• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 4 класса, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования по системе учебников «Школа России»

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 4 класса, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования по системе учебников «Школа России»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ямало - Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа - интернат имени Володи Солдатова»



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании МО

протокол от «____»___________2015____г.

№ ____

Руководитель МО

_Зайцева Г.А. _/ /

Согласовано

зам. директора

по УВР

«____»______________2015___г.

_______________/ /

Утверждаю

директор МКОУ

«Салемальская школа-интернат»

__________И.А. Огородникова

Приказ от «____»________20_15_г.

№________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В 4 КЛАССЕ


Составитель:

Волкова Н.П.

учитель начальных классов

Салемал 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 4 класса, Салемальской школы - интернат, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования по системе учебников «Школа России».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русскою народа, средством межнационального общения.

Русский язык - основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребёнка направлена на эмпирическое овладение речью путём практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Образовательная программа «Школа России» соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитания гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье;

- единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- свобода и плюрализм в образовании;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний ступени обучения и картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

В рабочей программе определена система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, придуманы формы контроля.

Направленность программы на реализацию программы развития ОУ, её приоритетных направлений («Информатизация», «Одарённые дети», «Здоровье»);

На развитие познавательной сферы (внеклассная работа по предмету, подготовка к олимпиадам, участие в интеллектуальных конкурсах и мероприятиях);

На развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения);

На развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход, физкультминутки на уроках);

На развитие ИКТ-компетенций (использование тренировочных упражнений с детьми на компьютере, демонстрация презентаций по отдельным темам, интерактивная доска).

Цели обучения

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Предполагаемые результаты


В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков
в слабой позиции в корне слова;

разбирать простое предложение с однородными членами;

ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);

писать обучающее изложение доступного текста;

списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

производить разбор слова по составу;

подбирать однокоренные слова;

распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, ме­стоимение, наречие, предлог, союз);

определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

производить морфологический разбор доступных слов;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

производить элементарный синтаксический разбор предложения;

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

получат возможность научиться.

орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, па­деж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагатель­ных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

вычленять в предложении основу и словосочетания;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с одно­родными членами;

определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

определять тип текста;

писать изложение и сочинение (85-90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания


В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвертом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных об­разовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется дости­жение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­тических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позво­ляют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная прове­рочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учи­тель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например,если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошиб­ка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные;
- ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ствующих классах не изучались;

отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

нарушение орфографических правил при написании слов;

неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой:

дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответ­ствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чис­то, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3^ орфографиче­ских и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет приме­нять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«4» - ставится, если в работе 1 ор­фографическая ошибка и 1 исправ­ление

«3» - ставится, если в работе до­пущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2» - ставится, если в работе допу­щены 3 орфографические ошибки.

Словарный диктант

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправле­ние.

«3» - 2 ошибки и 1 исправле­ние.

«2» - 3-5 ошибок.

Тест

«5» - верно выполнено бо­лее 5/6 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - верно выполнено ме­нее 1/2 задание

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются еди­ничные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 ис­правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные на­рушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизо­дов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыс­лей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единич­ные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Осо­бенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

-для словарных диктантов: 10-12;

для контрольных диктантов: первое полугодие - 40-45, конец года - 55-65;

для изложений: первое полугодие - примерно 50-60 слов, конец года - 60-75 слов.


График проведения контрольно- измерительных работ


Период обучения

Количество часов

Проверочная работа

Контрольная

работа

Изложение

Сочинение

1 четверть

40 часов

1

2

1

2

2 четверть

35 часов

1

2

1

2

3 четверть

55 часов

1

2

1

2

4 четверть

45 часов

1

2

1

1

Итого:

175 часов

4

8

4

7


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»). Русский язык входит в образовательную область: филологии.

3 Место курса в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 175 часов в год при 5 часах в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмет направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и. наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символическою восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

2) формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом

устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

4) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной. культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности. ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

5) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

6) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач:

использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия лих реальностей;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета

В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания:

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения:

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека:

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач:

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач:

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ния (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

способность проверять написанное.

