Рабочая программа по литературе (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и общеобразовательной программы Литература. 5 - 11 классы// Под редакцией В.Я.Коровиной. 9 - е издание, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации - Москва: «Просвещение», 2013г.

Рабочая программа реализуется через учебник: Литература.. 9 кл. В.Я.Коровина и др. - Просвещение, 2003

Курс литературы 9 класса направлен на достижение целей:

1)расширить сведения о биографии писателя;

2)познакомиться с новыми темами, проблемами, писателями;

3) углубить работу по осмыслению прочитанного;

4) активно привлекать критическую, мемуарную и справочную литературу.

Задачи обучения литературе в 9 классе:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействие появлению прочного, устойчивого интереса к книге.

Учебный предмет Литература входит в образовательную область «Филология». Учебный план МАОУ «СОШ №8» на 2015-2016 учебный год предусматривает обязательное изучение литературы в IX классе -102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.

Одним из ценностных ориентиров обучения литературы в 9 классе является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изменения в авторскую программу не внесены.

При обучении литературы в 9 классе используются следующие образовательные технологии:

- Технология коммуникативного обучения - направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

- Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения - предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.

- Технология модульного обучения - предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.

- Технология индивидуализации обучения - помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.

- Технология обучения в сотрудничестве - реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

- Игровая технология - позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление учащихся и раскрывая личностный потенциал каждого.

- Технология развития критического мышления - способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать учащийся основной школы.

Приоритетной формой организации учебного процесса является комбинированный урок с применением вышеперечисленных технологий. Комбинированный урок включает в себя такие элементы коллективного способа обучения как: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах сменного состава, работа в парах постоянного состава и работа в малых группах.

В результате изучения литературы учащиеся 9 класса должны знать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


  1. Содержание учебного предмета.


Разделы.

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

5

Из литературы XVIII века.

10

Из литературы XIX века.

55

Из литературы XX века.

24

Из зарубежной литературы.

3

Повторение.

4

Всего 102ч

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического

вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.









5. Учебно-методическое обеспечение.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: М. Просвещение 2003.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

С.Б. Шадрина. Литература 9 класс: поурочные планы - Волгоград: Учитель, 2014

6. График контрольных работ.


№ п/п

Тема.

Контрольные работы.

Сочинения

Анализ эпизода.

Аргументированный ответ на вопрос

1

«Слово о полку Игореве»



18.09


2

Литература 18 века.


9.10



3

А.С.Грибоедов. Горе от ума.


26.10



5

А.С.Пушкин. Евгений Онегин.

15.12




6

Лирика М.Ю.Лермонтова.


24.12



7

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.

27.01




8

Н.В.Гоголь. Мёртвые души.

4.02




9

Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии»

13.04




10

А.И.Солженицын. Матрёнин двор.




27.04

11

Повторение.

14.05





Итого

5

3

1

1

Формы контроля знаний в 9 классе: устный опрос; тест; викторина; блиц-опрос; развернутый ответ на поставленный вопрос; устные и письменные творческие работы, направленные на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа; сочинение повествовательного характера на заданную тему; письменный ответ на вопрос проблемного характера. Основной формой проверки и оценки результатов обучения является сочинение на литературную тему.





7. Список литературы.

Для создания программы:

1.Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2011 год

2.Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Авт.-сост: В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя.

1.Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

2. Золотарева И.В., Крысова Т.Д. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М,: ВАКО, 2004.

3. Коровин В.И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

4.Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

5.Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

6. С.Б. Шадрина. Литература 9 класс: поурочные планы - Волгоград: Учитель, 2014

7.Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8.Турьянская Б.И. и др. Литература в 9 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.

Для учащихся

1.Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Просвещение, 2006.

2.Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Авт.-сост: В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

3. Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. Просвещение, 2008.

4. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-сост: В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.











© 2010-2022