- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие Покровские посиделки
Внеклассное мероприятие Покровские посиделки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медведева В.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Покровские посиделки
Медведева В.В.,
Макарова Н.Н.
Звучит музыка, слайды на экране с видами России, города Старый Оскол
За кулисами: Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать «Россия!»
Ведущий: Я хочу говорить о России сегодня, сейчас, когда необходимо возрождать в наших душах великое чувство Родины, не скрывать своей любви к России.
Ведущий: Слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве.
Ведущий: Россия - необъятна в своем неповторимом величии и красоте.
Ведущий: Россия - доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников.
Ведущий: Я люблю свой родной уголок земли. Поля и леса, скромная простота осенних перелесков и синяя стужа зим, буйство летнего цветения и свежесть вешнего утра - все это запало в мою душу с детства и невидимыми нитями связывает меня с родным краем, с Родиной.
Ведущий: Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы.
Ведущий: Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Корни - это наша история, то, чем мы жили вчера.
Ведущий: Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней, - бедный народ.
Ведущий: А народ наш был поистине талантлив, каких только песен, сказок, легенд не создал он!
Ведущий: Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все отразилось в творчестве наших далеких предков.
Ведущий: Народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое будущее.
Ведущий: И как важно сегодня сознавать, что возродить некогда великое Российское государство мы сможем, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков.
Ведущий: Семейные отношения в далеком прошлом во многом определялись не только государственными и религиозными порядками, но и традициями определенной местности.
Ведущий: Возрождение семейно-бытовых традиций в наши дни должно быть направлено на укрепление молодой семьи, основанной на любви, взаимопонимании и уважении друг к другу.
Ведущий: Одной из таких традиций в нашем Старооскольском крае является обряд повивания и величания жениха и невесты.
Открывается сцена. Действие в горнице. Девушки в народных костюмах.
Девушка: 14 октября православный народ празднует Покрова Пресвятой Богородицы. Народное название праздника Покров день, Покров Богородицы.
Девушка: В русской церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен около 1164 года, а в 1165 по велению святого князя Андрея Боголюбского был воздвигнут ныне всемирно известный дивный храм Покрова на Нерли.
Девушка: Через века пронесли православные русские люди веру в то, что Пресвятая Богородица простирает незримо свой покров над Россией, спасая её от бед и напастей.
Девушка: Для старооскольских земледельцев Покров день - один из важных осенних праздников. В народной традиции он связан с началом зимы. По нему определяли погоду на предстоящую зиму и говорили: «До Покрова осень, за Покровом зима идет».
Девушка: «Каково погода на Покров, такова и зима»
Девушка: «Покров - первое зазимовье».
Девушка: «Покров кроет землю то листом, то снегом».
Девушка: Покров день исстари почитается «покровителем свадеб» и девичьим праздником. В народе бытовала масса пословиц и примет на этот счет: «Придет Покров, девке голову покроет».
Девушка: «Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест».
Девушка: Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены многие действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж.
Девушка: С этой целью накануне вечером устраивались девушками различные гадания, а утром они шли в церковь- поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, при этом просили: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком».
Девушка : Покрытие головы издревле было признаком замужества: девушки ходили с непокрытой головой, а замужней женщине считалось большим грехом быть простоволосой.
Девушка : Да и в наши дни невеста стоит во время венчания, покрытая фатой.
Девушка : Так в народном сознании переплетаются нетленная пелена, брачный покров невесты и снежный покров зимы.
Девушка: Время для свадеб было самое подходящее: закончились тяжелые сельскохозяйственные работы, в крестьянских хозяйствах образовался определенный достаток хлеба, продуктов, овощей, фруктов, была живность, подрос молодняк - телята, поросята, бараны, птица.
Девушка: К этому времени возвратились домой с дальних отхожих промыслов старооскольские деревенские парни. Они тоже становились участниками молодежных хороводов, посиделок, игр, тоже приглядывали себе в жены работящую девушку.
Девушка: На Покров проходили последние хороводы на улице, а когда наступали холода, молодежь переносила гуляния в хаты. Начинались посиделки.
Хоровод (в исполнении хореографического ансамбля)
Девушка: По воскресеньям устраивались посиделки праздничные, а в будние дни девушки собирались друг у друга по очереди и обязательно с «работой» - шитьем, вышивкой, вязанием, прядением. Парни тоже приходили. Основной целью таких встреч было не время убить, а познакомить парней и девушек и образовать пару.
Девушка: Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
Хозяйка готовит горницу и приговаривает: «Сегодня в нашей горнице посиделки праздничные».
Раздается смех, напевы
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Милости прошу. Удивлены!
