Рабочая программа 5-9 класс по учебнику Е. А. Быстровой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края



«ПРИНЯТО»

на педсовете МКОУ «СОШ №7» ИМРСК

Протокол № ______

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «СОШ № 7» ИМРСК

от «____» ________________2013__ г.

___________________ Г. Г. Саплина

«____» ________________ 2013__ г.

Рабочая программа

по русскому языку для 5-9 классов

на 2014-2019 уч. год

(УМК Е.А.Быстровой; Программа для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл, под ред.Е.А.Быстровой - М.: Русское слово, 2011г Допущено Министерством образования и наук)

Разработчик программы: Сазонова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Изобильный

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов создана на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.). Она соответствует следующим нормативным документам:

  • Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в ОУ на 2012-2013 учебный год (Приказ МО РФ №2885 от 27.12. 2011)

  • Программе к учебнику «Русский язык. 5 класс», «Русский язык. 6 класс», «Русский язык. 7 класс», «Русский язык. 8 класс», «Русский язык. 9 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой

  • Учебному плану МКОУ «СОШ№7»ИМРСК

  • Положению о рабочей программе, разработанному в МКОУ «СОШ№7»ИМРСК

  • Уставу МКОУ «СОШ№7»ИМРСК .

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебнонаучной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией компетентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями ее основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

В основу программы положено разграничение понятий «язык» и «речь», которое является важнейшей характеристикой представления содержания предмета «Русский язык». Соответственно, выделено два аспекта обучения русскому языку: познание системы языка и совершенствование речевой деятельности в ее основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.

В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который означает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических - личностно-ориентированном и деятельностном; лингводидактическом - сознательном (когнитивно-коммуникативном).

В основе личностно-ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе, лежит следующее:

1. Становление, развитие личности школьника - основная цель образования.

2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем. Ученик - активный субъект учебной деятельности.

3. Учет типологических и индивидуальных особенностей школьника: возраста, интересов, возможностей и потребностей.

В названии сознательно-коммуникативного подхода, его еще называют когнитивно-коммуникативным, подчеркивается его основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сочетается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей.

Согласно принципу сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил - обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.

Содержание учебников реализует заявленный в программе коммуникативно-деятельностный подход, взаимосвязь когнитивного и речевого развития учащихся, формирование не только предметных, но и метапредметных умений и способов деятельности.

Организация материала и соответствующей ему учебно-познавательной деятельности учащихся способствует самостоятельному постижению ими знаний о системе языка. В то же время она формирует такие важные в условиях становления информационного общества метапредметные умения, как адекватное понимание информации, способность извлекать ее из различных источников, умение вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к словарям, справочникам, Интернету).

В соответствии с обозначенными выше целями и задачами курс

русского языка в 5-9 классах составляют содержательные линии, направленные на формирование компетенций:

- коммуникативной;

- лингвистической и языковой;

- культуроведческой.

Выделение этих содержательных линий носит условный характер, оно отражает последовательность их реализации, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.

Выделение этих содержательных линий носит условный характер,

оно отражает последовательность их реализации, в учебном процессе они неразрывно связаны и интегрированы. Совершенствование видов речевой деятельности осуществляется на основе осознания системы языка, усвоение ее связано с развитием речи.

Первую содержательную линию составляют разделы «Речь», «Речевая деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой

деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное

восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо).

В связи с этим изучение курса русского языка в каждом классе откры-

вается разделом «Речь» (теория и практика), который организует всю

последующую работу по формированию коммуникативной компетенции. Осуществляются повторение, систематизация речеведческих понятий, которые являются теоретической основой изучения связной речи и получают раскрытие во всех учебниках, из класса в класс расширяется и углубляется круг этих сведений. Данный материал, по сути, определяет речевую направленность всего курса. Таким образом, усиливается роль речеведческих знаний в формировании речевых умений и навыков. Развитие речи является обязательным компонентом, оно пронизывает всю систему обучения русскому языку.

Вторая содержательная линия включает сведения об устрой стве

языка, особенностях его функционирования, о его грамматических

категориях и явлениях. При изучении данных разделов учащиеся не

только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.

В Программе представлены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире, о языке как

развивающемся явлении, элементы истории языка, данные из истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.

Третья содержательная линия обеспечивает формирование культуроведческой компетенции, к этой линии относится материал, дающий представление о родном языке как национально-культурном фено-

мене, раскрывающий связь языка с историей и культурой русского народа, это содержание последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы. Особое внимание уделено познанию русского языка как средства выражения национальной культуры, ее самобытности. В определенной мере осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира.

Содержание школьного курса распределено по классам следующим образом.

