Олимпиадные задания по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










ОЛИМПИАДЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

5-11 КЛАССОВ












Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ Анастасиевская сош им.ПРО РФ В.А.Гретченко

Лозовая Оксана Анатольевна












Олимпиадные задания по литературе

5 класс

1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.

(максимальное количество баллов - 2,5 б.; по 0,5 за каждый правильный ответ)

1) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко так-то ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.


  1. Жили-были кум с кумой - волк с лисой.

Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

- А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса.

- Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…

3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!

Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»

4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…

5) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается.

Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

- В такую стужу ты рубишь?

- В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился…


  1. Соотнесите термин и его определение.

(2,5 б.)

Термины:

1.Юмор

2.Басня

3.Пословица

4. Поговорка

5. Пейзаж


  1. Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.

  2. Описание природы в литературном произведении.

  3. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4.Краткое образное выражение, незаконченное высказывание

5.Вид комического, весёлый, безобидный, смех.

3. Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции.

(3 б.)


1.Зачин -

2. Завязка действия -

3. Развитие действия -

4..Кульминация -

5. Развязка -

6.Концовка -


1.А в это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошко и говорит потихоньку: «По щучьему велению, по моему хотению - пускай царская дочь меня полюбит».

2.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: «Вот уха будет сладка!» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».

3.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок - Емеля.


4.А у царя во дворе крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.


5.Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.


6. Царь сильно испугался, стал прощения просить: «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня».

4. В квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии.

(3,5 б.)

Ж

у

к

Б

а

ж

н

с

А

о

в

с

о

и

т

Б

а

р

к

в

к

а

х

е

а

и

у

ш

ф

о

Ч

т

й

П

Н

ь

в

й

ы

н

в

о

е

в

и

к

с

о

с


  1. Допишите окончание пословицы. (3 б.)

За копейку спляшем

Горе
Лихо
Лешим слыть
От радости
День терять

Злой плачет от зависти, а добрый от______________


В болоте тихо, да жить там_________


Морских топит море, а сухопутных крушит _________

И вашим и нашим________________________________

В лесу жить,_______________________________

Когда ни умирать,__________________________

6. Восстановите название известной сказки. Укажите её автора. (2 б.)

«С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е е _о с_а_н_ _ и м_г_ч_ м б_ _а_ _ре

к_ _з_ Г_ _ д _н_ и о п _ ек_ _ с_ой _а_ _в_ _ Л_ _ _д_».

7. Назовите фамилии иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок . ( По 1 б. за каждую фамилию)

8.Прочитайте сказку Феликса Кривина.

Научный спор

…Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят учёные споры.

- Какой мокрый этот мир, - начинает Калоша. - Идёшь, идёшь - места сухого не встретишь.

- Да что Вы! - возражает Босоножка. - В мире совершенно сухо.

- Да нет же мокро!

- Именно сухо!

Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля:

- Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым, и сухим; мокрым - когда хозяйка моет пол, сухим - всё остальное время.

А теперь попробуйте сочинить маленькую сказку, где главные герои - самые обычные вещи. Например, книга, варежка, телефон или воздушный шарик. Пусть вам в этом поможет фантазия.

(10 б.)





Ответы 5 класс

1. 1,4 - волшебные

2, 3- про животных

5 - бытовая

2. 1.Юмор - 5 /вид комического, весёлый, безобидный, смех/.

2.Басня - 3 /короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания/.

3.Пословица - 1 /жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием/.

4. Поговорка- 4 /краткое образное выражение, незаконченное высказывание/.

5. Пейзаж - 2 /описание природы в литературном произведении/.

3. Зачин - 3

Завязка действия - 2

Развитие действия - 1

Кульминация - 4

Развязка - 6

Концовка - 5

4. Астафьев, Бажов, Баратынский, Жуковский, Носов, Пушкин, Чехов.

5. Злой плачет от зависти, а добрый от радости

В болоте тихо, да жить там лихо.

Морских топит море, а сухопутных крушит горе

И вашим и нашим за копейку спляшем. В лесу жить, лешим слыть. Когда ни умирать, день терять.

6. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

7. И.Билибин, В.Васнецов

8. Максимальное количество баллов-10
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0-2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0-2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0-2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0-2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1-2 речевых недочётов (0-2 балла).
Предлагаем орфографическую и пунктуационную грамотность учитывать, но не оценивать..