6 Содержание программы (175 часов)

Повторение (11ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (компози­ция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородны­ми членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в слож­ных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель­ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще­ствительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существи­тельным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (8 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных па­дежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование место­имений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (33 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование времен­ных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в не­определенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопро­сам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в воз­вратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний гла­голов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть - видел, слышать - слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нуж­ных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повество­вания, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен­ному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпите­тов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.

Повторение (18 ч)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Учебно - тематический план


п/п

Раздел, тема урока

ЦОР, ЭОР, оборудование

Количество часов

1

Повторение


11 ч

11 ч

1.1

Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс).

«Наша речь и наш язык»

Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Наша речь и наш язык»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор.

1 ч

1 ч

1.2

«Язык и речь. Формулы вежливости»

Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Наша речь и наш язык»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор.

1 ч

1 ч

1.3

«Текст. План текста»


Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Текст»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.4

«Текст. Подробное изложение текста «Первая вахта»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.5

«Текст. Типы текста»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.6

«Предложение как единица речи. Виды предложения по цели выска­зывания»

Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Предложение. Обращение»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.7

«Виды предложений по интонации»


Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Предложение. Обращение»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.8

«Диалог. Обращение»


Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Предложение. Обращение»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.9

«Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

2 ч

2 ч

1.10

«Что такое словосочетание»


Электронное приложение к учебнику

Повторение

«Словосочетание»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

1.11

Входной диктант с грамматическим заданием.


1 ч

1 ч

2.

Предложение


9 ч

9 ч

2.1

«Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие)»

Электронное приложение к учебнику

Предложение

«Однородные члены предложения»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2.2

«Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов»

Электронное приложение к учебнику

Предложение

«Однородные члены предложения»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2.3

«Запятая между однородными чле­нами предложения, соединёнными союзами»

Электронное приложение к учебнику

Предложение

«Однородные члены предложения»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

2.4

«Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Электронное приложение к учебнику

Предложение

«Однородные члены предложения»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».

1 ч

1 ч

2.5

«Как отличить сложное предложение от простого предложения»

Электронное приложение к учебнику

Предложение

«Простые и сложные предложения»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

1 ч

1 ч

2.6

«Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами»

Электронное приложение к учебнику

Предложение

«Однородные члены предложения»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

1 ч

1 ч

2.7

«Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»


Компьютер, интерактивная доска, проектор,

1 ч

1 ч

2.8-9

«Проверочная работа по теме «предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания»


Компьютер, интерактивная доска, проектор,

2 ч

2 ч

3.

Слово в языке и речи


21 ч

21 ч

3.1

«Слово и его лексическое значение»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Лексическое значение слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

1 ч

1 ч

3.2

«Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Лексическое значение слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.3

«Синонимы. Антонимы. Омонимы»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Лексическое значение слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.4

«Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Лексическое значение слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.5

«Состав слова. Значимые части слова»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Состав слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.6

«Состав слова. Однокоренные слова»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Состав слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

2 ч

2 ч

3.7

«Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Правописание гласных и согласных в частях слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.8

«Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Правописание гласных и согласных в частях слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.9



Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Правописание гласных и согласных в частях слова»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.10

«Упражнение в написании приставок и суффиксов»

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.11

«Разделительный Ъ и Ь»

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.12

Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.13

«Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе»


Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.14

Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.


Компьютер, интерактивная доска, проектор,

3.15

«Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Части речи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

3.16-17

«Грамматические признаки частей речи»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Части речи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2 ч

2 ч

3.18-19

«Наречие как часть речи»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Наречие»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2 ч

2 ч

3.20

«Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Ца­ревич на Сером волке».


Компьютер, интерактивная доска, проектор, репродукция картины В. М. Васнецова «Иван Ца­ревич на Сером волке».