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфогра-

фия, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (су-

ществительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные

сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позво-

ляет совершенствовать устную и письменную речь.

6-7 классы имеют морфологическую направленность. В 6 классе

завершается изучение имени существительного, имени прилагатель-

ного, глагола; представлены местоимение, наречие, числительное.

Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь».

В 7 классе завершается изучение морфологии: причастия, деепричастия и служебных частей речи.

В 8-9 классах начинается систематическое изучение синтаксиса.

В 8 классе рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и односоставное; простое осложненное (предложение с однородными членами; предложение с обособленными членами; предложение с обращениями, вводными конструкциями).

В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и косвенная речь).

В 8-9 классах продолжается углубленное изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы речи, стили речи, жанры).

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому большое место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года предназначены специальные части.

В программе выделены две рубрики: в первой определяется сис-

тема понятий, теоретические сведения, подлежащие усвоению, во

второй - основные виды учебной деятельности, которыми должен

овладеть ученик.

Программа рассчитана в соответствии с Федеральным базис-

ным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных

учреждений Российской Федерации на изучение русского (родно-

го) языка на этапе основного общего образования в объеме 802 ч, в

том числе: в 5 классе - 210 ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в

8 классе - 140 ч, в 9 классе - 102 ч.__

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Основное содержание учебного курса 5 класса

Основные сведения о языке и речи

Русский язык - национальный язык русского народа (1 ч)

Речь. Речевая деятельность (50 ч)

*Речь. Речевое общение (6 ч)

Язык и речь

Речь и речевое общение

Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная

Речь диалогическая и монологическая

Речевой этикет

Речевая деятельность

Речь как деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо

Текст (16 ч)

Текст как речевое произведение.

Основные признаки текста

Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста.

Простой и сложный план текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Их строение, смысловые и языковые особенности.

Сочетание разных типов речи в тексте

Способы развития темы в тексте

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте.

Средства связи предложений в тексте.

Абзац - структурно-смысловая часть текста.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение



Система языка (158 ч)

Синтаксис и пунктуация (28 ч)

Синтаксис - раздел грамматики. Пунктуация - раздел правописания

Словосочетание, его признаки

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

Предложение, его признаки.

Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Грамматическая основа предложения

Главные члены предложения

Распространенное и нераспространенное предложение

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения

Предложения с однородными членами предложения. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения

*Интонация, пунктуация предложений с однородными членами предложения

Предложения с обращением

*Интонация, пунктуация предложений с обращением

Предложения с вводными конструкциями.

Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными конструкциями

Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью

Простое и сложное предложение

Фонетика. Орфоэпия (22 ч)

Фонетика - раздел лингвистики

Звук - единица языка

Система гласных звуков

Система согласных звуков

Изменение звуков в речевом потоке

Элементы фонетической транскрипции

Выразительные средства фонетики

Слог.

Слог - единица слова.

Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков

Графика. Орфография (10 ч)

Графика - раздел науки о языке

Состав русского алфавита. Название букв.

Соотношение звука и буквы

Орфография - раздел правописания

Правописание гласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова



Лексика (20 ч)

Лексикология - раздел лингвистики

Слово как единица языка

Лексическое и грамматическое значение слова

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья

Способы толкования

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слов

Омонимы

Омонимы - омографы, омофоны, омоформы

Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.

Антонимы

Словари синонимов, антонимов

Переносное значение слова в основе художественных тропов

Морфемика. Словообразование. Орфография (30ч)

Морфемика - раздел лингвистики

Морфема - минимальная значимая единица языка

Словообразующие и формообразующие морфемы

Основа слова

Окончание - формообразующая морфема

Корень. Однокоренные слова. Правописание корней

Приставка, суффикс - словообразующие морфемы

Чередование звуков в морфемах

Морфемный анализ слов

Словообразование - раздел языкознания

Производящая основа. Словообразующие морфемы.

Основные способы образования слов

Словообразовательный анализ слов

Основные выразительные словообразовательные средства языка

Морфология (75ч)

Морфология как раздел грамматики

Части речи как лексико-грамматические разряды слов

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имена существительные нарицательные и собственные

Род имён существительных

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых существительных.

Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа или только множественного числа.

Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

*Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные.

Правописание суффиксов существительных:

-чик-, -щик-, (-чиц(а),

-щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-).

Правописание не с именем существительным.

Имя прилагательное как часть речи.

Общее грамматическое значение. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные, их смысловые и грамматические различия

Правописание окончаний имён прилагательных.

Степени сравнения качественных имён прилагательных

Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения.

Правописание кратких прилагательных

Словообразование и правописание имён прилагательных.

Правописание н и нн в прилагательных.

Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.

Правописание не с прилагательными.

Образование имен прилагательных путем сложения

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив (неопределённая форма глагола).