Всего 28,5 б.





























































Олимпиадные задания по литературе

6 класс

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1. Джек Лондон «Любовь к жизни»

А. роман

2. А. Дюма «Три мушкетёра»

Б. сказка

3. М. Лермонтов «Парус»

В. басня

4. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Г. баллада

5. И. Крылов «Тришкин кафтан»

Д. рассказ

6. В. Жуковский «Светлана»

Е. стихотворение

7. Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Ж. повесть

2. Отгадайте загадки:
1) Шел долговяз, в сыру землю увяз.
2) Скатерть бела весь свет одела.
3) Вечером рассыпался горох, утром встал - нет ничего.

3. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»: а) Отечественная война 1812 года, б) Великая Отечественная война, в) первая мировая война.

4. Закончите пословицы:
А) Красна птица перьем, …
Б) Не зная броду,…
В) Слово - серебро, …
Г) Глаза страшатся, …

5. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

6. Определите, героями каких художественных произведений являются эти персонажи.

Солоха, Митраша, Тыбурций, Джон Сильвер.

7. Что такое эпилог?

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

9. Придумайте монолог Солнца, Дождя, Школьного портфеля, Классной доски, Дерева, Компьютера, Детской площадки, Учебника литературы (на выбор).










Ответы 6 класс

1. Джек Лондон «Любовь к жизни» - рассказ

А. Дюма «Три мушкетёра» - роман

М. Лермонтов «Парус» - стихотворение

В. Г. Короленко «В дурном обществе» - повесть

И. Крылов «Тришкин кафтан» - басня

В. Жуковский «Светлана» - баллада

Г. Х. Андерсен «Русалочка» - сказка

1. Д 5. В

2. А 6. Г

3. Е 7. Б (7б)

4. Ж

2. 1)Дождь 2) Снег 3) Звёзды (3б)

3. а (1б)

4. а) … а человек - уменьем.

б) … не суйся в воду.

в) … а молчанье - золото.

г) … а руки делают. (4б)

5. А) Пушкин А. С.

Б) Лермонтов М. Ю.

В) Толстой Л. Н. (3б)

6. Солоха - «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь, Митраша - «Кладовая солнца» Пришвин М. М., Тыбурций - В. Г. Короленко «В дурном обществе», Джон Сильвер - Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ». (8б)

7. Эпилог - это заключительная часть художественного произведения, рассказывающая о героях, их судьбе после изображаемых событий. (1б)

8. ямб (2б)

9. 10б - максимум






Олимпиадные задания по литературе

7 класс

№1. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

7 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ)

Дефорж -

соперник купца Калашникова -

два кавказских пленника -

герой по прозвищу Хамелеон -

горный мастер -

человек на часах -

Бирюк -

№2. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенных ниже

6 баллов (по одному за каждый правильный ответ)

Басня «Малахитовая шкатулка»

Баллада «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Рассказ «Лисица и виноград»

Стихотворение «Светлана»

Сказ «Листок»

Былина «Толстый и тонкий»

№3. Правильно ответьте на вопрос, что такое пиррихий

1 балл

А) трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге стопы

Б) тон речи, ее ритмико-мелодическая сторона

В) два смежных безударных слога в ямбическом или хореическом стихе

Г) соразмерное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке

№4. Как называется небольшое прозаическое произведение, изображающее действительные факты и события

1 балл

А) рассказ

Б) очерк

В) сказ

Г) летопись

№5. Прочитайте фрагмент из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1 балл за правильный ответ

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он…

Из приведенного ниже перечня выберите название художественного средства, использованного поэтом в этом фрагменте:

А) сравнение

Б) эпитет

В) метафора

Г) гипербола

Д) олицетворение


№6. I. Определите произведения и их авторов по приведённым портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет:

7 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ)

А) От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

Б) Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.

В) (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.

II. Определите жанр, название произведения и его автора по приведённым перечням слов:

А) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

Б) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

В) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

Г) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

№7.Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
3 балла (по одному баллу за каждый правильный ответ)

а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, романс, рассказ
в) метафора, эпитет, песня

№8.Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
3 балла (по одному баллу за правильное определение размера, вида рифмы и рифмовки)

Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

№9. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб - это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.


2 балла (1 балл за ответ, 1 балл за обоснование ответа)
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

А.С. Пушкин

-------------------------------------------------

Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

№10. По словам А.Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.