Если величать - так на пороге встречать.
Проходите, проходите, красавицы мои, ненаглядные. Самовар готов, чайком угощайтесь, пироги мои попробуйте.
Ой, девушки, Покров пришел - свадьбы привел.
Стук в дверь, гармонь (приходят парни) и поют частушку:
Занавески редки, редки -
Чернобровую видать.
Кабы с этой чернобровой
Вечерочек погулять.
Парень: Мы увидели , Дарья, девчат и зашли к тебе.
Хозяйка: А вы с частушкой к нам пожаловали, на гуляньях мы много пели частушек и поет: Милый взглянет - травка вянет,
Говорит - душа болит,
Веселым глазом поведет -
Мое сердечко отомрет.
Девушки и парни поют частушки и приплясывают, сначала сдержанно, потом с задором.
Девушка: Наша реченька быстра,
Быстра поворотами,
Наши девушки сидят
Дома за воротами.
Парень: Мне не надо пуд гороху,
А одну горошину,
Мне не надо девок много,
А одну хорошую.
Девушка: Гармонист, ты, гармонист,
Розовые щечки,
У тебя ли, гармонист,
Все мои платочки.
Парень: У меня, у молодца,
Ловкая фигурочка.
Неужели не полюбит
Никакая дурочка?
Девушка: Я не буду нагибаться -
Туфельки завязывать.
Ой, не буду, сероглазый
На тебя поглядывать.
Девушка: Ой и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей.
Девушка: Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.
Девушка: Ой, подружка, выходи,
А я уже вышла.
Давай подруга, поиграем,
Чтобы было слышно.
Девушка: Ой, подруга дорогая,
Выходи со мной плясать.
Мы заставим гармониста
Полтора часа играть.
Девушка: Я надела платье бело,
А по нем горошки.
Меня милый целовал
В саду на дорожке.
Девушка: Мил на ножку наступает,
Мой характер узнает.
Не узнает мой характер,
Пока замуж не возьмет.
Девушка: Полно, миленький, сердиться,
Полно губы надувать.
Пришло времечко жениться
Пора свадебку играть.
Девушка: А мне милый изменил,
Я не буду горевать.
Я такого лягушонка
Решетом могу поймать.
Девушка: Мене милый изменил,
А я и не охну:
Не зеленая трава
В поле не засохну.
Девушка: У меня миленок есть,
Срам по улице провесть:
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Девушка: Мы пропели вам частушки,
Выбили дробиночки.
Притупились наши ноги,
Стерлися ботинки.
Девушка 1: - Ой, девки, в воскресенье у Натальи свадьба. Нам её повивать, как бы нам не осрамиться!
Девушка 2: - А давайте сейчас потренируемся. Вот хоть бы «сороку» надеть - это ж как трудно!
Голоса: - Давайте, давайте!
Девушка: (ближе к анансцене): После венчания перед законом и по обычаю девушка становилась женщиной, подчиненной мужу и свекру. Знаком этого нового состояния девушки был обряд повивания, в котором символически совершалось начало новой женской судьбы. На самом деле повивание происходило в доме жениха по приезду из церкви и включало расплетение косы молодой, плетение двух кос, смазывание волос конопляным маслом, укладку их вокруг головы» по-бабьи», смену головного убора невесты и её одежды. Весь обряд повивания сопровождался широко бытующими на Белгородчине ритуальными «Трубушками». После повивания на голову новобрачной повязывали небольшой нарядный платок. В обряде повивания молодая переодевалась в поневный или юбочный комплекс женской праздничной одежды. Нередко на свадьбе по просьбе гостей совершался обряд величания молодых. Величальные песни исполняли девушки.
Голос: - Полюшка будет невестой!
Голос: - А жениха нет! Кто будет женихом? Ты , Иван! (жених с гордостью соглашается).
Голос: - Кто матерью крестной будет? (Кто-то кричит: «Фекла!»)
Голос: - А свахой я буду!
Хозяйка: Гляньте, на завалинке собралась вся деревня! Девки, не осрамитесь вы тут!
Сваха: - Повивать будем вот здесь, у кутку (подходит к печи, возле которой стоит старый табурет, берет его и переставляет поближе к авансцене).
- Дарья (обращается к хозяйке), есть у тебя гребенка и свечи? Ведь без них нельзя!
Хозяйка: - А как же! Есть.
Голос: - А «сорока»? «Сорока» - главная!
Голос: - И рушник расшитый?
Голос: - И масло конопляное?
Хозяйка: - Усё есть, девки, усё! Идите сюда (подходит к столу, достает 4 свечи, ленты, гребенку, кичку и «сороку», рушник).