3.21

«Проверочная работа по теме «Части речи»

Электронное приложение к учебнику

Слово в языке и речи

«Проверочная работа»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4

Имя существительное


43 ч

43 ч

4.1

«Как определить падеж имени существительного»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Изменение по падежам имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.2

«Признаки падежных форм имён су­ществительных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Изменение по падежам имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.3

«Упражнение в распознавании именительного, ро­дительного, винительного падежей имен существительных»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.4

«Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.5

«Упражнение в распознавании предложного па­дежа имен существительных»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.6

«Как определить падеж неизменяемых имен существительных»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.7

«Три склонения имён существительных (общее представление).1-е склонение имён существительных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Три склонения имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.8

«Упражнение в распознавании имён суще­ствительных 1-го склонения»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«1 склонение имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1 ч

1 ч

4.9

Сочинение по репродукции картины Пластова Аркадия Александровича «Первый снег»


Компьютер, интерактивная доска, проектор, по репродукция картины Пластова Аркадия Александровича «Первый снег»

4.10

«2-е склонение имён существитель­ных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Второе склонение имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.11

«Упражнение а распознавании имён суще­ствительных 2-го склонения»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.12

«3-е склонение имён существитель­ных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«3 склонение имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.13

«Упражнение в распознавании имён суще­ствительных 3-го склонения»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.14

«Упражнение в распознавании имен существи­тельных всех трёх типов склонений»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.14

Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.15

«Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.16

«Именительный и винительный па­дежи»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Именительный и винительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.17

18

«Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Родительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2 ч

2 ч

4.19

«Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Именительный, родительный и винительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2 ч

2 ч

4.20

«Правописание окончаний имён суще­ствительных в дательном падеже»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Дательный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.21

«Упражнение в правописании имён суще­ствительных в родительном и да­тельном падежах»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.22

«Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.23-24

«Правописание окончаний имён сущест­вительных в творительном падеже»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Творительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.25-26

«Правописание окончаний имён суще­ствительных в предложном падеже»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Предложный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.27

«Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах»


Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.28

«Упражнение в правописании безударных падежных оконча­ний имён существительных»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.29

«Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.30

Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».


Компьютер, интерактивная доска, проектор, репродукция картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

4.31

«Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.32

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».


Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.33

«Множественное число имен существительных»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Правописание безударных окончаний имен существительных во множественном числе»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.34

«Именительный падеж имен существительных множественного числа»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Именительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.35

«Родительный падеж имен существительных множественного числа»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Родительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.36-38

«Винительный паде­ж одушевлённых имен существи­тельных множественного числа»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Винительный падеж одушевленных имен существительных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.39-41

«Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Дательный, творительный, предложные падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.42

Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»



Компьютер, интерактивная доска, проектор


«Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний»

Электронное приложение к учебнику

Имя существительное

«Проверочная работа - 4»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4.43

Защита проектов «Говорите правильно»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

5.

Имя прилагательное


31 ч

31 ч

5.1

«Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Повторение»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

5.2

«Род и число имен прилагательных»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Повторение»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

5.3

«Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Выборочное списывание. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка»




Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.4

«Падеж имени прилагательного»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Изменение по падежам имен прилагательных»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.5

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов»


Компьютер, интерактивная доска, проектор, репродукция картины В.А.Серова «Мика Морозов»



5.6

«Склонение

и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.7

«Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Именительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.8

«Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Родительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.9

«Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Дательный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.10

«Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописание их падежных окончаний»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Именительный, родительный, винительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.11

«Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Именительный, родительный, винительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.12

«Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Творительный и предложный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.13

«Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода»


Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.14

«Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.


Компьютер, интерактивная доска, проектор.



5.15

«Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

5.16

«Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Именительный и винительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.17

«Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Родительный, дательный, творительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.18

«Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Родительный, дательный, творительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.19

«Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода»



Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.20

«Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»



Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.21

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Склонение имен прилагательных во множественном числе»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.22

«Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Компьютер, интерактивная доска, проектор, репродукция картины Н. К. Рериха «Заморские гости».



5.23

«Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Именительный и винительный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.24

«Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Родительный и предложный падежи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.25-26

«Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Дательный и творительный падеж»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.27

«Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»


Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.28

Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабари «Февральская лазурь»


Компьютер, интерактивная доска, проектор, репродукция картины И.Э.Грабари «Февральская лазурь»



5.29

«Проверочный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе»



Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.30

«Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных»


Компьютер, интерактивная доска, проектор



5.31

«Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Электронное приложение к учебнику

Имя прилагательное

«Проверочная работа - 5»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор




6.

Местоимение


8

8

6.1

«Роль местоимений в речи»

Электронное приложение к учебнику

Местоимение

«Личные местоимения.

Роль местоимений в речи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

6.2

«Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица»

Электронное приложение к учебнику

Местоимение

«Личные местоимения.

