Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова «Мятежный гений»

"Описание материала: Этот сценарий музыкальной композиции посвящен известному великому поэту, которого мы помним и по эти годы. 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого известного всем нам поэта - Лермонтова и наша представленная композиция посвящена его памяти. Как мы знаем, 27 января на дуэли с Дантесом погиб Пушкин. Со дня смерти Пушкина, 29 января весь Петербург знал наизусть написанные строчки стихотворений Лермонтова. И именно эти дни считаются началом рокового от...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

«Мятежный гений»

(в рамках празднования Дня славянской письменности)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии № 2

Мартыненко С.В.

Ведущий: 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта М.Ю. Лермонтова. Наша композиция посвящена его памяти.

(Звучит музыка. Исполняется полонез.)

Ведущий: 27 января на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова.

(звучит стихотворение «Смерть Поэта» в исполнении ученика)

Ведущий: Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ведущий: Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина. Сделаться легендой Кавказской войны и так же, как Пушкин погибнуть на дуэли.

( Исполняется романс «Парус»)

Ведущий: В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая неопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Лермонтов:

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!

Сценка.

Дама: Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов: У меня нет причин веселиться, сударыня.

Дама: Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов: Простите, у меня дурные предчувствия.

Дама: Вам нездоровится?

Лермонтов: Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

Офицер: Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов: Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

Офицер: Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов: Новое? Извольте!

Начинает звучать мелодия Грига" Песня Сольвейг".

(Лермонтов читает стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою»)

Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

И я погибну без следа

Моих надежд, моих мучений,

Но я без страха жду довременный конец.

Давно пора мне мир увидеть новый;

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! я им не дорожил.

Ведущий: Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: "презрение рока и предчувствие его неизбежности".

Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.

Звучит музыка Моцарта "Маленькая ночная серенада".

Ведущий: Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:

«Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом. Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом».

Сценка.

Мартынов: Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?
Мартынов: Да. Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук я буду ждать Вас с секундантами. Честь имею. (Уходит).

Лермонтов (один) ходит, думает, садится за стол, пишет письмо (озвучивается): «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым. Сам виноват: не шути с дураком. Нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду».

(Читает наизусть)

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…

Ведущий: Вот явились на место, где надобно было драться.

Сценка.

Лермонтов (взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову): Мне не приходило в голову Вас обидеть, все это была одна только шутка, я готов просить у Вас прощения.

Мартынов: "Стреляй! Стреляй!"

Ведущий: Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно. Но не так великодушен был Мартынов. Сбылись страшные предчувствия. Рок был неумолим!

Ведущий: А вот как отзывались о Лермонтове и развивались события в Петербурге, которые привели к дуэли.

Чтец 1: Поручик этот все сидит и пишет, прикинувшись больным. А сам развлекается, танцует, сочиняет пасквильные стихи, в которых поносит порядочных людей. Своим ядовитым языком житья не дает аристократическому обществу. Надо принять меры.

Чтец 2: Почему бы и здесь не начать игру, вроде той, что была разыграна в Петербурге с Пушкиным? И в Пятигорске вокруг Лермонтова начинает плестись интрига. Она идет из дома генеральши Мерлини, связанной с тайными агентами Бекендорфа. В гостиной Мерлини шептались: «Раздавить ядовитую гадину!»

Чтец 3: Искали подставное лицо, которое не подозревая, явилось бы исполнителем задуманной интриги. Принялись за Мартынова. Это было воплощенное ничтожество. Товарищ Лермонтова по военной школе, он был хорошо знаком ему чуть не с самого детства. Красив, самовлюблен, он воображал себя поэтом. Соревнование посредственности с талантом всегда опасно: оно рождает чувство зависти, которое не останавливается ни перед чем. Здесь дело шло о гении… Мелкое тщеславие, неудачи по службе - все делало Мартынова особенно уязвимым. На струнах души такого человека было нетрудно играть.

Чтец 1: А по Пятигорску носится взволнованный Дорохов, убеждает секундантов развести, разъединить на время противников, чтобы легче было их примирить.

Чтец 2: Опытный дуэлянт, он знает все средства к примирению и учит этому секундантов. Но и среди секундантов есть не менее опытный дуэлянт, знаток дуэльного кодексаСтолыпин-Монго.

Чтец 3: Лермонтов говорит секундантам, что он готов извиниться, он не будет стрелять в Мартынова. Но секунданты не передают этого Мартынову. Он, чем дальше, тем больше разгорается, точно кто-то подливает масла в огонь. О дуэли идут разговоры по городу, и пятигорские власти знают о ней, но мер не предпринимают., чтобы ее предотвратить. Наступает срок поединка.

Ведущий: Дождь перестал. Было темно в саду и в доме. Только за окном трепетала выхваченная из ночного мрака светом горящей свечи зеленая мокрая ветка. Да билась о черное стекло летевшая на огонь белая бабочка. А на столе брошен листок с неоконченным стихотворением. Безмолвно рыдает Левушка Пушкин. Дорохов клянется уничтожить подлого убийцу…

Ведущий: А наутро толпа людей осаждает маленький домик. Тело засыпано цветами. Все цветы Пятигорска несут в дар Лермонтову. Царит скорбь и негодование, как в дни гибели Пушкина. Возбужденная толпа стоит на улице, заполняет двор. Фигура жандарма не раз появляется на пороге. Жандарм пытается убедить теснящихся к дому людей, что убийства здесь не было, что был поединок…

Ведущий: На следующий день траурная процессия движется к кладбищу на склоне Машука. Гроб несут представители полков, где служил Лермонтов. И серебрится на солнце рано поседевшая голова командира Нижегородского драгунского полка Безобразова.. Того самого флигель-адъютанта Безобразова, красавца и богача, который дал пощечину Николаю 1, сломал свою шпагу, бросил ее ему в лицо, сказал, что не желает служить подлецу: пользуясь своим положением, царь пытался ухаживать за его женой. Скандал тогда замяли, а Безобразов был сослан на Кавказ.

Ведущий: Ропот не умолкает и после похорон. Как и после смерти Пушкина, многие хотят вызвать убийцу на дуэль. Но он под охраной. И прежде чем Мартынова освобождают из-под ареста, высылают из Пятигорска всю подозрительную молодежь. Как будто все затихает, успокаивается. Но шепот молвы продолжается. И чем больше растет слава поэта, тем больше растет и гнев против его убийц.

Ведущий: А вокруг Перкальской скалы лесная тишина. Шелестят деревья - свидетели убийства. А на скале растут большие яркие цветы.

Ведущий: Но не прикасайтесь к ним: они обожгут вас. Это огненные цветы - ясенец - в них кровь Лермонтова…

(Звучит музыка)







© 2010-2022