Конспект урока по русскому языку Не с глаголами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема: НЕ с глаголами.

Цель урока: повторение правописания частицы НЕ с глаголами.

Задачи:

1. Обучающие: совершенствовать знания о глаголе и правописании с ним частицы НЕ, познакомить с глаголами-исключениями.

2. Воспитывающие: привлекать интерес к истории русского языка; воспитывать культуру речи.

3. Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся, формировать орфографическую зоркость.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Оборудование урока: учебники русского языка для 5 класса (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.).

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап.

Здравствуйте, дети. Садитесь. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода! Надеюсь, и настроение у вас такое же солнечное.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

Здороваются, открывают тетради, делают нужные записи.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнем с вами изучать новую тему, а для вас она уже совсем и не новая, нужно вспомнить, какую часть речи мы стали повторять на прошлом уроке.

- А что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

- Значит глагол имеет времена? какие? (прошедшее, настоящее и будущее)

- А чаще всего каким членом предложения является глагол? (сказуемым)

Хорошо. Посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Дома вам нужно было выполнить упражнение 611, выписать однокоренные глаголы и существительные из текста Лесной оркестр, определить устно время, число и лицо глаголов. Вот устную вашу работу мы сейчас и проверим.

- Сколько в этом тексте оказалось простых нераспространенных предложений ? ( 6 предложений)

- Какое вы выписали сложное предложение и с однородными членами ? (Барабанят дятлы....иволги. - сложное. Жужжат....пчелы - с однородными членами)

Отвечают, что стали повторять глагол.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Глагол изменяется по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам.

Поют - наст., 3 л., мн.ч.

Скрипят - наст., 3 л., мн.ч.

Барабанят - наст, 3 л., множ.ч.

Лает - наст., 3 л., ед.ч.

Кашляет - наст., 3 л., ед.ч.

Воет - наст., 3 л., ед.ч.

Ухает - наст., 3 л., ед.ч.

Жужжат - наст., 3 л., мн. ч.

Урчат - наст., 3 л., мн.ч.

Квакают - наст., 3 л., мн.ч.

Смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р)

Структурирование знаний(П)

Постановка вопросов(К)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа в парах .

-Составьте предложение из разрезных карточек.

1.Друг в беде бросит.

2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

3.Бросай друга в несчастье.

4. Дружба - как стекло, разобьёшь - склеишь.

-Что это за предложения?

-Вам они понравились?

-Почему пословицы звучат бессмысленно?

-Перед какой частью речи надо поставить не?

-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица - это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.

-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд )

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Составляют пословицы.

Пословицы нет.

Не хватает не.

Предположение детей.

Правописание не с глаголами. Научиться правильно писать не с глаголами. Повторить написание НЕ с глаголами.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

Хорошо, что вы так умело формулируете цель. Действительно, кому-то придется лишь повторить, как пишутся НЕ с глаголами, а кому-то и заново изучить. Давайте прочитаем правило по нашей теме на странице 230.

- Мы узнали из этого правила что-то новое? (Да, что есть глаголы исключения)

- А какие глаголы являются исключениями? (те, которые без НЕ не употребляются)

- Давайте попробуем записать несколько глаголов под диктовку и выявить, какие из них без НЕ не употребляются: не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится, не открыл, негодовать, не прочитают, недомогал, не принадлежала, ненавидеть.

- Сделаем вывод, всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?

- Записываем в тетради: упражнение 614. Пожалуйста, прочитайте задание. Да, все верно, заменим данные глаголы синонимичными, где НЕ будет писаться слитно. Слова для справок у вас имеются.

- Задание выполнено абсолютно верно, но не все. Что за разбор предлагает нам автор учебника? (фонетический разбор слова НЕЛЬЗЯ). Выполним его коллективно.

Читают правило про НЕ с глаголами вслух, отвечают на вопросы, записывают глаголы, объясняя правило вслух.

Делают вывод, что глаголы нездоровится, негодовать, недомогал и ненавидеть пишутся слитно, так как без НЕ не употребляются.

Подводят итог, что НЕ с глаголами не всегда пишется отдельно. Есть такие глаголы, которые без НЕ не употребляюся.

Выполняют упражнение 614.

1. Он негодовал.

2.Нельзя его неволить.

3. Брат недоумевал.

4. Я недомогаю.

5.Шторм неистовствовал.

Выполняют фонетический разбор слова НЕЛЬЗЯ.

Вывод: 6 б., 5 зв.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; (П)

Владение монологической и диалогической формами речи (К)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Посмотрите, пожалуйста, на полях нашего учебника, в оранжевой рамочке есть слова. Давайте прочитаем их.

- Запишем и выполним упражнение 616.

- Что нам нужно сделать?

- Все верно. Я прошу вас составить не просто шесть вопросительных предложений, а шесть распространенных вопросительных предложений.

- Помните ли вы, какие предложения мы называем распространенными?

- Ответ верный, приступаем к самостоятельной работе над упражнением.

Читают слова в рамочке, выполняют упражнение 616, предварительно ответив, что распространенными называются те предложения, которые имеют второстепенные члены предложения.

Целеполагание, оценка (Р)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; (П)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

После того, как упражнение закончено, дети озвучили свои предложения, переходим к объяснению домашнего задания.

- Время нашего урока подходит к концу, откройте дневники, запишите домашнее задание.

- На отметку «4» или «5» нужно полностью и верно выполнить упражнение 617. Если вам достаточно оценки «3», вы пока еще не отлично усвоили тему, то выполните упражнение 615.

Выбирают домашнее задание и записывают его.

Самоопределение (Л)

Целеполагание, контроль, коррекция, оценка (Р)

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте обобщим знания, полученные на нашем уроке.

- Над какой темой мы сегодня работали? (НЕ с глаголами)

- Какую цель перед собой ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели?

- Мы открыли новые знания: НЕ - частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке?

-В чём были трудности?

- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу.

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)


© 2010-2022