Статья «Технология коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературы

"В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить " разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение. "Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. В статье рассмотрены пути реализации технологии коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ирина Ивановна Ковешникова,

город Липецк, МОУ СОШ №33.


Технология коллективного взаимообучения на уроках

русского языка и литературы


Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности [1].

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он - цель образовательной системы.

Замысел личностно-ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для мак­симального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на осно­ве актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении сво­его индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных про­цессов и интересов;

  • содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

В качестве принципов построения учебно-воспитательно­го процесса на уроке могут выступить следующие:

  1. Принцип самоактуализации.

  2. Принцип индивидуальности.

  1. Принцип субъектности.

  2. Принцип выбора.

  3. Принцип творчества и успеха.

  4. Принцип доверия и поддержки.

Содержание личностно-ориентированного урока избира­ется в соответствии с образовательной программой и ис­пользуется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в свя­зи с постижением (обретением) своего образа. К сожале­нию, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным прин­ципам личностно-ориентированного подхода и целям уро­ка, построенного на основе данной методологической ори­ентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррек­тивы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности [2].

Организация такого учебного занятия предполагает вклю­чение в процесс обучения нескольких обязательных момен­тов. К ним относятся следующие:

  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

  • применение педагогических приемов для актуализа­ции и обогащения субъектного опыта ребенка;

  • использование разнообразных форм общения, особен­но диалога и полилога;

  • создание для учащихся ситуации успеха;

  • проявление доверия и толерантности в учебных взаи­модействиях;

  • стимулирование учеников к осуществлению коллек­тивного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

  • избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации дея­тельности учителя на уроке;

  • использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю,

что ...», «мне кажется, что ...», «по моему мне­нию,», «я думаю, что ...» и т.д.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Рассмотрим пути реализации технологии коллективного взаимообучения на уроках русского языка и литературы.

Технология коллективного взаимообучения имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную [1].

Подготовка учебного материала при такой технологии заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме урока (или циклу уроков), разделении учебного содержания на единицы усвоения, разработке целевых заданий, в том числе и домашних [3]. Ориентация учащихся включает два этапа:

- подготовительный, имеющий целью сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: слушать партнёра и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учёта; переводить образ в слова и слова в образы. Эти умения отрабатываются в ходе специальных тренинговых занятий.

- ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является усвоение «правил игры», сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способы учёта результатов учения.

Ход учебного занятия зависит от возраста учащихся, содержания занятия, объёма учебного материала и времени, отведённого на его изучение. Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимообучения имеет следующие стадии:

- каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть слово, предложение, часть текста, статья и т.д.);

- обмен знаниями с партнёром, происходящий по правилам ролевой игры «учитель - ученик». Смена ролей обязательна. Обучающийся предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы и задания. На данном этапе работа заканчивается обменом абзацев;

- проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнёра для взаимообучения.

Учёт выполненных заданий ведётся либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, в которой указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога.

Практическая реализация этой технологии показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, необходимое для прохождения обучающего цикла. Под обучающим циклом понимается совокупность действий обучающего и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определённого фрагмента содержания с заранее заданными показателями.

В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т.е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность. В процессе обучения литературе на первый план выступает проблема включения всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс [1]. Эффективен с этой точки зрения метод экспрессии в творческой ситуации.

В основе этого метода положены известные методики гуманистической психологии, ориентированные на субъективное творчество.

Метод способствует развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображением мышления, отношений. Метод помогает укрепить взаимоотношения с людьми. Сходство (совпадение) в художественном творчестве становится основой для развития эмпатии и положительных чувств друг к другу.

Творчество - тот процесс, в результате которого может быть создан продукт.

Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приемы метода: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, создание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой. Например, при изучении повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» предлагаем учащимся работу над проектом «Макет-иллюстрация к повести». Цель: через макет-иллюстрацию передать праздничную атмосферу повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Данный проект способствует развитию интереса к литературному творчеству, создаёт условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих способностей.

Основные этапы метода экспрессии при работе над лирическим стихотворением:

1. Создание атмосферы безопасности и доверия.

2. «Разбивка» учащихся на творческие микрогруппы.

3. Инструкция.

4. Работа над текстом.

5. Интерпретация текста через рисунок, музыку, живую скульптуру.

Каждая группа изображает то чувство, которое вызвала ситуация.

6. Важнейшим, хотя и кратким во времени, является этап рефлексии, который можно начать со слов: «Я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь происходило...» и т.д.

Метод экспрессии в творческой ситуации дает возможность выражать чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них.

Развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии. При этом субъект как бы наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь на нее сознательно воздействовать.

Преимущества технологии коллективного взаимо­обучения заключаются в том, что в результате регу­лярно повторяющихся упражнений совершенствуют­ся навыки логического мышления и понимания; в процессе взаимного общения включается память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повы­шается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

Список литературы.

1. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 172 с.

2. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128 с.

3. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.- М.: Издательский центр «академия», 1999.-288 с.

© 2010-2022