О духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках русского языка и литературы

Алиева Г.Д. МБОУ «Старокрымская общеобразовательная школа №2» Кировского района Республики Крым .


В наше время перед школой стоит одна из важнейших проблем - проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи немаловажная роль отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Ученики - подростки переживают самый трудный этап своего духовного становления - этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана - крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна - лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван - царевич. Слова о чувствах Ивана - царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван - царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван - царевич селезня - не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван - царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану - царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.

Из сказа Н. С. Лескова «Левша» дети узнают, что автор увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное - это человек и его стремление к добру.

Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши - это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма - основная в произведении.

Лесков считал, что потребность делать добро - самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В. Распутина «Уроки французского». Эстетическая задача изучения произведения состоит, чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.

Изучая А. Платонова «Юшка», мы говорим о необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям

Остановлюсь подробнее на рассказе Е. И. Носова «Кукла». Обращаю внимание ребят на то, что пейзажные зарисовки использованы для того, чтобы подчеркнуть величие природы России. И на фоне торжества природы безрассудными кажутся последствия деятельности человека. Задаю вопрос:

-О чем думаем мы, читая строки, где писатель сравнивает прежнюю и нынешнюю реку?

Дети говорят об уродливом отношении человека к земле, воде, о нездоровье общества, гибели живой природы. Всем ходом повествования приходим к выводу: Носов убеждает нас в том, что люди утратили в себе что-то очень важное, забыли о своем долге перед природой, рвут связи с ней.

Никого из детей не оставит равнодушным описание куклы: «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги… светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены. А на месте носа зияла большая дыра, прожженная. Должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». Обращаюсь к детям:

-Как бы вы назвали такой поступок? Что это - баловство, шутка, бессердечность?

Ребята в ходе обсуждений приходят к выводу: это тоже свидетельство морального обнищания, нравственного падения людей.

По-своему пытаясь объяснить причины падения, которые нельзя, по их представлениям, назвать человеческим, ребята по сути подтверждают горькие выводы: резко негативное, вызывающее отношение к нравственным ценностям - свидетельство утраты чувства сопричастности обществу, а следовательно, и своей человеческой сущности.

Читаем реплику Акимыча: «Многие притерпелись к худу и не видят. Как сами худое творят. А от них дети того набираются…» «Детишки бегают - привыкают к такому святотатству…»

Так мы приходим к поднятой Носовым проблеме отцов и детей, ответственности взрослых за судьбы подрастающего поколения,помогает подросткам осознать, что многое в моральном облике ребенка отражает духовную обстановку семьи, что взаимоотношения людей являются одним из источников духовной жизни человека.

Анализируя, оценивая образы и поступки героев рассказа «Кукла», важно помочь детям задуматься о том, для чего дана нам жизнь, способны ли молодые сохранить наши духовные, исторические ценности. Заканчиваю урок словами Сухомлинского, обращенными к детям: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело».

Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм - одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.

На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением. Полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими , близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам , выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие , миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения -рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.

Вот выдержка из сочинения моего ученика: «Я считаю, что если человек не умеет удивляться, то скучно ему будет жить на свете. Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко - чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? Они берут ковер-самолет и прибивают его к стене, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют. А что касается слов, так они ни разу не обратят внимания, о чем болтают. Очень скучные люди, жалко их и стыдно за них.

Надо всему удивляться. Все в этом мире непросто. Все находится во взаимосвязи. Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. Поэтому существуют мечты и реальность, дружба и борьба, настоящая музыка, настоящая живопись и настоящие стихи. И поэтому люди бывают счастливы.

Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый из нас, если бы хотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

Давайте больше удивляться, присматриваться к себе и окружающим, и тогда мы увидим что-то прекрасное и удивительное в нашей однотонной жизни. И тогда меньше станет конфликтов, утихнут своры, прекратятся взрывы. И, незаметно для самих себя, мы станем лучше и мудрее. Это, конечно, гипотеза. Но так хочется, чтобы она воплотилась в жизнь».

На уроках русского языка просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

При изучении темы «Союз» можно создать на уроке условия для усвоения такой нравственной - этической категории как союз человеческих сердец. Вместе с детьми мы решаем духовно - нравственную проблему: Дружба + Товарищество=Союз. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей жизни.
Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово « обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком. В моей воспитательной работе с классом духовно-нравственное просвещение занимает основное место. И в понятие духовно-нравственное просвещение входит и патриотическое, и половое воспитание, и пропаганда здорового образа жизни, а именно отрицательного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. На них неизменно сталкиваются характеры, здесь надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


© 2010-2022