План-конспект урока по литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

План конспект урока по литературе 5 класс

Тема. Античный миф. «Рождение Зевса».

Цель:

  • познакомить учащихся с героями мифов, выявить источники, дающие представление о мифологии рождения и детства Зевса;

  • формировать навыки работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа; развивать умение выделять главное в прослушанном сообщении;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 5 класса, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся задают вопросы классу по статье «Античный мир».

- Каким представляли себе мир древние люди?

- Кто был хранителем легенд и преданий Древней Греции?

- Кто такие аэды?

- Назовите автора поэм, сложенных из преданий Древней Греции. Когда они были записаны?

- Что такое античная мифология?

- Кто пересказал древнегреческие мифы, которые повествуют о рождении богов, подвигах мифологических героев, представлениях и верованиях людей?

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Слово учителя о Н.А.Куне.

Николай Альбертович Кун - автор книги «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшей более сотни изданий на разных языках.

Первоначальное авторское название этого труда звучало иначе: «Что рассказали древние греки и римляне о своих богах и героях». Книга была завершена в мае 1914 г. и издана при жизни автора два раза - в 1922 и 1937 гг. В 1940 г. Н.А.Кун изменил её название на «Легенды и мифы Древней Греции». Но выхода книги Николай Альбертович уже не увидел - он умер 28 декабря 1940 г. С тех пор книга выходила миллионными тиражами, но ни в одном издании не были напечатаны ни портрет, ни биография автора.

3.Рассказ учителя о Зевсе. Заполнение учащимися таблицы «Источники, дающие представление о мифологии рождения и детства Зевса».

Мифология рождения и детства Зевса отразилась в большом количестве разнообразных источников, которые можно поделить на две группы: письменные и вещественные.

Из источников первой группы важное место отводится текстам, представленным сочинениями греческих и римских писателей, поэтов, учёных. Наиболее обстоятельное изложение истории о рождении и детстве Зевса содержится в поэме «Теогония» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII-VII вв.до н.э.), в гимне Каллимаха «К Зевсу» (III в.до н.э.), в сочинениях «Мифологическая библиотека» афинского грамматика II в.до н.э. Аполлодора, «Историческая библиотека» историка I в.до н.э. Диодора Сицилийского, «Описание Эллады» писателя II в.н.э. Павсания.

4.Выразительное чтение учащимися отрывка «Теогонии» Гесиода (перевод В.В.Вересаева).

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,-

Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,

Славного мощью Аида, который живет под землею,

Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,

И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных,

Громы которого в трепет приводят широкую землю.

Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени

Новорожденный младенец из матери чрева святого:

Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана

Царская власть над богами другому кому не досталась.

Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,

Как он сам ни могуч,- умышленьем великого Зевса.

Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,

Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.

Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,

Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,

К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану,-

Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,

Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство

Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.

Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном

И сообщили ей точно, какая судьба ожидает

Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.

В Ликтос послали ее, плодородную критскую область,

Только лишь время родить наступило ей младшего сына,

Зевса-царя. И его восприяла Земля-великанша,

Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.

Быстрою, черною ночью сначала отправилась в Дикту

С новорожденным богиня и, на руки взявши младенца,

Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере,

На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой.

Камень в пеленки большой завернув, подала его Рея

Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель

В руки завернутый камень схватил и в желудок отправил.

Злой нечестивец! Не ведал он в мыслях своих, что остался

Сын невредимым его, в безопасности полной, что скоро

Верх над отцом ему взять предстояло руками и силой

С трона низвергнуть и стать самому над богами владыкой.

Начали быстро расти и блестящие члены, и сила

Мощного Зевса-владыки. Промчались года за годами.

Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:

Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков,

Хитростью сына родного и силой его побежденный.

Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.

Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил

В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,

Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво.

Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно

Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.

Благодеянья его не забыли душой благодарной

Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей

Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.

Твердо на них полагаясь, людьми и богами он правит.

5.Продолжение рассказа учителя.

Другую группу источников составляют вещественные памятники. Среди них большое значение имеет археологический материал, дающий представление о географических центрах культа Зевса-младенца, местах расположения культовых сооружений, их внутреннем устройстве, о находках на территориях священных участков, об обрядах и ритуалах.

6.Выразительное чтение учащимися отрывка из «Одиссеи» Гомера (Песнь IX). Перевод В.А.Жуковского.

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, от всюду объятый водами, людьми изобильный;

Там девяносто они городов населяют великих.

Разные слышатся там языки: там находишь ахеян

С первоплеменной породой воинственных критян; киконы

Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,

В городе Кносе живущих. Едва девяти лет достигнув,

Там уж царем был Минос, собеседник Крониона мудрый.

7.Продолжение рассказа учителя.

Зевс назван Диктейским по имени горы Дикты на Крите, где он, как повествуют мифы, был рождён. Другая мифологическая традиция утверждала, что Зевс появился на свет на горе Ликей в Аркадии (Аркадия - центральная область Пелопоннеса в материковой части Греции, на Балканах).

Горы Дикта и Ликей являются не единственными, претендовавшими называться родиной бога.

Отдельно нужно выделить памятники античного художественного ремесла, изобразительные сюжеты которых связаны с кругом мифов о Зевсе-младенце. По характеру содержащейся информации и способам её получения к изобразительным источникам тесно примыкают данные нумизматики.

8.Обращение к заполненной таблице.

Источники, дающие представление

о мифологии рождения и детства Зевса.

Тексты, их авторы

Поэма «Теогония» беотийского поэта Гесиода, гимн Каллимаха «К Зевсу», сочинения «Мифологическая библиотека» афинского грамматика Аполлодора, «Историческая библиотоека» Диодора Сицилийского, «Описание Эллады».

Вещественные памятники

Археологический материал, памятники античного художественного ремесла, данные нумизматики.

IV. Закрепление изученного.

1.Подготовленный дома пересказ учащимися мифа «Рождение Зевса».

2.Беседа.

- Почему Крон боялся, что против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана?

- Где родился Зевс?

- Назовите героев мифа, мифологических существ и предметы, о которых вы узнали.

3.Комментарии имён собственных. (С.12-14 учебника)

V. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Олимп».

2.Выписать имена героев мифа «Олимп», устно составить комментарий, используя материалы с.12-14.

3.Инд.задание: подготовить сообщение об Олимпе и статуе Зевса Олимпийского.

4. Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни».

4


© 2010-2022