Мастер-класс по работе с одарёнными детьми. Русский язык. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Костина Екатерина Николаевна

МКОУ Заброденская СОШ.

Мастер-класс по работе с одарёнными детьми. Русский язык. 9 класс.

Цель: реализация основных методов и приёмов по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

План работы:

1. Орфоэпическая разминка.

2. Исправь речевую ошибку

3. Работа с «трудными» словами.

4. Пунктуационная головоломка.

5. Решение лингвистических задачек.

  1. Орфоэпическая разминка. Работа по карточкам.

Прочитайте предложения, правильно ставя ударение.

Карточка № 1.

В аэропортах собралось множество людей разного вероисповедания. Они мечтали получить российское гражданство. Аэропорт представлял собой красивейшее современное здание. Люди с ограниченными возможностями могли держаться за поручни. Любой человек, довезённый такси, мог добраться до нужного ему кварталу ещё засветло. Начав посадку на ближайший рейс, администрация аэропорта предложила пассажирам осведомиться о времени отлёта.

Карточка № 2.

Прибывшие в аэропорт задолго до отлёта пассажиры имели возможность полюбоваться мозаичным орнаментом на фасаде здания. В магазинчиках продавались различные товары по оптовым ценам. Вежливый киоскер предлагал свежие торты. На окнах бутиков были подняты жалюзи. Там шла торговля шарфами, бантами, цепочками. Один предмет был красивее другого. Поднявшись наверх, на второй этаж, можно было узнать мнение эксперта по поводу подлинности ювелирных украшений.

Карточка № 3.

В ближайшие три часа должен прибыть самолёт из Германии. На его борту ценное медицинское оборудование для диспансера. Встречающие самолёт держали в руках древко со знаменем. Охранное предприятие обещало обеспечение безопасности прибывших пассажиров. Ценный груз необходимо было сначала опломбировать, затем положить в сейф со сложным зубчатым железным поясом, затем закупорить сейф, положить его в бронированный автомобиль и на автомобиле прибыть в место назначения.

Карточка № 4.

В верхней галерее аэропорта, которая заняла почти весь третий этаж, можно было полюбоваться зимним садом, где собраны растения из разных местностей. Здесь в кадках росли грушевые и сливовые деревья. Они начали плодоносить. Здесь же в продолговатых плошках зеленел щавель и розовела свекла. В большие резервуары была налита вода. В густой зелени можно было заметить маленькие краны, откуда она поступала. Садовница черпала воду маленьким ведёрком. Полив растения, она нарвала целый зелёный букет щавеля, заполнила им доверху корзину и понесла к ближайшему кафе.



  1. Опираясь на таблицу, укажите вид речевой ошибки и исправьте её.

Вид ошибки

Примеры

1.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

2.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

3.

Употребление слов иной стилистической окраски.

Автор обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею

4.

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

5.

Неоправданное повторение просторечных слов.

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

6.

Нарушение лексической сочетаемости.

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности. (вместо средства)

7.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.

Молодой юноша, очень прекрасный

8.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

9.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

11.

Неудачное употребление местоимений.

Данный текст написал В. Белов. Он (текст или Белов) относится художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

Упражнение № 2.

Опираясь на таблицу, исправьте речевые ошибки.

  1. Большинство времени уходило на составление ненужных отчётов.

  2. Поздравляем Вас с постигшим Вас юбилеем.

  3. Уровень благосостояния в нашем городе из года в год увеличивается.

  4. На зелёных насаждениях появились первые листочки.

  5. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы для сочинения.

  6. Стоят наши дальневосточные берёзки в подвенечном саване.

  7. Самое трудное - установить диагноз, определить характер хвори.

  8. Мы никогда не задумываемся, почему люди делают подвиги.

  9. Он облокотился локтем на стол.

  10. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью.

Упражнение № 3.



Карточка № 1.

Определите значение слова.





  1. Ажиотаж

А. Искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо.

  1. бомонд

Б. Не имеющие устойчивого материального обеспечения представители творческой интеллигенции: художники, актёры, ведущие беспечный образ жизни.

  1. паблисити

В. Приём политической и экономической борьбы, состоящий в прекращении отношений.

  1. конъюнктура

Г. Совокупность признаков состояния экономики рынка в данный период развития государства

Д. Известность в обществе, популярность, слава.

Е. Высший свет, привилегированные круги

Ответ: 1 - А; 2 - Е, 3 - Д, 4 - Г.



Карточка № 2.