- Вот вам свечи, вяжите попарно, чтобы жених и невеста (муж и жена) никогда не разлучались (отдает свечи девушкам).
Девушки связывают свечи по две вместе.
Хозяйка: - Сваха, бери гребенку и «сороку» с кичкой, а ты, крестная, бери рушник свадебный. В повивании обязательно должен быть вышитый и длинный рушник, чтобы жили молодые долго и красиво.
Крестная берет рушник.
Крестная: (к девушкам) - Подруги - игрицы, готовы петь «Трубушки»?
Голоса : Готовы! Готовы!
Сваха: - Ну тогда пошли.
Сваха берет за руки невесту и жениха и обращается к участникам свадебной игры:
- Уважаемые гости! Дозвольте повить невесту!
Гости: - Дозволяем! Дозволяем!
Сваха ведет невесту и жениха в куток у печи, усаживает невесту на табурет. Жених становится рядом, две девушки со свечами становятся по обе стороны и зажигают свечи. Крестная становится рядом со свахой.
Девушки полукругом плотно становятся за ними, развернув красные шали за своими спинами, тем самым отгораживают участников обряда от всех гостей и начинают петь.
Сваха со словами «Господи, благослови!» расчесывает волосы невесты, делит их на прямой прибор. Одну косу плетет сама, другую - заставляет плести жениха:
- Плети, молодой, плети туго, чтобы жена тебя крепко любила.
Затем сваха укладывает косы вокруг головы невесты, смазывает голову конопляным маслом, надевает на голову двурогую кичку и затем «сороку». Сверху покрывает голову красивым платком.
Повив невесту, сваха смазывает конопляным маслом голову жениха:
- Это чтобы жизнь ваша семейная в достатке была, легкая, как по маслу катилась.
- Крестная, вяжи рушником руки молодых. Теперь они одно целое, две половинки одной семьи.
(Крестная связывает руки молодым. Затем сваха берет свечи и обходит с ними вокруг молодых. Затем гасит свечи и отдает их лучшей подруге невесты, которая тщательно заворачивает их в полотенце, затем отдает хозяйке).
Реплика: - В этом важнейшем свадебном обряде горящие свечи, огонь имели глубокий магический смысл - он очищает души молодых от всего плохого, а горящий тройной круг - оберег предохраняет, защищает новую молодую семью от злых и завистливых людей, от всякого коварства, беды и напастей.
Сваха: (окончив обряд):
- Крестная, веди молодых к гостям!
(Крестная за другой конец рушника выводит молодых на середину хаты по коридору, устроенному девушками из красных шалей).
Сваха: - Дорогие гостечки! Вот наша молодая, головка повитая! Эта молодой с масляной головой!
Хозяйка: - Хорошо повили, девки молодых! Счастливые будут!
Реплики (голоса):
- Долго вам жить в мире и согласии!
- Деток много народить и хорошо воспитать!
- Внуков дождаться!
- От их вам почтение и почет!
Молодые раскланиваются гостям.
Подруга: - Теперь пора повеличать молодых!
Реплика: В обряде величания рисуются идеальные образы невесты и жениха, выражаются пожелания счастливой долгой семейной жизни!
(Идет обряд величания молодых)
После тренировки рассаживаются на лавки.
Парень: (толкает рядом сидящую девушку и спрашивает): - А что ж Наталья жениха своего до свадьбы знала, нравится он ей?
Девушка: А как же?!
Парень: - А вот мой дед рассказывал: в селе Солдатском по шапке парня женили. Молодой овчар пас овец и все лето оставался с отарой в поле. Семье нужна была помощница, и родители решили женить сына по шапке, но чтобы не отрывать его от дел, взяли его шапку и поехали к приглянувшейся им работящей девушке свататься. Родителям невесты шапка понравилась: добротная, теплая, сам жених пасет овец, значит, зять будет хороший и хозяйственный. Дело было слажено. А по осени, когда перестали пасти овец, отец с сыном поехали к невесте и её родителям, закончили сватовство, назначили смотрины и день свадьбы. «Так и ожанили Петькю по шапке!».
Другой парень: (репликой) : - Да не дай Бог!
Девушка:- Девушки, а давайте поиграем в вишню?
Игра «Вишня». Девушки играют, а парни наблюдают.
В центре хоровода, который двигался по солнцу, ходила девушка - «вишня» с палкой в руке и постукивала ею по земле, при этом называла имя участницы большого хоровода. Та девушка, чье имя названо, выходила в центр к «вишне», бралась рукой за палку и шла по кругу за «вишней», делая при этом свободной рукой главные движения вниз и вверх. Постепенно вокруг «вишни» образовался малый хоровод (подобие символа дерева и веток).
