Урок русского языка в 9 классе

Тема: Повторение. Морфология. Задачи урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, отрабатывать умение определять принадлежность слов к определенной части речи, уметь образовывать их формы и словоформы сочетаемости и синтаксического употребления.На уроке используется лингвистическая разминка, анализ текста, составляется опора - схема "Части речи" (самостоятельные и служебные) и основные признаки самостоятельных и служебных частей речи.Используютс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: повторить общие сведения о морфологии и систематизировать их, определяя частеречную принадлежность слов, образуя их формы в соответствии с типами словоизменения в русском языке и используя словоформы с учетом их сочетаемости и синтаксического употребления.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Тема и цель урока.

  2. Лингвистический диктант.

  1. Раздел грамматики, в котором изучаются минимальные, значимые части слова МОРФЕМИКА.

  2. Минимальная, значимая часть слова МОРФЕМА

  3. Слова, имеющие один и тот же корень, называются ОДНОКОРЕННЫМИ;

  4. это морфема, которая образует различные формы изменяемых слов, выражает их грамматические значения и связывает их с другими словами в составе словосочетаний и предложений. ОКОНЧАНИЕ

  5. Эта морфема не имеет звуковой оболочки. НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ

  6. Часть слова без окончания, которая выражает лексическое значение слова называется ОСНОВА

  7. Основа, состоящая из одного корня , называется НЕПРОИЗВОДНОЙ.

  8. Основа, включающая в себя не только корень, но и другие морфемы, называется - ПРОИЗВОДНОЙ.

  9. Эта морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов. СУФФИКС.

  10. Эта морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. ПРИСТАВКА.

  11. Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способ их образования. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

  12. Перечислите способы образования слов: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ, ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ.

  13. Укажите способ образования слов ПО-СТАРОМУ, ПО-ДРУЖЕСКИ:

А) приставочный, В) суффиксальный, С) приставочно-суффиксальным,

D) бессуффиксный Е) сложение слов

14. Новые формы слова, образованные при помощи чередования, в :

А) замирать - замереть, В) пойти - выйти, С) добрый - подобрел

D) добрый- добреньки, Е) читать - прочитать

15. Найдите форму слова УМНЫЙ:

А) умненький, В) поумнеть, С) заумный, D) умнее, Е) умничать

  1. Словарно - орфографическая работа:

1 . Составить словосочетания со словами:

Коллега, коллегия, собор, купол, здание, здесь, здоровье, ни зги, информация, сообщение, газета,

политика, корреспондент.


  1. Новая тема. Наблюдение.

  1. Записать под диктовку.

Василий Андреевич Жуковский - поэт, друг и наставник Пушкина. Он первым обратил внимание на незаурядный талант поэта-лицеиста.

«Это надежда нашей словесности, - пишет он Вяземскому - одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени - в 1815 году .- Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищенный творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рожден быть великим поэтом», - напишет позднее Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.

Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением - хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

  1. Анализ текста:

  • Докажите, что это текст.

  • Как вы понимаете выражение ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ СЛАДОСТЬ стихов?

  • Найдите в тексте синоним к слову

«Учитель» - наставник;

НЕЗАУРЯДНЫЙ - способный, талантливый, гениальный, выдающийся;

Восхищенный - пораженный, удивленный

  • Выделите грамматическую основу в предложениях.

  • Определите части речи в последнем предложении.


  1. Повторение «Части речи»

  • В каком разделе языкознания изучаются части речи? МОРФОЛОГИЯ

  • Сколько частей речи? 10

  • На какие две группы они делятся? (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ)

  • Назовите самостоятельные части речи.

  • Несамостоятельные части речи.

  • Чем отличаются они?

  1. Составляем схему- опору. «Части речи»

  2. Закрепление.

  • Подобрать ряд однокоренных слов, образуя слова разных частей речи

  • ДАР БЕГ

Дарование пробежка

Дарить бежать

  1. Индивидуальная работа

* упражнение 35

  1. Дома:

Упр. 38, 45


© 2010-2022