Урок литературы в 10 классе

Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется   раскрытию мастерства А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героев.  Размышляя над образами героев, учащиеся развивают умения определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Особое место уделяется развитию творческих способностей учащихся(групповая, исследовательская работа). Групповая работа учащихся позволяет извлекать необходимую информацию из различных источников,  анализ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе

Тема : «Да святится имя Твое…» (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Цель:

Обучающая: помочь раскрыть мастерство А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героев;

Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков, диалогической и монологической речи, аналитического мышления;

Воспитывающая: создать условия для воспитания нравственных качеств учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства)

Тип: изучение нового материала

Метод: частично-поисковый, словесно-иллюстративный

Форма: урок-исследование, групповая работа

Оборудование: эпиграф: «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскресение и смерть…» (А.И.Куприн)

Ход урока.

1.Слово учителя.

Мы продолжаем изучать творчество Александра Ивановича Куприна. Наша задача сегодня более детально остановиться на изучении и анализе рассказа «Гранатовый браслет». Хотелось бы напомнить, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов. Чтобы понять, необходимо заставить свой ум действовать со всей силой.

Итак, мы начинаем. Произведение «Гранатовый браслет» повествует о самом главном в жизни каждого человека. Что же является главным? Обратимся к опорным словам:

1Урок литературы в 10 классе Что даровано абсолютно каждому человеку? (Жизнь и смерть)

2 Что помогает человеку ориентироваться в этом мире? (чувства)

3 Что помогает человеку найти себя в этом мире? (мысли)

4 Что определяет жизненный путь человека? (вера)

5 Что дает человеку силы в этой жизни? (надежда)

- Соедините цифры по порядку. Какая фигура получилась? (звезда)

- однако , нужно помнить, что звезда никогда не засияет, если не поместить в ее центр главное человеческое чувство. Какое? (Любовь).

Да, «Гранатовый браслет» - произведение о самом главном - о любви, о том, ради чего и во имя чего стоит жить на свете.

-Устами героя другого произведения Куприн сказал: «Любовь - талант сродни музыкальному». («Поединок»)

Словарная работа. (по словарю С.И.Ожегова)

-Что такое талант? (выдающиеся врожденные качества, особые природные способности)

-Что такое любовь? (чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения)

-Объясните фразу «талант любви». Кто из героев обладал таким талантом? (Желтков)

Сегодня мы и поговорим о силе и таланте любви в произведении Куприна. Запишите тему «Да святится имя твое…»

2. Анализ произведения.

- Назовите важный ключевой эпизод, являющийся завязкой сюжета. Почему именно этот?

О: Именины Веры Николаевны и подарок Желткова. Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлек за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев.

- Считают ли члены семьи Веры отношение к ней «влюбленного телеграфиста» настоящей любовью? (Было дано опережающее задание)

-А какая она - настоящая любовь? Ответьте определениями. (Поработайте в группах)

- Почему вопрос о настоящей любви был задан Аносову? Что он говорит о любви?

О: Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют нас проникнуться симпатией к этому человеку. Поэтому определение настоящей любви воспринимается как истина. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Ему принадлежат пророческие слова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Любовь, по мнению Аносова - единая, всепоглощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная.

Обратимся к эпиграфу. Попробуем вывести формулу любви. Что есть любовь, по мнению Куприна?

Любовь= трагедия; любовь= радость.

А трагедия=радость? (ответим на этот вопрос в конце урока)

Итак, Вера Николаевна получает подарок от неизвестного ей человека.

- Что для Желткова гранатовый браслет?

О: Для Желткова гранатовый браслет был самой дорогой семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение. И этим самым сокровенным, что у него есть , он хочет поделиться с любимым человеком. По старинному преданию браслет имел свойство сообщать дар предвидения, и действительно, вера Николаевна не могла глаз отвести отпяти алых кровавых огней, предчувствуя беду, несчастье. А мужчин гранатовый браслет охранял от насильственной смерти. Подарив браслет, Желтков как бы лишился такой защиты.

Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым.

- Каким мы увидели Желткова?

1 группа: проанализируйте поведение аристократов по отношению к Желткову.

2 группа: Сравните поведение Желткова в начале разговора и в конце его. Как меняется Желтков? Когда произошел перелом в поведении Желткова? (он перестает чувствовать себя виноватым и понимает нелепость слов Николая Николаевича, когда тот грозит обратиться за помощью к властям) текст стр.247

- Кто же одержал нравственную победу в этом диалоге? В чем это выражается?

Вывод: Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, но и оказался человеком ничуть не уступающим в благородстве аристократам.

-И вот этот благородный человек просит о последнем : написать письмо своей возлюбленной. Какое впечатление произвел на вас текст письма? Чтение учителем

О: письмо прекрасно, как стихи, оно убеждает в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности - громадное счастье. Он благодарен ей только за то, что она существует, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Прощаясь в ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил».

3 группа: Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

О: в обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.

-А как бы вы поступили на месте Желткова, если бы на вашу любовь не ответили взаимностью? (вопрос юношам)

-Какое влияние оказало на Веру Николаевну письмо Желткова?

Прощание Веры с Желтковым - психологическая кульминация произведения. (кадр из к/ф)

-Каким образом Куприн говорит о величии героя? (Вера посещает Желткова после его смерти и сравнивает его с Пушкиным и Наполеоном. Желтков талантлив в своей любви как Пушкин и Наполеон.)

- Чем для Веры Николаевны было прощание с Желтковым?

Прощание Веры с прахом молодого человека, их единственное свидание - поворотный момент в ее жизни. Наступает пробуждение ленивого сердца, музыка помогает проникнуться высоким смыслом его чувств, понять глубину восхищения, нежности и преданности.

Музыка и чтение учеником последних слов Веры (стр. 253-254 текст)

- Жизнь главного героя окончилась трагически.

Предположите: А могло ли все закончиться иначе? Возможна ли любовь без трагедии?

Да, потому что Нет, потому что

О: В данном случае смерть как решение проблемы. Она была неизбежна. Трагедия неразделенной любви приводит Желткова к такой чистоте, высоте и силе чувств, что вероятность земного счастья в данном случае невозможна.

Устное сочинение: Кто из героев вызывает больше сочувствия: княгиня Вера или Желтков? (Поработайте в группе)

О: Трудно сказать, кого из них больше жаль. Пожалуй, княгиню. Любивший ее человек испытал великую радость, был счастлив в несчастье. Любовь его очистила и подняла с земли. А она? Она мечтала о великой любви, а когда она пришла - не заметила ее. Может ли быть что-нибудь обиднее!

Возвращаемся к формуле любви: трагедия = радости?

Вывод: Письмо по кругу (записать по одному предложению - что запомнили из урока)

Домашнее задание: эссе «Любовь - великий дар или проклятие»


© 2010-2022