Образ русского воина в стихотворении М. Ю. ЛермонтоваБородино. Разработка урока литературы (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К. В. Голова

Патриотическая проблематика при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

По сложившейся традиции в 5 классе на уроках литературы изучается лермонтовское стихотворение «Бородино». Пожалуй, это «самое мужское» произведение отечественной классики.

На наш взгляд, изучение этого текста дает педагогу возможности не только для формирования у учащихся основ литературоведческой компетентности, но и для заострения их внимания на нравственной проблематике. В частности, на уроках, посвященных рассмотрению данного стихотворения, уместно ставить вопросы о главных качествах русского воина. Так постепенно у учеников формируется чувство патриотизма, понимание духовно-нравственных основ воинского служения.

На изучение лермонтовского текста обычно отводится 2 урока. На первом учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Лермонтова, узнают историю создания произведения, слушают выразительное чтение (в исполении учителя или по фонохрестоматии), знакомятся с военными терминами, встречающимися в стихотворении.

Ход данного урока довольно подробно освещен в методической литературе1.

Мы представляем разработку второго урока, посвященного стихотворению «Бородино».

Тема: Образ русского воина в стихотворении «Бородино»

Цели урока: развивать навыки выразительного чтения, умение работать с текстом художественного произведения, формировать представление о качествах русского воина.

Оборудование: учебная презентация (с тестовым заданием, иллюстрациями, пословицами о войне).

Виды деятельности учащихся: выполнение тестовых заданий на знание текста, работа с текстом стихотворения - подбор цитат, участие в коллективном диалоге, устное словесное рисование, написание синквейна.

Планируемые результаты: понимание тематики произведения, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста, формирование представлений о русских воинах.

Ход урока:

I. Выразительное чтение

Итак, ребята, на прошлом занятии мы познакомились со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино». У вас было задание выучить отрывок из 3-х строф. Перед этим мы еще раз прослушаем актерское чтение, чтобы лучше проникнуться духом произведения. Обратите внимание на интонацию и паузы (звучит фрагмент фонохрестоматии).

А теперь мы выслушаем ваши отрывки стихотворения (ребята, выучившие отрывок, читают его наизусть, одноклассники вместе с учителем оценивают, насколько точно и выразительно он был прочитан).

II. Выполение тестового задания (на листочках)

1 вопрос. Лермонтов посвятил стихотворение «Бородино»

1) 10-летней годовщине сражения;

2) 20-летней годовщине сражения;

3) 25-летней годовщине сражения;

4) 30-летней годовщине сражения.

2 вопрос. Бородино - это:

1) село под Москвой;
2) деревня под Смоленском;
3) город под Петербургом;
4) поле в окрестностях Киева.

3 вопрос. Бородинское сражение произошло во время:

1) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 году;
2) войны с Турцией в 1828 году;
3) русско-турецкой войны в 1877 году;
4) Великой Отечественной войны с фашистами в 1942 году.

4 вопрос. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был:

1) Александр Суворов
2) Михаил Кутузов
3) Георгий Жуков
4) Константин Рокоссовский

5 вопрос. Чем закончилось Бородинское сражение?
1) Французская армия под предводительством Наполеона сдалась в плен русским.
2) Французы отступили.
3) Русская армия потерпела поражение, поэтому спасалась бегством.

6 вопрос. От чьего лица ведется повествование о Бородинском сражении?

1) от лица юноши, который разговаривал с очевидцем сражения;
2)от лица автора произведения;
3) от лица командующего русской армией;

4) от лица старого солдата - участника Бородинского сражения.

7 вопрос: Что такое кивер?

1) артиллерийский снаряд;
2) род войск;
3) высокий головной убор у военных;
4) стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

(Ответы: 1-й вопрос - 3; 2-й вопрос - 1; 3-й вопрос - 1; 4-й вопрос - 2; 5-й вопрос - 2; 6-й вопрос - 4; 7-й вопрос - 3).

III. Работа с текстом стихотворения

Ребята, кого мы можем считать героем произведения? (Русского солдата).

А каким мы его видим? Давайте составим его характеристику.

Работа по группам:

1-я группа на основе текста и сведений о его создании описывает внешность солдата-рассказчика.

2-я группа характеризует речь солдата-рассказчика.

3-я группа выявляет основные качества солдата-рассказчика.

После небольшого обсуждения 1-2 человека из каждой группы сообщают о результатах своей работы. При этом учитель на доске строит таблицу, ребята заносят ее в тетради.

Получается примерно следующее:

внешность

Седой, с усами, на вид ему примерно 50 лет

речь

Выразительная, колоритная, эмоциональная, с юмором, есть просторечные слова

качества

Простодушный, остроумный, смелый, решительный, ответственный, любит свою Родину, готов отдать за нее жизнь

Ребята, как вы считаете, это портрет только одного солдата, или все воины той эпохи были такими? (ребята высказывают предположения)

Посмотрим в тексте, какое местоимение встречается чаще : я или мы?

(местоимение мы и близкие по смыслу местоимения наш). О чем это говорит? (о том, что солдаты осознают себя одним целым, у них одна Родина и одна большая цель - защитить ее).