Правописание тся и ться в глаголах.

Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.

Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы.

Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное.

Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи.

Спряжение глагола.

Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных).

Морфемный разбор глаголов

Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Русский язык - национальный язык русского народа

1

Речь. Текст

16

16

Синтаксис и пунктуация

28

1

5

Фонетика. Орфоэпия

Графика. Орфография

32

1

4

Лексика

20

1

3

Морфемика. Словообразование. Орфография

30

1

5

Морфология

2 + 73


  • Имя существительное как часть речи.

30

1

8

  • Имя прилагательное как часть речи.

21

1

3

  • Глагол как часть речи.

22

1

4

Повторение

8

2

Итого

210

7

16+34

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Учащиеся должны уметь:

  • по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

  • по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; проводить словообразовательный разбор;

  • по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

  • по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

  • по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно, сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

  • по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Основное содержание учебного курса 6класса

  • Русский язык в жизни России (1 ч)



  • Речь (40 ч)

  • Текст и его основные признаки.

  • Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

  • Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.

  • Микротема текста. Структура текста. План текста.

  • Абзац. Средства связи предложений и частей текста.

  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности.

  • Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности.

Повторение изученного в 5 классе (12 ч)

Лексика (13 ч)

  • Слово и его значения.

  • Паронимы.

  • Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов.

  • Словари иностранных слов.

  • Архаизмы, историзмы, неологизмы.

  • Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.

  • Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления:

  • Общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

  • Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.



  • Фразеология (9 ч)

  • Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

  • Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа.

  • Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии

  • Морфемика. Словообразование (24 ч)

  • Морфема как минимальная значимая единица языка.

  • Правописание корней слов.

  • Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара.

  • Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы).

  • Сложные слова. Сложение как способ словообразования.

  • Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

  • Сращение сочетания слов в слово.

  • Словообразовательные и морфемные словари русского языка.

  • Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

  • Этимология как раздел языкознания



  • Морфология (150 ч)

  • Морфология как раздел грамматики (1 ч)

  • Система частей речи в русском языке



  • Имя существительное (13 ч)

  • Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

  • Род, число, падеж имени существительного.

  • Имена существительные общего рода.

  • Имена существительные, имеющие форму только единственного или только

  • множественного числа. Типы склонений имен существительных.

  • Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.

  • Употребление существительных в речи.



  • Имя прилагательное (14 ч)

  • Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое

  • значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

  • Разряды прилагательных по значению.

  • Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.

  • Употребление прилагательных в речи.



  • Глагол (18 ч)

  • Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции.

  • Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

  • Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.

  • Спряжение глаголов.

  • Разноспрягаемые глаголы.

  • Употребление глаголов в речи.



  • Местоимение (30 ч)

  • Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений

  • по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.

  • Употребление местоимений в речи.



  • Имя числительное (24 ч)

  • Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое

  • значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных.

  • Склонение числительных разных разрядов.

  • Употребление числительных в речи.



  • Наречие (41 ч)

  • Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий.

  • Степени сравнения наречий, их образование.

  • Правописание наречий.

  • Употребление наречий в речи.

  • Слова категории состояния.

  • Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении



  • Повторение изученного (10 ч)



  • Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Русский язык в жизни России

1



Повторение изученного в 5 классе

12

1

10

Лексика

13

1

2

Фразеология

9


2

Морфемика. Словообразование

24

1

6

Морфология:

147:


20

1. Морфология как раздел грамматики

1



2. Имя существительное

13

1

2

3. Имя прилагательное

14

1

2

4. Глагол

18

1

2

5. Местоимение

30

1

5

6. Имя числительное

24

1

2

7. Наречие

41

1

5

Повторение изученного

10


2

ИТОГО

210

9

40


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Основное содержание учебного курса 7 класса

Русский язык в современном мире (1 ч)

Речь (40 ч)

Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.

Микротема текста.Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац.

Средства связи предложений и частей текста.

Чтение как вид деятельности.

Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности. Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч)

Морфология. Орфография (85 ч)

Причастие (28 ч)

Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки.

Действительные и страдательные причастия.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие формы страдательных причастий.

Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилалательных.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Употребление причастий в речи.

Деепричастие (12 ч)

Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Образование деепричастий.

Синтаксическая функция деепричастия.

Деепричастный оборот.

Употребление деепричастий в речи.

Служебные части речи. Междометия (45 ч)

Служебные части речи (1 ч)

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог (10 ч)

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Производные и непроизводные предлоги.

Простые и составные предлоги.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи

Союз (14 ч)

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.

Союзы простые и составные.

Правописание союзов.

Употребление союзов в речи.

Частица (17 ч).

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание частиц.

Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова (3 ч)

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.

Семантические разряды междометий.