Девушка-вишня во время игры пела:
Вишенку я брала, брала земную,
Семеюшка мала, семеюшка мала.
Пристань, пристань, Маша,
Пристань дорогая.
Семеюшка мала, семеюшка мала,
Пристань, пристань Даша,
Пристань дорогая и т.д.
Постепенно внутри большого хоровода образовывался малый хоровод, а внешний, смыкаясь, становился меньше. Когда к палке пристало много «веток», весь хоровод запевал: Вишня моя зеленая,
Вишня моя кудрявая!
Ой, созрела вишня (2 раза)
Ой, поспела красная!
Девушка: - А не сыграть ли нам песню?
Звучит русская народная песня в исполнении ансамбля
Девушка: - Ой, ребята, ноги так и просятся в пляс!
Пляска «Барыня» в исполнении хореографов
Парень: - Чтой-то мы про скороговорки забыли!
Другой парень: Чур, я первый:
Ты худ, я худ.
Сядь худ на худ.
С худа не свались,
Худом подопрись.
Третий парень: Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугаю.
Девушка: Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Девушка: - А загадку мою отгадайте!
Кто-то кричит: - Ну давай, загадывай!
Четыре четырки, две растопырки,
Седьмой вертун, а сам ворчун. (Собака)
Парень: - А ну-ка, на завалинке, кто из вас дюже умный? Отгадайте загадку!
В брюхе баня, в носу - решето,
На голове пупок, всего одна рука, и та на спине. (Чайник)
Девушка: - А мою ни за что не разгадаете!
Четыре ноги, да не зверь,
Есть перья, да не птица. (Постель).
Девушка: - Хватит вам перепалку устраивать! Гармонист, играй плясовую.
Пляска хореографов
Парень: - Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?
Все: - Да!
Парень: - Слушайте. Жил был царь, у царя был двор…(Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?
Все: (удивляются)
Парень: - Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли с конца? Сказать?
Девушка: - Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую…
Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила хвост! Дергала, дергала, дергала - выдернула нос, да завязила хвост.
Девушка: - Ну и долго ты будешь рассказывать? Что же дальше?
Девушка: - Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос…
Парень: - Ну, уж хватит! Я расскажу настоящую сказку! Хотите? Слушайте!
Жил-был один мудрец. Вздумал он из человечьих костей построить мост через океан - море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтоб стали мягкими, мокнуть в воду…
(пауза, все слушают настороженно)
Девушка: - Что же молчишь? Что же дальше?
Парень: - Так ведь кости еще не размокли!
Голос: - Чтой -то нету нашего Андрея, обещал городской сюрприз, а сам не идет!
(За сценой послышалось пение)
Голос: - Вон идет, идет Андрей!
Входит парень в городской одежде с небольшой сумкой в руках.
Парень: - Мое почтение, хозяйка (кланяется хозяйке)
Хозяйка: - Здравствуй, Андрей! Девки заждались твоего сюрприза!
Парень (к собравшимся): - Здорово всем!
Голоса: - Здорово! Здорово!
- Сюрприз принес?
Андрей: - Принес, принес!
Подходит к столу, кладет сумку, затем достает из неё кружку. Выходит в центр комнаты и показывает всем кружку.
Голоса: - О-о, сюрприз! Кружка обыкновенная!
Андрей: - Не-ет, не обыкновенная! Эта кружка с секретом! Из неё надо напиться и не облиться. Вот здесь написано (показывает на кружке надпись). «Напейся, да не облейся».
Несколько девушек подходят и рассматривают кружку.
Андрей: - Кто попробует?
1 девушка: - Я попробую!
Андрей: - Хозяйка, дай воды!
Хозяйка: - Сейчас, сейчас, сынок! (Берет ковшик, подходит к ведру, зачерпывает воду, затем отдает ковш Андрею. Андрей ставит кружку на табурет, наливает в неё воду и предлагает девушкам:
- Вот, пожалуйста, берите кружку и попробуйте напиться. Пытаемся только два раза.
Несколько девушек и парней пытаются выпить воду из кружки. Общая суматоха и веселье.
Андрей: - Может, кто с завалинки захочет попробовать?
Выходит парень и пробует напиться. - Не получается.
Голоса: - Да ты сам - то сможешь напиться? Покажи, покажи!
Андрей берт кружку, приосанившись, медленно подносит кружку ко рту и пьет воду. Раздаются одобрительные голоса и аплодисменты.
Хозяйка: - Веселый у тебя, Андрей, сюрприз, повеселил всех!
- А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
Завершает посиделки песня (поют все)
Реплика: - Вот и закончились покровские посиделки, театрализация которых помогла вам прикоснуться к тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере наших предков.
11