- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по литературе Легенды и мифы седого Саяна
План-конспект урока по литературе Легенды и мифы седого Саяна
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Метелица Л.П. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока внеклассного чтения в 7-ом классе.
Тема «Тофаларский фольклор. Легенды и сказки седого Саяна».
(Урок проводится после освоения учащимися в курсе литературы 7-ого класса темы «Устное народное творчество»)
« Тайгу не зная - заблудишься.
Прошлого не зная - споткнёшься».
(Тофаларская пословица)
Цель:
-
Познакомить учащихся со сказками и легендами тофов;
-
Сделать анализ некоторых тем тофаларского фольклора.
Задачи:
-
Воспитывать любовь к истории родного края, тофаларского народа;
-
Воспитывать бережное отношение к тофаларскому фольклору, стремление изучать его и через фольклор познавать прошлое тофаларского народа;
-
Учить бережно относиться к народным традициям и обрядам, хранить их.
Оборудование:
-
Слайды - фотографии с фольклорных праздников Тофаларии;
-
Видеозаписи со сказителями Тофаларии;
-
Фотографии сказителей Тофаларии.
1.Вводная часть Ход урока:
Слово учителя:
Тофаларию называют загадочной страной Восточных Саян. Это край нетронутой человеком природы. Здесь почти ничего не может нарушить её величественной тишины. Здесь всегда чистый воздух, повсеместно растут стройные кедры и лиственницы, белоснежные берёзы и осины. А высоко в горах есть тундровый рельеф, где без труда можно найти различные растения, обладающие уникальными целебными свойствами.
Богат и разнообразен и животный мир Тофаларии. Здесь обитают изюбры, северный олень, кабаны, бурые медведи, волки, рыси, сибирские козероги, кабарга и знаменитый снежный барс. Славилась Тофалария и пушным зверем: соболь, белка, выдра, горностай. Для пушного промысла тофы - местные жители этого края, содержат домашних оленей, которых используют как средство передвижения и перевозки небольшого охотничьего груза.
Численность тофаларов всегда была небольшой. Однако, несмотря на свою малочисленность, наш мужественный народ, давно обживший суровые Саяны и успешно боровшийся с неласковой природой горной страны, создал свою неповторимую уникальную культуру, как материальную, так и духовную, которая вырождается сейчас.
Одной из частей его духовной культуры является фольклор, устное народное творчество. Передаваясь из поколения в поколение, фольклор тофаларов оттачивался и совершенствовался, как и фольклор любого другого народа. Бытуя только в устной форме, тофаларский фольклор долгое время был неизвестен не только широкой общественности, но и учёным. Первые записи, которые познакомили читателя с образцами устного народного творчества тофаларов. Были записи, собранные в 1890 году(19 век) известным тюркологом Н. Ф. Каштановым, который объехал впервые кочевья тофалар и записал фольклорные произведения непосредственно из уст народа. С тех пор в разное время приезжали в Тофаларию разные научные фольклорные экспедиции. Многие материалы этих экспедиций хранятся в Иркутском О.Ц.Н. Творчества.
2. Основная часть
Но сегодня на уроке мы поговорим о сказках и легендах тофаларского фольклора. Давайте вспомним сказки и легенды тофаларского народа.
-
Какие тофаларские сказки вы знаете? (называют сказки)
-
Кто является создателем этих сказок? (народ)
-
Как делятся сказки по тематике? (волшебные, бытовые, о животных)
3. Проверка домашнего задания
Тофаларская сказка «Как сотворилась Земля» стр.15, №7
«Как был сотворён человек» стр. 16, №8
-
Как наши предки объясняли сотворение Земли, человека, животных?
-
Похожи ли эти сказки, легенды на известные нам из русского фольклора?
( Да, ведь люди независимо от национальности, стремились познать окружающий мир. Русская сказка «Три кита» и другие)
-
Как объясняли славяне появление растений, животных, человека на земле?
( Растения, животные и человек - дети Матери - сырой Земли и бога солнца Отца-Ярилы, которые любят друг друга: « И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- сырой Земле»)
-
Как объясняется в мифе славян появление ума человека?
(«Ум у человека появился от удара по голове «золотой вожжой - яркой молнией»)
Чтение тофаларской сказки «Семь кровей»
Сказка №1, стр.1
Бурхан (тофаларский бог) Чтение сказки. Сказка №6, стр.14
-
Как объясняли тофы появление человека в своих сказках?
-
Как объясняли появление Земли?
- Как и у других народов, в фольклоре тофаларов всё делится на добро и зло, свет и тьму, чёрное и белое. Бурхан, как верховный бог, олицетворяет доброе начало мира. Человек-аза - наоборот олицетворяет зло. В сказках Бурхан изображается могучим стариком, который сделал первого человека из травы, а из яйца утки сотворил Землю.( Сказка №17. Стр.41)
Очень много сказок в тофаларском фольклоре о животных. Послушайте сказку на тофаларском языке старейшего тофалара Кангараева С.Д.(аудиовидеозапись) (сказка№25,стр.55)
-
О чём эта сказка?
-
Чему учит она?
-
Понравились ли вам сказки и легенды горной Тофаларии?
-
Что в этих произведениях вас привлекло, заинтересовало?
Ребята! Сегодня на уроке мы вспомнили сказки и легенды седого Саяна. Мы прочитали всего лишь одну страницу чудесной книги «История культуры Тофаларии» Только тот, кто знает традиции, верования, историю своей семьи, своего рода, своей страны и интересуется наследием других стран, может считать себя культурным человеком.
Скажите, зачем нам нужно знать сказки, мифы древних народов? Интересны ли они вам? Почему?
Литература
-
Мельникова Л.В. Тофы. Историко-этнографический очерк. Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск. 1994
-
Рассадин В.И. Легенды, сказки и песни седого Саяна. Иркутск, 1996.
-
Тофалария: прошлое и настоящее: фотоальбом авт.-сост. Н.И. Ленкова.- Иркутск, ОЦНТ и Д, 2011
-
Филиппов В.В. Моя Тофалария. Фотопоэтический альбом, Иркутск. 2002