Методические разработки уроков по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка уроков по теме:


« Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе».



Автор:Павлюченко Леонид Леонидович

учитель русского языка и литературы

Сарафановской СОШ

Молчановского района

Томской области.





Пояснительная записка.


Булгаковский герой Воланд, обращаясь Мастеру, сказал: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». И это произошло: в современном обществе сложилось неоднозначное отношение к произведению «Мастер и Маргарита». Одни читатели, преклоняясь перед мастерством Булгакова, считают данное произведение шедевром русской литературы. Другие читатели, запутавшись в сюжетной «паутине», не видят ничего особенного в романе. Поэтому моя задача как учителя литературы заключается в том, чтобы помочь моим читателям из 11 класса постичь секреты этого гениального произведения, в котором слились воедино психологизм, трагедия, мелодрама, фарс.

Как же читать этот роман с одиннадцатиклассниками? Прежде всего нельзя заставлять читать. К моменту разговора о романе учащиеся вероятнее всего приняли или отвергли его. На этом этапе цель учителя - так перечитать его с теми, кто им очарован, чтобы не разрушить это восхищение, и открыть роман по-новому для неопытных читателей. А если роман не был понят или вызвал раздражение, попытаться показать, что в нём заслуживает интереса, какие вечные проблемы подняты в нём.

Начиная работу над романом, учитель не должен рассчитывать на то, что сумеет охватить весь необъятный мир Булгакова. Думается, при разговоре о романе должна остаться какая-то недосказанность, что заставит через некоторое время снова взять в руки роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и найти ответы на вопросы, поставленные жизнью.

На работу по творчеству М.А.Булгакова планирую 7 часов.

Темы уроков.


Первый урок

Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова.

Второй- третий уроки

Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Четвёртый-пятый уроки

Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.

Трагическая любовь героев. Булгаков-сатирик.

Шестой-седьмой уроки

Фантастика в романе. Изображение нечистой силы.

Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.


Разработка сдвоенных уроков № 2-3.

Тема: « Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе « Мастер и Маргарита».

Цель: показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Образовательная задача: развитие навыков оценки событий, происходящих в романе; продолжить формирование проблемного анализа прозаического произведения.

Развивающая задача: решение жизненных философских проблем, аргументация своей точки зрения.

Воспитывающая задача: воспитание чувства любви, доброты, искренности на примере литературных героев.

Оборудование: портрет М.А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», «Большая Советская энциклопедия», иллюстрации к роману, музыкальная композиция «Аве- Мария», которая применяется на протяжении всего урока

для эмоционального восприятия произведения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.


  • Роман прочитан. Бесспорно, произведение интересно, и неоднозначно читательская братия воспринимала и воспринимает этот роман. Предвижу: и у нас на уроках будут споры при обсуждении данного произведения.

  • Для начала определим особенности композиции романа.

Роман, написанный Мастером, - это тот стержень, на котором держится всё произведение. В его основу положены определённые главы Нового Завета.

Вспомним: Воланд спрашивает Мастера: «О чём роман?» И что он слышит в ответ?

Роман о Понтии Пилате

Обратимся к « Большой Советской энциклопедии» за справкой - Понтий Пилат - римский наместник Иудеи с 26 года н. эры по 36 год нашей эры, отличавшийся крайней жестокостью. Согласно новозаветной легенде, приговорил к распятию Иисуса Христа.

Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа. Почему?

2. Анализ произведения.

Какими предстают перед нами два героя - Понтий Пилат , обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи , и Иешуа Га- Ноцри , бродячий 27-летний философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки?

Иешуа : гл. 2. Мастер ведёт речь не о Божественном сыне, это простой человек.

П. Пилат: гл.2.Человек не боится крови, он беспощадный, бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копьё», называют его «свирепым чудовищем».

Художественная деталь: «кровавый подбой», не красный, не бордовый.

Но сейчас он страдает от головной боли. Об этом говорят его глаза. Очень важная художественная деталь.

  • Проследим по тексту, как меняются его глаза.

гл.2:

«Вспухшее веко приподнялось, подёрнутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым».

«Наступило молчание. Теперь уже оба больных глаза тяжело глядели на арестанта».

« Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном ершалаимском солнцепёке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом…»

Иешуа догадался о страданиях Понтия Пилата и освободил прокуратора от них ,тем самым заставив П. Пилата отнестись к арестованному не так, как он, вероятно, относился к подобным людям раньше.

  • Боится ли арестант П. Пилата? Аргументировать.

Он боится опять пережить физическую боль. Вспомним, как по приказу прокуратора Крысобой бил его.

Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свои взгляды на мир, веру, истину. Иешуа несёт в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

Эпизод-поведение секретаря. Работа с текстом.

  • Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать?

гл.2. История Левия Матвея. Зачитать. Прокомментировать.

«…однако, послушав Левий Матвей…был сборщиком податей,…первоначально он отнёсся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет , называя меня собакой…я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово.»меня, он стал смягчаться , наконец, бросил деньги на дорогу и сказал , что пойдёт со мною путешествовать…»

« А он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны. И с тех пор он стал моим спутником».

На вопрос П. Пилата, правда ли, что он призывал разрушить храм, тот отвечал:

« …говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

-Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывал про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?»

Иешуа заявляет, что истина прежде всего в том, что у Пилата болит голова, и он может избавить владыку от боли . Гл. 2. Зачитать.

После этого разговора П. Пилат принимает решение объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, подвергнуть заключению там, где располагалась его резиденция.

Проблемная ситуация.


  • Почему прокуратор пытается приблизить к себе Иешуа?

Понтий Пилат видит вокруг себя людей, которые его боятся. Такого человека с независимыми взглядами на жизнь хочется держать при себе.

Далее учитель зачитывает слова Иешуа:

«В числе прочего я говорил…что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей , ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».


  • Принимает ли такую истину Понтий Пилат? Какова ваша точка зрения? Аргументируйте.

Зачитать: «Ты полагаешь, что римский прокуратор отпустит человека, говорящего то, что говорил ты? О Боги, Боги! Я твоих мыслей не разделяю».

Проблемная ситуация.

Почему П. Пилат, несколько минут назад подсказывающий Иешуа спасительный ответ: «Ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?...Или …не говорил? - Пилат протянул слово «не» несколько больше , чем это полагалось на суде», -почему сейчас Пилат утвердил смертный приговор?

Будучи смелым воином на поле боя, он трус, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемая должность - «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому предаст Иешуа.

Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно, без угрызения совести. Это Иуда. Он не страдает, предав Иешуа.

Но П. Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная - только нравственная

гл. 2. Зачитать.

«Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то бессмертии, причём бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску»

И после того как Синедрион подтвердил своё решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, та же тоска.

гл. 2. Зачитать.

«Всё было кончено, и говорить более было не о чем. Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Всё та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала всё его существо. Он тотчас постарался её объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору Что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необъясненной , ибо не могла же её объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмсртие…пришло бессмертие…»Чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепёке».

Проблемная ситуация.

Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас?

Совестливый человек не может жить с камнем на душе. Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить «приговор» себе; он даже пригрозил Каифу : «Побереги себя, первосвященник. Не будет тебе отныне покоя.., пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью».

Какой ещё поступок совершает Пилат, пытаясь смягчить муки совести? Подтвердите текстом.

Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами , которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.

гл. 25. Зачитать./ученик/

«-Он сказал,- опять закрывая глаза, ответил гость,- что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь.

-Кого?- глухо спросил Пилат.

-Этого он, игемон, не сказал.

- Не пытался ли он проповедовать что-нибудь в присутствии солдат?

- Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственноечто он сказал, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость.

- К чему это было сказано?- услышал гость внезапно треснувший голос.

- Этого нельзя было понять. Он вообще вёл себя странно, как, впрочем, и всегда.

-В чём странность?

- Он всё время пытался заглянуть в глаза то одному, то другому из окружающих и всё время улыбался какой-то растерянной улыбкой.

- Больше ничего?- спросил хриплый голос.

-Больше ничего»

Работа с художественными деталями.

Понаблюдаем, как меняется голос Понтия Пилата: гость услышал «внезапно треснувший голос», «спросил хриплый голос». Эти художественные детали говорят о многом. Вот оно- возмездие. Уйти от него невозможно.

Всадник Золотое Копьё - трус, и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой.

Что можно сделать, чтобы оправдать себя? И он находит решение.

Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции Афранию?

Убить Иуду.- Обратить внимание на виртуозную игру словами.

гл. 25. Зачитать./ученик/

«…Сведение же заключается в том, что кто-то из тайных друзей Га- Ноцри , возмущённый чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: « Возвращаю проклятые деньги!»….

Вот поэтому я прошу вас заняться этим делом , то есть принять все меры к охране Иуды из Кариафа…Итем не менее его зарежут сегодня, -упрямо повторял Пилат,- у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая ,чтобы оно меня обмануло…

-Слушаю, покорно отозвался гость, поднялся, выпрямился и вдруг спросил сурово: - Так зарежут, игемон?

-Да, - ответил Пилат».

Ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, «не сумел уберечь Иуду, его зарезали».

Оставим на время Понтия Пилата. Обратим внимание ещё на одного героя: Левия Матвея.

Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимой гибели Иешуа?

Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой Горы.