Определите значение слова.

1) вычурный

А. Интересный своей сенсационностью, возбуждающий любопытство.

2) пикантный

Б. Основанный на предубеждении, заранее и ложно принятый

3) скрупулёзный

В. Излишне затейливый, нарочито усложнённый

4) буквальный

Г. Точный до мелочей, чрезвычайно тщательный

Д. Беспорядочный, запутанный

Е. Точный, прямой, не переносный

Ответ: 1 - В; 2 - А; 3 - Г; 4 - Е.

Карточка № 3.

Определите значение слова.

1) фаэтон

А. Треугольная плоскость между скатами крыши и карнизом фасада, завершающая фасад здания.

2) фельетон

Б. Лёгкий четырёхугольный экипаж с откидным верхом.

3) фронтон

В. Газетная или журнальная статья на злободневную тему

4) фуникулёр

Г. Кайма, бордюр стены, пола

Д. Носовой отсек на судне.

Е. Железная дорога с канатной тягой, устраиваемая на крутых подъёмах

Ответ: 1 - Б; 2 - В; 3 - А; 4 - Е

Карточка № 4.

Определите значение слова.

1) эпатаж

А. Порядок расстановки по росту, размеру, значимости

2) стагнация

Б. Равенство, равноправие сторон

3) ранжир

В. Глубокое уважение, благоговейное отношение к чему-либо ил к кому-либо.

4) пиетет

Г. Застой в экономике, производстве, социальной жизни

Д. Поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила

Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания.

Ответ: 1 - Д; 2 - Г; 3 - А; 4 - В.

Упражнение № 4.

Расставьте знаки препинания в предложении.

И лишь когда средь оргии победной

Я вдруг опомнюсь как лунатик бледный

Испуганный в тиши своих путей

Я вспоминаю что ненужный атом

Я не имел от женщины детей

И никогда не называл мужчину братом.

Н. Гумилёв «Дон Жуан»

Ответ:

И лишь когда средь оргии победной

Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,

Испуганный в тиши своих путей,

Я вспоминаю, что, ненужный атом,

Я не имел от женщины детей

И никогда не называл мужчину братом.

В этой роще берёзовой

Вдалеке от страданий и бед

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей

Спой мне иволга песню пустынную

Песню жизни моей.

Н. Заболоцкий

Ответ:

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей,

Спой мне, иволга, песню пустынную

Песню жизни моей.

Но время шло и старилось. И рыхлый

Как лёд трещал и таял кресел щёлк.

Вдруг громкая запнулась ты и стихла

И сон как отзвук колокола смолк.

Я пробудился. Был как осень тёмен

Рассвет и ветер удаляясь нёс

Как за возом бегущий дождь соломин

Гряду бегущих по небу берёз.

Б. Пастернак

Ответ:

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лёд, трещал и таял кресел щёлк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, тёмен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берёз.

Б. Пастернак



Упражнение № 4.

Решите лингвистические задачки.

1.Есть ли в русском языке глагол поезжать?

2.Одинаков ли суффикс в прилагательных тамбовский и минский.

3. Если вы в своём рассказе не коснулись каких-то подробностей, то можно сказать: Вы опустили подробности или Вы упустили подробности. А в чём разница?

4. В прошлом веке в русском языке существовала поговорка: «Случай делает вора». Как вы думаете, что она означала?

5. Одно стихотворение П. Вяземского иногда приводится в таком виде:

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы и пни,

И на неё легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени…

Какая опечатка допущена в этом варианте?

Ответы:

  1. Глагола поезжать в русском языке нет. Есть форма повелительного наклонения поезжай.

  2. В прилагательном тамбовский суффикс ск, т.к. слово образовано от производящей основы Тамбов, а слове минский нет суффикса, т.к. слово образовано от производящей основы Минск, где уже есть суффикс. Происходит наложение суффиксов.

  3. Опустить подробности - сделать это намеренно, упустить - значит сделать случайно.

  4. Некоторые обстоятельства благоприятствуют преступлению.

  5. Вместо слова пни нужно употребить слово пени, образованное от глагола пенять, т.е. упрекать в чём-то.



Литература.

  1. Никулина М.Ю. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс/ М. «Экзамен» 2004.

  2. Симакова Е.С. Самостоятельная работа на словарными словами. / М: «Экзамен» 2006.

  3. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3./ М: «Просвещение» 2011.

  4. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практикум. /Санкт-Петербург: «Паритет» 2003.

9


© 2010-2022