За рассуждение - 5 баллов, за каждый пример по 1 баллу.

№11. Проанализируйте стихотворение известного русского поэта Х1Х века А.А. Фета (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие), раскройте свое понимание его проблемы. Охарактеризуйте поэтическую индивидуальность автора; выразите свои мысли и чувства, возникшие при прочтении произведения.


15 баллов

Ещё весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Ещё овраги полны снега.
Еще зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях.
Их, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.








Ответы 7 класс

№1. 7 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ)

Дефорж (Дубровский);

соперник купца Калашникова (Кирибеевич);

два кавказских пленника (Жилин и Костылин);

герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов),

горный мастер (Данила),

человек на часах (Постников),

Бирюк (Фома).

№2. 6 баллов (по одному за каждый правильный ответ)

Басня - «Лисица и виноград»

Баллада - «Светлана»

Рассказ - «Толстый и тонкий»

Стихотворение - «Листок»

Сказ - «Малахитовая шкатулка»

Былина - «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

№3 1 балл

Пиррихий - два смежных безударных слога в ямбическом или хореическом стихе

№4 1 балл

Очерк - небольшое прозаическое произведение, изображающее действительные факты и события

№5 1 балл

Олицетворение «ключ играет и лепечет»

№6. 7 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ)

I. А)Портрет Владимира Дубровского, А.С. Пушкин « Дубровский»

Б) Портрет Фомы, по прозвищу Бирюк, И.С. Тургенев »Бирюк»

В) Портрет Толстого, А.П. Чехов « Толстый и тонкий»

II. А)Баллада В.А. Жуковского « Светлана»

Б) Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

В)Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Г) Басня И.А. Крылова « Демьянова уха»

№7. 3 балла (по одному баллу за каждый правильный ответ)

а) хорей - двусложный размер стихосложения
б) романс - лирический жанр
в) песня - лирический жанр

№8. 3 балла (по одному баллу за правильное определение размера, вида рифмы и рифмовки)

Ямб, 1 - 3 - женская, 2 - 4 - мужская, перекрёстная

№9.2 балла (1 балл за ответ, 1 балл за обоснование ответа)
ОТВЕТ - в стихотворении Пушкина.

№10. За рассуждение - 5 баллов, за каждый пример по 1 баллу.

№11. 15 баллов

По одному баллу за:

1) орфографическую грамотность,

2) отсутствие пунктуационных ошибок,

3) отсутствие речевых ошибок,

4) грамматических ошибок,

5) достаточность цитатного материала и правильность его изложения,

6) правильное определение ведущего переживания, чувства, настроения, отразившегося в поэтическом произведении,

7) правильное определение лирической ситуации, представленной в стихотворении (конфликт героя с собой, внутренняя несвобода героя и т.д.)

8) за каждый пример поэтической лексики (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) - 4 примера,

9) за каждый пример фигур поэтической речи (повторы слов, анафоры) -2 примера,

10) за каждый пример поэтической фонетики (аллитерация, ассонанс) - 2 примера.




























Олимпиадные задания по литературе

8 класс


I. Знание текстов художественных произведений.

1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

А) Очумелов

Б) Дефорж

В) Наталья Савишна

Г) Княгиня Волконская

2.О каких героях, какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.

А.Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

Б. …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

II. Историко-литературные задания.

3.Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?

«Илиада» Гомера, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечникова.

4.Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

«Капитанская дочка».

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

«История Пугачёва».

Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке и вооружён винтовкою.

III. Знание теории литературы.

5. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

А. Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

Б. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

В. Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Г. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Д. Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

6.Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол,на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат - осенней ночи ждут.

И.Бунин


IV. Интерпретация лирического произведения.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение - анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснётся,

Он исчезнет без следов;


Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.


Е.Баратынский


  1. О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).

  2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?На каком приёме оно построено?

  1. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?

  2. Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?

  3. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?

7. Определите стихотворный размер.






Ответы 8 класс

I. Знание текстов художественных произведений.

1. А) А.П. Чехов «Хамелеон».

Б) А.С. Пушкин «Дубровский».

В) Л.Н. Толстой «Детство».

Г) Н.А. Некрасов «Русские женщины».

По 1 баллу за правильный ответ. Макс. - 4 б.

2. А. Андрий. Б. Остап (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). Макс. количество - 2 балла.