Гл.16. Зачитать ./ ученик/

«…Он тяжело дышал и не шёл, а бежал на холм, толкался и, увидев, что перед ним, как и перед всеми другими, сомкнулась цепь, сделав наивную попытку, притворившись, что не понимает раздражённых окриков, прорваться между солдатами к самому месту казни, где уже снимали осуждённых с повозки. За это он получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил от солдат, вскрикнув , но не от боли , а от отчаяния… Кашляя и задыхаясь, держась за грудь, он обежал кругом холм, стремясь на северной стороне найти какую-нибудь щель в цепи, где можно было бы проскользнуть. Но было уже поздно. Кольцо сомкнулось…».

Чего больше всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти своего учителя?

гл. 16. «Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть…»

О чём в этот момент мечтает Л. Матвей?

«Иешуа! Я спасаю тебя и ухожу вместе с тобою! Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!»

«Одного мгновения достаточно, чтобы ударить Иешуа ножом в спину, крикнув ему: если бы Бог благословил ещё одним свободным мгновением, можно было бы успеть заколоться и самому, избежав смерти на столбе…

План был хорош, но дело заключалось в том, что у Левия ножа с собою не было…».

Как Левий Матвей выполнил свой последний долг перед учителем?

Снял тело со столба и унёс его с вершины горы.

Здесь уместно зачитать этот момент на фоне музыкальной композиции «Аве-Мария».

Теперь вспомним разговор, который состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвеем в гл. 26. Почему можно сказать, что Л. Матвей действительно достойный ученик Иешуа?

Ведёт себя гордо, не боится.

Гл. 26. Зачитать./ученик/

«У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет.

Левий встал и ответил:

- Нет, я не хочу.

- Почему?- темнея лицом, спросил прокуратор.- Я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левмя, и он сказал:

- Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил.

-Молчи, - ответил Пилат,- возьми деньги.

Левий отрицательно покачал головой, а прокуратор продолжил:

- Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил…

- Ты, игемон, знай, что я в Ершалаиме зарежу одного человека. Мне хочется тебе это сказать, чтобы ты знал, что кровь ещё будет…

-Это тебе сделать не удастся, ты себя не беспокой. Иуду этой ночью уже зарезали.

Левий отпрыгнул от стола , дико озираясь, и выкрикнул:

-Кто это сделал?

-Это сделал я»

Сообщение ученика по теме: « Как судьба наказала Пилата за его трусость?» гл. 32.

Вспомним, Воланд, его свита, Мастер и Маргарита несутся на волшебных конях в ночи, видят при свете луны сидящего человека, а рядом с ним собаку, Воланд скажет Мастеру: «Ваш роман прочитали,- заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру,- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…»

Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость - один из самых страшных пороков. И даже более: «Философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием.

Можно провести аналогию с произведением Горького «Старуха Изергиль», с Библией примеры бессмертия как наказания.

Итак, П. Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит отпустить Пилата.

-Отпустите его, вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:

- НЕ надо кричать в горах, он всё равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил тот, с кем он так стремится разговориться.- Тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

-Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!

Успокоился ли сейчас бывший прокуратор Иудеи? /обмен мнениями/

Для ответа на этот вопрос вспомним из «Эпилога» сон Ивана Николаевича.

Зачитать.

« От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чём-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться.

-Боги, боги,- говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще,- какая пошлая казнь! Но ты мне , пожалуйста, скажи, -тут лицо из Надменного превращается в умоляющее, -ведь её не было! Молю тебя, скажи, что не было.

-Ну конечно не было, - отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось.

-И ты можешь поклясться в этом? - заискивающе просит человек в плаще

-Клянусь,- отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

- Больше мне ничего не нужно!- сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше к луне, увлекая своего спутника».

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Мы ещё вернемся к этому эпизоду, когда будем говорить о судьбе Мастера.

3. Подведение итогов урока.

Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём - параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером о событиях, которые происходили 2000 лет назад?

Вечные проблемы:

- Что такое истина?

-Человек и власть?

-Внутренняя свобода и несвобода человека

- Противостояние добра и зла.

-Милосердие и всепрощение.

4. Оценивание работы детей.

5. Домашнее задание к следующему уроку по теме: «Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты»:

гл.: 5, 7, 9, 13, 16 ,27.-перечитать. (Образы Мастера и Маргариты).

Индивидуальное сообщение: «История жизни Мастера».

Библиография.

1. Вулис А. Роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита».- М.1991.

2. Лакшин В. Роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита». Новый мир. 1968. № 6.

3. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории.- М., 1991.

3. Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская.- М., 1997.

4. Чудакова М.О.Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988.

8

© 2010-2022