Технологическая карта урока в 5 классе по русскому языку по теме Число имени существительного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе по программе Л.М. Рыбченковой

Тема: Число имён существительных.

Тип урока: Урок обобщения и углубления знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться умениями ознакомительного чтения, выборочного аудирования.

Предметные: образовывать формы множественного и единственного числа, определять имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного, обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное

воспитание

I. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Оформление тетрадей (дата, классная работа)

II. Мобилизация. Языковая разминка.

На слайде имена существительные: улы..ка, в..стор.., м..чта, п..чаль.

Запишите существительные, устно объясняя орфограммы. Назвать морфологические признаки существительных (устно).

Определите, какое существительное больше всего походит сейчас к вашему настроению. Подчеркните его, составьте с ним предложение, определите падеж этого существительного в вашем предложении и то, каким членом является ваше слово в предложении.

Познавательные УУД

  1. Анализировать, объяснять языковые явления, делать выводы.

Коммуникативные УУД

  1. Использовать речевые средства для создания высказывания.

III. Словарный диктант.

Пишут два ученика за доской.

Чистота, интересный, стадион, легенда, образ, тихоня, безвкусный, блистать, блестеть, прилагать, компьютер, циркач, шепот, талант, столяр, шорох.

Проверка: Один ученик читает с места по слогам, ученики у доски проверяют сами.

‒ Какое слово можно написать по-разному, составьте с ним словосочетания, чтобы доказать это.

- Найдите существительное общего рода. Докажите это.

Познавательные УУД

  1. Объяснять языковые явления

Регулятивные УУД

  1. Управлять своим поведением (самоконтроль)

IV. Целеполагание. Определение нового.

Составьте слово из начальных букв первых пяти слов диктанта и запишите тему урока.

‒ Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней?

(Повторить, что знаем, узнать что-то новое).

Проверим, так ли это.

Коммуникативные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему урока. Самостоятельно ставить цель деятельности.

V. Решение проблемной ситуации через коммуникацию. Развитие учебно-языковых умений, формирование навыков культуры речи

  1. Работа по учебнику - с. 19

Самостоятельное знакомство с информацией. Определение, что известно, что нового.

  1. Самостоятельное выполнение упражнения 292.

  2. Проверка 2-3 работ учителем.

  3. Взаимопроверка (в парах) по слайду. Выставление балла за выполненную работу (5 -без ошибок, 4- 1-2 несовпадения, 3-3-4 несовпадения, 2 - 5-6 несовпадений)

4.Ответы на вопросы учебника после упражнения (устно)

5. Работа в парах. Образование форм единственного или множественного числа от некоторых существительных (слайд):

Директор (ед.ч) - ? (мн.ч) ДИРЕКТОРа

Торт (ед.ч.) -? (мн.ч.) ТоРТЫ

Договор (ед.ч) - ? (мн.ч.) ДОГОВоРЫ

Дно (ед.ч.) - ? (мн.ч.) ДоНЬЯ

Крем (ед.ч.) - ? (мн.ч.) КРеМЫ

Нефть (ед.ч.) - ? (мн.ч.) ------

Тапки (мн.ч.) - ? (ед.ч.) ТаПКА

Туфли (мн.ч.) - ? (ед.ч.) ТуФЛЯ

Лыжи (ед.ч.) - ? (ед.ч.) ЛыЖа

Брюки (мн.ч.) - ? (ед.ч) ------------

- Сравните результаты с ответами на слайде. У кого не возникло затруднений и все получилось правильно? От каких существительных не можем образовать другое число. Сделайте вывод. Сравните его с материалом учебника (с. 19)

6. Работа по группам.

Упр. 293 - по три человека в группе.

‒ Проверим работу групп. (Прослушивание ответа 2-х групп. Вопрос: Поднимите руки, кто согласен. У кого есть замечания?)


Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

  1. Анализировать, сравнивать языковые явления

  2. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

  3. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность: обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения.

4. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.

7. Вопрос-шутка. Употребление формы единственного или множественного числа имен существительных иногда вызывает затруднения. Посмотрим, сможете ли вы определить, как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей

Или - у рыб нет зубов?

(ответ: у рыб нет зубов). Слайд.

8.Комментированное выполнение упражнения 296 (устно)

(коренья, хлебы, образы, корпуса)

Дополнительное задание (если время остается_ - по группам составить предложения со словами).

Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе выполнения задания

VI.Самоконтроль знаний по теме

Выполнение теста на определение признаков существительного (тест распечатан для каждого, ответы отмечаются на тестах)

Ответы:

1. а

2. в

3. б

4. г

5. в

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции.

VII. Рефлексия. Итоги урока.

  • Покажите смайликом, какое настроение у вас сейчас.

  • В чем испытывали затруднения сегодня? В чем?

  • Что нового узнали об имени существительном?

  • Где могут пригодиться знания, полученные сегодня? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека. Знания, полученные на уроке пригодятся в жизни и на экзамене).

- Вспомните, какие мы ставили цели в начале урока. Достигли мы их?

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

1. упр. 294, с. 20

Приложение № 1:

Тест по теме «Признаки имени существительного»

Фамилия ______________

Укажите правильный ответ, обведя его в кружочек.

  1. Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) Альпы, Карпаты, Кавказ;

в) лыжи, вагоны, варежки;

г) герои, сапоги, ножницы;

  1. Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только единственного числа:

а) студенчество, фарфор, жмурки;

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

г) карандаш, цифра, рюкзак.

  1. Укажите, склонение какого существительного определено неверно:

а) молодость - 3-е склонение;

б) бусинки - 2-е склонение;

в) предложение - 2-е склонение;

г) библиотека - 1-е склонение;

  1. Укажите ряд, в котором перечислены существительные только в косвенных падежах:

а) о пенале, тетрадь, портфелем;

б) скрипка, к роялю, на флейте;

в) художник, кисть, холст;

г) по дороге, к лесу, поляной.

  1. Укажите, падеж какого существительного определен неверно:

а) из города - род.п.

б) за внимание - вин.п.

в) о творчестве - тв.п.

г) под горой - тв.п.

Приложение № 2

Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение

Моя метка

  1. Знаю, что некоторые имена существительные имеют форму только единственного или только множественного числа.


  1. Не испытывал затруднений и все сделал правильно при образовании форм единственного или множественного числа существительных


  1. Не испытывал затруднений при распределении существительных по группам и все сделал правильно.


  1. Не испытывал затруднений при выполнении теста


  1. Был активным на уроке и отвечал устно.


© 2010-2022