II. Историко-литературные задания.

3. «Илиада» Гомера - древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

И.Лажечников. «Ледяной дом». Действие романа происходит во время царствования императрицы Анны Иоанновны: строительства ледяного дома для свадьбы царского шута (XVIII век).

По 1 баллу за правильный ответ. Макс. - 5 б.

4.В «Истории Пугачёва» дано деловое описание внешности Пугачёва. Официально - деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов. Описание внешности героя в романе - это художественный стиль речи. Задача портрета в романе - дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»). Макс. - 5 баллов.

III. Знание теории литературы.

5. А. Былина. Б. Житие. В. Басня. Г. Пословица. Д. Загадка.Макс. - 5 баллов.

6. А) Сравнение. Б) Олицетворение.Макс. - 2 балла.

IV. Интерпретация лирического произведения.

1.Макс. количество - 4 балла.

2.Макс. количество - 4 балла.

3.Макс. количество - 2 балла.

4.Макс. количество - 2 балла.

5. Макс. количество - 1 балла.

6. Макс. количество - 2балла.

7. Макс. количество - 2 балла.

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

5

Макс.

5б.

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

4

Есть композиционные и логические нарушения

3

Композиционные и логические нарушения значительны

2

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

1

Высказаны несвязные мысли

0

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

5

5

3-4 ошибки

4

5-6 ошибок

3

7-8 ошибок

2

9 ошибок

1

Более 9 ошибок

0

10

Макс. кол-во баллов за заданиеIV- 27.

Максимальное количество баллов за всю работу - 50.





Олимпиадные задания по литературе

9 класс

1. По портретной характеристике определите героиню,
название произведения и его автора.

а). ...фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика IV; рукава а l imbecile торчали, как фижмы у Madam de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах.

б). Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно.

в). Не такою воображал он ее видеть: это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту; но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде; тогда было в ней что-то неоконченное, недовершенное; теперь это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. То была прелестная, ветреная девушка; это была красавица, женщина во всей развившейся красе своей. Полное чувство выражалось в ее поднятых глазах, не отрывки, не намеки на чувство, но все чувство. Еще слезы не успели в них высохнуть и облекли их блистающею влагою, проходившею в душу; грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадала на грудь, казалось, все до одной изменились черты ее.

г). Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки ее что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками.

2.Какие произведения заканчиваются так?

а) И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

б) Он без ума... счастлив... а я? Навек лишен
Спокойствия и чести!

в) Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже.

г) Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

д) Ужасный век, ужасные сердца!

3.Определите жанр стихотворения, систему стихосложения, литературное направление, которому оно принадлежит.

E. А. Баратынский

Рассеивает грусть пиров веселый шум.
Вчера, за чашей круговою,
Средь братьев полковых, в ней утопив мой ум,
Хотел воскреснуть я душою.
Туман полуночный на холмы возлегал;
Шатры над озером дремали,
Лишь мы не знали сна - и пенистый бокал
С весельем буйным осушали.
Но что же? Вне себя я тщетно жить хотел:
Вино и Вакха мы хвалили,
Но я безрадостно с друзьями радость пел:
Восторги их мне чужды были.
Того не приобресть, что сердцем не дано.
Рок злобный к нам ревниво злобен,
Одну печаль свою, уныние одно
Унылый чувствовать способен.

4.Назовите имена русских поэтов начала XIX века, писавших сонеты.

5.Назовите известные вам стихотворения А. С. Пушкина, ставшие романсами.

6.Где разворачивается действие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

7.Напишите статью в словарь литературоведческих терминов: «Градация».

8.Напишите небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему
«Край родной, навек любимый...».

Ответы 9 класс

1.

а) А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», Лиза;
б) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Тамань», Ундина;
в) Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба», полячка;
г) Н. В. Гоголь. «Мертвые души», Манилова.

2.

а) «Цыганы»;
б) «Маскарад»;
в) «Бригадир»;
г) «Горе от ума»;
д) «Скупой рыцарь».

3.

Желательно указать:
Элегия, силлабо-тоническая система, романтизм.

3.

Желательно указать:
В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский.

5.

Желательно указать:
«Я помню чудное мгновенье...», «Я здесь, Инезилья...», «Подъезжая под Ижоры...», «Пророк», «Не пой, красавица, при мне...».

6.

Желательно указать:
Койшаурская долина, Пятигорск, Тамань, переезд у горы Крестовая, Гуд-гора, Чертова долина, станция Коби, Владикавказ, Кисловодск, скала Кольцо, крепость N, казачья станица.



