Конспект урока по русскому языку Прямая речь. Диалог

Данный урок целесообразно проводить  в пятом классе на последнем уроке изученной темы. Целями урока являются : повтороить материал о прямой речи, диалоге, развивая логическое мышление, повышая культуру речи, учащегося; формирование у школьников интереса к изучаемому предмету. Дети в этом возрасте любят играть, поэтому форма урока - игра - путешествие. На большом корабле  "Русский язык"  учащиеся совершают путешествие, преодолевая встречаемые трудности: вставить пропущенную букву, , произвести мо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: повторить учебный материал о прямой речи, диалоге, развивая

логическое мышление, повышая культуру речи учащегося; формирование у

школьников интереса к изучаемому предмету.

Вид урока: игра путешествие.

Оборудование: магнитофон, карточки, телефон, картины, корабль, плакаты.

Ход урока:

Вступительное слово учителя (на фоне музыки).

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Прямая речь. Диалог». Этот урок необычен по своей форме - урок-путешествие.

Сейчас на корабле, который получил название «Русский язык», я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие. Наш корабль стоит в гавани. Мы прекрасно знаем, что ни один капитан корабля, который не знает маршрута движения, никогда не выйдет в открытое море. Позвольте мне сейчас ознакомить вас с маршрутом нашего путешествия. Но что такое? Наш маршрут зашифрован! Мы должны его расшифровать. А чтобы это сделать, нам потребуется знания ранее изученных орфограмм.

Задания: вставить пропущенный буквы, объяснить.

  1. Неув…дающий, уд…вительный, просл…влять, скр…пучий, упр…влять, ук..ризна, св…тильник.

  2. Ни…кий, моро…, берё…ка, ро…кий, ватру…ка, проез…, сла..кий.

  3. Наскор…, вправ…, засветл…, занов…, досыт…, изредк…, задолг… .

Учитель: Итак, вспомнив раздел науки о языке, где изучается правильное написание слов, то есть орфографию, мы тем самым смогли расшифровать маршрут. Сейчас я вам его зачитаю.

Маршрут.

Согласно плану путешествия мы должны побывать на полуострове «Прямая речь»; вспомнить определение прямой речи и знаки препинания при ней. Потом наш корабль возьмет курс к острову «Диалог», где мы вновь вспомним определение диалога и знаки препинания при нем. Наш корабль вышел в открытое море. Но что это? Шлюпки на воду! На помощь отправятся самые отважные члены нашего экипажа.

Задания: буквы -е -и - спорят, какой из них стоять в окончании имен существительных.

Расти у речк…, побывать в цирк…, идти по тропинк…, деревья в инее…, повернуть с алле….

Учитель: Молодцы! Отважные у нас на корабле моряки. Я думаю, что мы теперь без приключений сможем отправиться в путешествие.

Голос: Товарищ капитан, получена радиограмма.

Учитель: Позвольте взглянуть (зачитывает).

«Я приглашаю вас на остров «Обращение». Ну что ж, вновь небольшая заминка (сделать синтаксический разбор предложения). Остров - м.р., 2скл., ед.ч., И.п.

Учитель: Ну что ж, давайте будем людьми уважительными и вспомним

1.Что такое обращение?

2.Рассказать о знаках препинания при обращении.

Итак, наш корабль направляется к полуострову «Прямая речь». Его величество «Прямая речь» сама вышла нас встречать. Давайте сделаем приятное хозяйке полуострова и покажем, что мы ее давно и хорошо знаем.

1.Что называют прямой речью?

2.Рассказать о знаках препинания при прямой речи.

Учитель: Прямая речь, как ты оценишь ответы членов нашего экипажа?

Прямая речь: Молодцы! Но у меня вновь беда. Пираты похитили с моего полуострова все знаки препинания. Предложения стоят без точек, запятых, кавычек, тире. Помогите вернуть на мой полуостров знаки препинания.

Учитель: Поможем , ребята?

Задания: Расставьте знаки препинания.

(Прямая речь поднимает плакаты с написанными предложениями без знаков препинания, их надо расставить).

Учитель: Ну что скажешь, Прямая речь?

Прямая речь: Спасибо! А сейчас я хочу провести конкурс на лучшего эрудита. Кто быстрее и правильнее составит предложения по схемам.

Задания: Составить предложения по схемам.

(Прямая речь поднимает плакаты, учащиеся составляют по ним предложения).

Прямая речь: Спасибо, ребята! Я довольна вашими знаниями. Удачного вам плавания.

Учитель: Наш корабль берёт курс на остров «Диалог».

Диалог: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть на своём острове. И сейчас я хочу увидеть и услышать, что вы знаете обо мне?

Учитель: Ребята, скажите что вам известно о диалоге? Расскажите о знаках препинания при нем.

Задание:

1. творческое

Представьте себе, что вы разговариваете со своим другом, подругой. На какие просьбы, советы вы могли бы получить следующие ответы своего собеседника:


  1. Конечно, помогу! О чём разговор?

  2. Спасибо! Обязательно прочитаю!

  3. С удовольствием!

  4. Сегодня, к сожалению, не могу!

2.Расставить знаки препинания (раздаются карточки).

Диалог: Ребята, я слышал, что вы получали домашнее задание- показать возможные формы диалога. Покажите, что вы сделали?

1 ученица- стихотворение Некрасова

2 ученица- разговор по телефону

(учащиеся инсценируют формы диалога).

Учитель: Молодцы! Форм диалога у нас в жизни действительно много. Но что скажешь, диалог?

Диалог: Молодцы, ребята! Я доволен. Мне приятно, что меня вы тоже знаете.

Учитель: Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Что мы сумели повторить за время путешествия. Расскажите, пожалуйста! Я благодарю экипаж за активную работу в течение всего путешествия. (Оцениваются ответы учащихся). А сейчас наш корабль бросил якорь. Подать трап. Экипаж приглашается к выходу.

© 2010-2022