостный голос автора в первом предложении:________________________________________________________________________
А полное ощущение счастья ХУДОЖНИК СЛОВА вкладывает в такие слова:______________________________________________________________________________
-
В каждом слове текста мы пытаемся разгадать настроение, мысли и чувства автора.
Надёжными помощниками здесь нам станут ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ:
эпитеты, метафоры, олицетворения.
К данным существительным подбери из текста эпитеты:
З
Стебельки________________
Лепестки_________________
Лучик____________________
Серёжки__________________
Ветерок__________________
Звон_____________________
аполни пропуски олицетворениями из текста:
Дождик_____________капельки;
________________солнце;
лучик______________капли в серёжки,
ветерок______________украшения.
Найди в тексте метафоры, запиши их здесь:
____________________________________________
___________________________________________
А теперь попробуй мысленно нарисовать картину, которую увидел автор…
Краски какого цвета тебе понадобятся?__________________________________
________________________________________________________________________
Как ты считаешь, какими звуками и запахами будет окружён человек, если он окажется весенним утром в лесу?
Обязательно обратись к тексту:
звук ____________________________________________________________
запах____________________________________________________________
-
П
Внимательный, грубый, чуткий, наблюдательный, резкий, глупый, невоспитанный, душевный, злой, коварный, добрый, искренний.редставь себе автора текста… Подумай, какой он? Подчеркни нужные слова:
-
Как ты считаешь, каждый ли может так внимательно и чутко относиться к природе?
-
Что можно сказать о человеке, если он человек не замечает красоты и великолепия окружающего мира?_________________________
_____________________________________________________________________
Дружище! Вот мы с тобой и разгадали многие тайны художественного текста: определили ТЕМУ и ИДЕЮ, нашли слова, через которые можно услышать авторский голос, понять мысли и чувства создателя данного произведения, определить цвет, музыку и запах текста.