Олимпиадные задания по литературе

10 класс

Задание 1. Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.

а) Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,

б) И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;

в) Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

г) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.


Всего 16 баллов

Задание 2.

Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.

а) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?

б) Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось -

И, падая стремглав, я пробуждался....

И три раза мне снился тот же сон.

Не чудно ли?

в) Или твоя вера запрещает полюбить меня?

г) А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?

д) Я странен… А не странен кто ж?

Всего 5 баллов

Задание 3

Многие образы, созданные русскими писателями, получа­ли прямо противоположные оценки в критике. Знаете ли вы, кому принадлежат эти суждения? Как объяснить разницу в трактовках образов:

а) «Татьяна - существо исключитель­ное, натура глубокая, любящая, страстная»;

б) «Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло»;

в) «Чацкий совсем не умный чело­век, но Грибоедов очень умен»;

г) «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».

Всего 8 баллов

Задание 4

Назовите героя, автора и произведение.

У кого из литературных героев:

1) «Водились книги, большею частию военные, да романы… стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, словно соты пчелиные». Герой________Автор________Произведение____________

2) «Вицмундир был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…» Герой______Автор ____Произведение________

3) (Разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом… но всё это не помогало, или вызывало тошноту». Герой_______Автор_________Произведение__________________

Всего 9 баллов.

Задание 5

Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:

Л.Н.Толстой «После бала» повесть

Ф. Шиллер «Перчатка» историческая песня

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» рассказ

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» баллада

И.С.Тургенев «Ася» сказка

«О Полтавской битве» стихотворение

Н.А.Некрасов «Тройка» поэма

Всего 7 баллов.

Задание 6

Определите по приведённым биографическим фактам фамилию русского писателя.

Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, усмирял пугачёвский бунт. В разное время занимал высшие государственные должности - сенатора, государственного казначея, министра юстиции.

Всего 4 балла.

Задание 7

.

На какие стихотворения А.С.Пушкина русские композиторы написали романсы, ставшие знаменитыми?

Всего 8 баллов

Задание 8

В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.


а) Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.

б) Как по вольной волюшке -
По зелену морю
Ходят все кораблики,
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодочка неснащеная,
Двухвесельная.
Буря ль разыграется -
Старые кораблики
Приподымут крылышки,
По морю размечутся.

Стану морю кланяться
Я низехонько...

в) Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных слов.
О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою.

г) Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!


д) К берегам священным Нила…

Всего 5 баллов

Задание 9

Вставьте пропущенные числа в приведенные ниже цитаты. Коротко объясните, при каких обстоятельствах литературным героям приходится заниматься подсчетами. Назовите художественное произведение и его автора.

1. Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ………. рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Автор

Название произведения

2. Да-с, - сказал Петрович. - Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в ………….. войдет.

Автор

Название произведения

Всего 8 баллов.

Задание 10

Произведите сопоставительный анализ двух стихотворений.

А. С. Пушкин

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты ...

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

М. Ю. Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Всё жив, хотя бессилен он;

Другим предавшимся мечтам

Я всё забыть его не мог;

Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный - всё бог!

Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:


  1. Идейно-тематический 5 баллов

  2. Композиционный 5 баллов

  3. Мотивы и образы 5 баллов

  4. Особенности стиха (метр, ритм,

рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов

Всего 20 баллов

Всего 90 баллов







Ответы 10 класс

Задание 1.

Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.

а) Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

А.С.Пушкин «Арион»


б) И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад

М.Ю. Лермонтов «Дума»

в) Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

А. А. Блок «Россия»

г) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С.А.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных …»


Правильное продолжение текста -2 балла

Указание на автора и название - 2 балла

Всего 16 баллов.

Задание 2

1.Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.

а) Стародум «Недоросль» Д.И.Фонвизин

б)Григорий «Борис Годунов» А.С.Пушкин

б) в) Печорин «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов

г) Пугачев «Капитанская дочка» А.С.Пушкин;

д) Чацкий «Горе от ума» А.С.Грибоедов

За каждый правильный ответ 1 балл

Всего 5 баллов.

Задание 3

а) В.Г. Белинский; б) Д.И. Писарев; в) А.С. Пушкин; г) И.А. Гончаров.

Верное объяснение разницы в трактовках - 2 балла, имя автора - 1 балл.