Как называют людей, которые любят свою Родину? (Патриоты).

А что для вас значит любить свою Родину? (учащиеся высказываются, учитель обобщает их реплики и говорит, что любовь к Родине начинается с любви и бережного отношения к родному языку, со знания родной истории и культуры, с понимания особой роли России в мировой истории. Для старшего поколения патриотизм - это желание служить своей стране, честно трудиться, ответственно выполнять свой долг. Воинский долг - отважно защищать свою страну, выполняя приказы командира, не жалея себя).

Давайте вернемся к нашему патриотическому стихотворению. Найдем в стихотворении строки о полковнике.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
- И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

Что значит «рожден был хватом», как вы думаете? В чем эта воинская хватка? (учащиеся высказывают свои догадки)

И еще одна интересная строчка - «слуга царю, отец солдатам». Какой он, идеальный командир? Чью волю он исполняет? Как он относится к солдатам?

В результате коллективного диалога дети вместе с учителем приходят к выводу, что русский командир выполняет не свою волю, он подчиняется приказу, он отвечает за вверенных ему солдат, относится к ним по-отчески, то есть зря на гибель их не пошлет. Только перед лицом серьезной опасности полковник благословляет солдат сложить свои головы за спасение Москвы, которую недаром считают сердцем России. Это и есть «клятва верности» в стихотворении.

Как относится солдат-рассказчик к полковнику? ()он восхищается полковником, очень жалеет о его гибели)

Теперь перейдем к следующей сцене - сцене боя (выразительное чтение учащимися 10-й, 11-й и12-й строф). Какими средствами создает Лермонтов страшную картину битвы? (ребята ищут в тексте сравнения, гиперболы, обилие глаголов). Какие чувства вызывает у читателя эта сцена? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (Ф. Рубо. «Бородинская панорама»). Как вы считаете, удачно ли художник передал военные события?

Обратите внимание на то, как начинается и заканчивается стихотворение. Сравните 1-ю и 14-ю строфы. О чем они говорят? (сравниваются 2 поколения «не то, что нынешнее племя» - «могучее, лихое племя», автор устами рассказчика сожалеет о погибших товарищах и о том, что Москва была отдана французам).

Почему стихотворение заканчивается почти дословным повторением 2-й строфы? (здесь можно рассказать учащимся о кольцевой композиции, замыкающей произведение в единое гармоничное целое)

IV. Работа с пословицами о войне.

На слайде вы видите русские пословицы о войне:

  • Бояться смерти - так и победителем не быть.

  • Бой красен мужеством.

  • Бой отвагу любит.

  • Бой требует уменья.

  • Воля командира - большая сила.

  • Солдат солдату родной брат.

  • Солдатская дружба сильнее смерти.

  • Друг за друга стой - выиграешь бой.

  • Тот герой, кто за родину стоит горой.

Какие из них лучше всего подходят к стихотворению «Бородино» и почему? Запишите в тетрадь 2-3 пословицы.

V. Коллективная беседа

Ребята, поднимите руку, кто из вас общался с ветеранами ВОВ? Может быть, у вас еще живы прадеды, или на праздновании Дня Победы вы беседовали с ветеранами? Какие они? Что их объединяет?

Что это за люди? Какие качества вызывают у вас восхищение? Чем они отличаются от нас? (учащиеся высказываются, говорят о своих родственниках-участниках ВОВ, отмечают, что это сильные духом люди, они очень любят жизнь и ценят мир, не любят конфликтов. Они цельные личности, стойкие и выдержанные).

Чему мы можем поучиться у них?

Вот почти так же юный Миша Лермонтов смотрел на своего родственника А.А. Столыпина, участника войны 1812 года. Он восхищался тем поколением русских богатырей, которые готовы были отдать жизнь за Родину. В своем стихотворении он словно бы сравнил два поколения: «могучее, лихое племя» солдат - защитников Родины и безвольное, слабое поколение потомков. Свой идеал Лермонтов искал не в настоящем, а в прошлом.

VI. Завершающий этап. Написание синквейна.

Итак, в своем произведении Лермонтов отразил любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов взглянул на события глазами простого солдата-участника событий.

А теперь предлагаю вам написать синквейн2 на одну из тем:

1. Солдат

2. Бородино

3. Родина

Пример ученического синквейна:

  • Солдат

  • Сильный, отважный

  • Стреляет, сражается, защищает

  • «И до конца стоять…»

  • Патриот

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Литература:

  1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки [Текст] / Н. В. Беляева. - М. : Просвещение, 2015. - 252 с.

  2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс [Текст] / Н. В. Егорова. -М. : ВАКО, 2014. - 400 с.

  3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс [Текст] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2014. - 239 с.

1 См.: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. М. : Просвещение, 2016. С. 71-69.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М. : ВАКО, 2014. С. 141-147.

2 В начале учебного года ученики узнали о том, что такое синквейн, а также о правилах его составления. В тетради по литературе у учеников подклеена памятка составления синквейна. На завершающем этапе работы над темой они составляют синквейны, получая за это оценку.

7


© 2010-2022