Роль местоимений в речи»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

6.4

«Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений1-го и 2-го лица единственного и множе­ственного числа»

Электронное приложение к учебнику

Местоимение

«Изменение личных местоимений

по падежам»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

6.5

«Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений 1-го и 2-го лица единствен­ного и множественного числа»

Электронное приложение к учебнику

Местоимение

«Изменение личных местоимений

по падежам»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

6.6

«Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями»

Электронное приложение к учебнику

Местоимение

«Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

6.7

«Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

6.8

«Проверочная работа по теме «Изменение местоимений по падежам»

Электронное приложение к учебнику

Местоимение

«Проверочная работа - 6»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2

2

7.

Глагол


33

33

7.1

«Роль глаголов в языке»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Роль глаголов в языке. Время глагола»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.2

«Изменение глаголов по временам»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Роль глаголов в языке. Время глагола»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.3

«Неопределённая форма глагола»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Неопределенная форма глагола»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.4

«Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.5

«Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.6

«Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.7

«Спряжение глаголов (общее понятие)»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Спряжение глагола»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.8

«Распознавание лица и числа глаголов»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.9

«Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«2 лицо глаголов настоящего и будущего времени единственного числа»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.10

«Упражнение в правописании глаголов во втором лице единственного числа и правописании не с глаголами»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«2 лицо глаголов настоящего и будущего времени единственного числа»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор


1

1

7.11

Сочинение по репродукции карти­ны И. И. Левитана «Весна. Большая вода».


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.12

«I и II спряжение глаголов»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«I и II спряжение»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.13

«Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.14

«Наши проекты»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.15

«Правописание безудар­ных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Правописание безудар­ных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.16

«Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов»



Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.17

«Правописание безудар­ных личных окончаний глаголов»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.18

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.19

«Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.20

«Возвратные глаголы (общее пред­ставление)»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Правописание возвратных глаголов»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.21

«Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.22

«Упражнение в правописании безударных окончаний, - ться и - тся в возвратных глаголах»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.23

«Правописание глаголов в прошед­шем времени»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Правописание глаголов в прошедшем времени»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.24


«Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Правописание глаголов в прошедшем времени»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.25

«Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Составление текста на спортивную тему»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.26

«Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.27

«Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.28

«Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану»


Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.29

«Проверочная работа по теме «Глагол»

Электронное приложение к учебнику

Глагол

«Проверочная работа - 7»,

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

7.30

«Проверочный диктант за год»


1

1

8

Итоговое повторение


18

18

8.1

«Работа над ошибками. Язык и речь»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.2

«Текст. Типы текстов»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.3

«Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.4

«Виды предложения по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения »

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.5

«Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.6

«Значимые части слова. Словообразование»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.7

«Правописание гласных и согласных в корне слов»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.8

«Части речи. Морфологические признаки частей речи»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.9

Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.10

«Части речи. Морфологические признаки частей речи»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

1

1

8.11-18

«Звуко-буквенный и звуковой разбор слов»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

8

8


Перечень учебно- методического обеспечения

для обучающихся :


1.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,

«Просвещение», 2014 г 1 часть

2.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,

«Просвещение», 2014 г 2 часть

3. Рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакина в 2-х частях Москва, «Просвещение», 2014г.

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,

«Просвещение», 2014г

2. Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,

«Просвещение», 2014 г 2 части

4. Технологические карты уроков « Русский язык 4 класс» В.П.Канакина,

В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2014 г.

Материально - техническое обеспечение

  1. Таблицы

  2. Плакаты

  3. Репродукции картин

  4. Карточки

  5. Электронное приложение

Список литературы

1. О. В. Узорова. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку в начальной школе». Москва « Дрофа» 2012 год

2 Программа «Школа России». Москва Просвещение 2013год.

3. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»

4. О. В. Узорова. «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления». Москва «Дрофа»2014 год.

5. «Дидактический материал по русскому языку для малокомплектной школы». Москва «Дрофа» 2013 год

6. В. И. Воробьёва «Сочинения по картинам в начальных классах». Издат - школа . Москва 2013 г.

7. Я иду на урок в начальную школу: «Русский язык» :Книга для учителя - М.: Издательство « Первое сентября» 2013 год



























© 2010-2022