Всего 8 баллов.

Задание 4

1) (Сильвио) - А.С.Пушкин. «Выстрел

2) (Акакий Акакиевия Башмачкин ) - Н.В.Гоголь. «Шинель»

3) (Генерал-майор Булдеев)- А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»


За каждый правильный ответ 1 балл

Всего 9 баллов.

Задание 5

Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:


  1. Л.Н.Толстой «После бала» рассказ

  2. Ф. Шиллер «Перчатка» баллада

  3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» поэма

  4. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» сказка

  5. И.С.Тургенев «Ася» повесть

  6. «О Полтавской битве» историческая песня

  7. Н.А.Некрасов «Тройка» стихотворение

Всего 7 баллов.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Задание 6

Г.Р.Державин

Всего 4 балла.

Задание 7

Г.Свиридов. «Зимняя дорога»; М.Глинка. «Зимнее утро»; А.Даргомыжский. «Ночной зефир», «Девицы-красавицы»; Римский-Корсаков. «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Цветок засохший» и др.

За название романса по 0,5 балла; за имя композитора - по 0,5 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 8

В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.

а) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;

б) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова:

в) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;

г) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

д) М.А. Булгаков «Собачье сердце».

Всего 5 баллов.

Задание 9

6.1. Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Автор А.С.Пушкин

Название произведения «Капитанская дочка».

6.2. Да-с, - сказал Петрович. - Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в 200 войдет.

Автор Н.В.Гоголь

Название произведения «Шинель»

За верно названную сумму - 1 б.,

за правильное название произведения -1 балл и автора - 1 балл

за определение обстоятельств подсчета - 1балл.

Всего 8 баллов.

Задание 10

Всего 20 баллов

Всего 90 баллов


Олимпиадные задания по литературе

11 класс


I Анализ поэтического текста.

Г.Р.Державин

Князь Кутузов - Смоленский

Когда в виду ты всей вселены

Наполеона посрамил,

Языки одолел сгущены,

Защитником полсвета был;

Когда тебе судьбы предвечны

Ум дали - троны царств сберечь,

Трофеи заслужить сердечны,

Осилить Александров меч;

Злодеев истребить враждебных,

Обресть бессмертный лавр побед,

В вратах Европы растворённых

Смыть кровью злобы дерзкий след;

Москву освободить попранну,

Отечество спасти от зол,

Лезть далее путь пресечь тирану,

Един основывать престол,-

Не умолчит потомств глагол!

Се мать твоя, Россия, - зри -

Ко гробу руки простирает,

Ожившая тобой, рыдает,

И плачут о тебе цари!

1813 г.

Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.

  1. О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.

Он поведет нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело - звонкое скаканье Медного Всадника...


  1. О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.

А. «Он был лет сорока, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

ОТВЕТ .

Б. «Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит?»

ОТВЕТ .

В. « Я молод, я студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»

ОТВЕТ .

  1. В жизни каких литературных героев участвовали такие реальные исторические лица, как:

А. А.Пушкин (как внесценический персонаж);

ОТВЕТ .

Б. Моцарт

ОТВЕТ .

В. Наполеон

ОТВЕТ .

4.Назовите известные Вам литературные журналы 1-половины 20 века. (Желательно указать не менее трёх журналов)

.

5.Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

А. амфибрахий, анапест, аллитерация

ОТВЕТ .

Б. метафора, мадригал, метонимия

ОТВЕТ .

В. эпифора, эпиграмма, эпитафия

ОТВЕТ .

Продемонстрируйте историко - культурную эрудицию, выполнив следующие задания.

  1. Вычеркните все, что НЕ относится к памятникам древнерусской культуры:

Софийский собор в Киеве; Симонов монастырь в Москве; «Троица» А.Рублева; «Апостол» И.Федорова; Покровский собор(храм Василия Блаженного); «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»; «Боярыня Морозова» В.Сурикова; Царскосельский лицей; храм Христа Спасителя; «Смольнянки» - цикл портретов Д.Левицкого; «Домострой»; Московский университет; «Жизнь за царя» М.Глинки; «Повесть о Горе - Злосчастии»; ансамбль Кижского погоста; церковь Покрова на Нерли; «Литургия Иоанна Златоуста» С.Рахманинова.


  1. Этот русский художник свои картины комментировал в стихах. Назовите его фамилию и полотно, о котором идет речь в приведенном отрывке. Какие еще работы этого художника вам известны?

...Вот извольте посмотреть:

Вот купецкий дом, -

Всего вдоволь в нем.

...А вот извольте посмотреть:

Как жениха ждут...

Как наша пташка сбирается улететь;

А умная мать

За платье ее хвать!

...В другой горнице

Майор толстый, бравый

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек доберусь!»

IV Творческое задание.

Напишите небольшую (15-20 предложений) творческую работу на тему: «Моя будущая профессия - литературный критик».




Ответы 11 класс

I Анализ поэтического текста -макс. 16+3=19 баллов

Содержание анализа

Баллы

Глубина истолкования темы и идеи произведения

Учащийся верно понимает проблематику стихотворения, комментирует авторский замысел, демонстрируя самостоятельность суждений


2

Учащийся в целом понимает проблематику текста, но комментирует авторский замысел поверхностно или пользуясь готовыми стереотипами


1

Учащийся не обнаруживает понимания проблематики произведения

0

Анализ образной системы произведения


Учащийся глубоко и полно анализирует образную систему лирического произведения

4

Учащийся обращается к образной системе произведения, но анализирует её упрощённо

2

Учащийся не анализирует образную систему

0

Анализ художественных средств изображения


Учащийся объясняет роль наиболее характерных для текста художественных средств в раскрытии проблематики произведения, в выражении мыслей и чувств лирического героя

2

Учащийся называет художественные средства, не объясняя их функции

1

Учащийся не обращается к художественным средствам

0

Обоснованность привлечения текста


Текст привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты комментируются, текст приводится как доказательство самостоятельных суждений пишущего и т.п.)

2

Текст привлекается недостаточно обоснованно (цитата без объяснения смысла)

1

Суждения текстом не подтверждаются

0

Последовательность и логичность анализа


Основная мысль развивается последовательно и логично, установлена связь между суждениями и частями высказывания

2

Встречаются отдельные нарушения последовательности изложения

1

Анализ носит фрагментарный характер

0

Разнообразие использованных языковых средств выражения


Учащийся владеет терминологией, разнообразными средствами лексического выражения мысли, использует сложные синтаксические конструкции

2

Учащийся в целом владеет терминологией, средствами лексического выражения мысли, но затрудняется в использовании сложных синтаксических конструкций

1

Учащийся слабо владеет письменной речью

0

Следование нормам речи


Допустимы 1-2 речевых недочёта

2

Допустимы 3-5 речевых недочёта

1

Допущено более 5 речевых недочётов

0


Примечание.

За оригинальность, самостоятельность суждений может быть добавлено до 3-х баллов.

II Историко - литературный аспект.

За правильный ответ от 0,5 до 1,0 балла.

  1. А.С.Пушкин. Упоминание поэм «Цыганы» и «Медный Всадник» - 2 балла

  2. А. Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 1 балл

Б. Молчалин, А.С.Грибоедов «Горе от ума» - 1 балл

В. Петя Трофимов, А.П.Чехов «Вишневый сад» - 1 балл

  1. А.«На дружеской ноге» с Хлестаковым - 0,5 балла

Б. Сальери - 0,5 балла

В. Андрей Болконский - 1 балл

  1. «Новый мир», «Октябрь».»Огонёк», «Крокодил», «Ёж». «Чиж», «Костёр». «Пионер» и т.д.- по 0,5 баллов за название

  2. А. Аллитерация не является стихотворным размером - 1 балл

Б. Мадригал - поэтический жанр - 1 балл

В. Эпифора - стилистическая фигура - 1 балл


Максимально 14 -15 баллов

III Историко - культурный аспект.


  1. За каждый правильный ответ 0,5 балла.

К памятникам нового времени (XVIII век и далее) относятся: «Боярыня Морозова» В.Сурикова; Царскосельский лицей; храм Христа Спасителя; «Смольнянки» - цикл портретов Д.Левицкого; Московский университет; «Жизнь за царя» М.Глинки; ансамбль Кижского погоста; «Литургия Иоанна Златоуста» С.Рахманинова.

  1. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 5 баллов.

П.А.Федотов «Сватовство майора». Он же автор таких картин, как «Свежий Кавалер», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор»


Максимально 9 баллов


IV Творческое задание.

При оценке этого задания учитываются глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка.


Максимально 10 баллов


Общая сумма баллов - 54 - 55.




© 2010-2022