Звукоподражательные слова

Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Русский язык в современном мире

1



Речь

40

1

10

Повторение изученного в 5-6 классах

8

1

2

Морфология. Орфография:

85:


20

1. Причастие

28

1

6

2. Деепричастие

12


5

3. Служебные части речи. Междометия

45:



Служебные части речи

1



Предлог

10

1

2

Союз

14

1

2

Частица

17

1

5

Междометия. Звукоподражательные слова

3

1

2

1

5

Повторение изученного

6


2

ИТОГО

140

9

40

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

речевая деятельность: аудирование:

• адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

• выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

• составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

• обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

• дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

• находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

• проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);

• составлять тезисный план исходного текста;

• владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;

• с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

• сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;

• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана

• формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языковой анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

• размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

• уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

письмо:

• сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

• писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;

• соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

• уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

• использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

• анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;

• рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

• устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

• определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

• правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

• анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

• объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

• определять способы образования слов разных частей речи;

• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

• с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

• толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

• пользоваться различными видами лексических словарей;

• находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

• правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография: " владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

• учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

• аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

• определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

• различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

• использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

• соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

• устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

развитие связной речи:

• анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними;

• излагать повествовательный текст, осложненный элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика;

• сжато излагать повествовательный текст, осложненный диалогом;

• излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы;

• выборочно излагать текст;

• отбирать материал по одному источнику;

• писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения);

• писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле);

• создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету).

Основное содержание учебного курса 8 класса

Русский язык в кругу славянских

языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка (1 ч)

Речь (21 ч)

Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений.

Стили речи. Разговорный язык, его жанры. Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв.

Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности.

Публицистический стиль, его жанры: заметка, репортаж, очерк

Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (7 ч)

Синтаксис как раздел грамматики (1 ч)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание (3 ч)

Основные признаки словосочетания.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Предложение (3 ч)

Предложение как минимальное речевое высказывание.

Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Логическое ударение

Двусоставное предложение (15 ч)

Главные члены предложения (6 ч)

Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение.

Синтаксическая структура простого предложения.

Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения, их виды и способы

выражения (7 ч)

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия).

Способы выражения второстепенных членов предложения.

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные (2 ч)

Односоставное предложение (8 ч)

Односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений:

определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности.

Предложения осложненной структуры (42 ч)

Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (13 ч)

Средства связи однородных членов предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

Стилистические возможности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (20 ч)

Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.

Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (9 ч)

Вводные конструкции

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.

Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

Обращение

Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

Повторение изученного (6 ч)

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка

2



Речь

21



Повторение изученного в 5-7 классах

6



Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Предложение :

Синтаксис как раздел грамматики

Словосочетание

Предложение

7



1

3

3



Двусоставное предложение:

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения

Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные

15

6

7



2



Односоставное предложение

8



Предложения осложненной структуры: Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности

Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями Вводные конструкции

Обращение

42



13

20

9



Повторение изученного

6


ИТОГО

140



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;

  • при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуацирамм и синтаксического анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Основное содержание учебного курса 9 класса

Русский язык как развивающееся явление (5 ч)

Формы функционирования современного русского языка.

Речь (28 ч)

Углубление знаний: текст, типы речи.

Способы и средства связи предложений в тексте.

План и тезисы как виды информационной переработки текста.

Конспект, реферат.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы.

Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности.

Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью. Их особенности .

Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч)

Синтаксис и пунктуация (56 ч)

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его виды.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация,

союзы, самостоятельные части речи (союзные слова).

Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения.

Знаки препинания в сложном предложении.

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.

Сложносочиненное предложение (7 ч)

Средства связи частей сложносочиненного предложения.

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Виды сложносочиненных предложений.

Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчиненное предложение (23 ч)

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения.

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной

и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели).

Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение (7 ч)

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное

и пунктуационное выражение этих отношений.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (6 ч)

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Синтаксические конструкции с чужой речью (8ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.

Повторение изученного (10 ч)

Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление

5

Речь.

28

28

Повторение изученного в 5-8 классах

6

Синтаксис и пунктуация:

1.Сложное предложение

2.Сложносочиненное предложение

3.Сложноподчиненное предложение

4. Бессоюзное сложное предложение

5. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

6. Синтаксические конструкции с чужой речью

56:

2

7

23

7

6

8

Повторение изученного

10



Итого

102

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен

знать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

- создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные,

нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

  • текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
    тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов

  • Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  • Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  • Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

  • Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

  • Оценка диктантов

  • В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

  • Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или негрубой пунктуационной ошибки.

  • Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических ошибках, если среди есть однотипные.

  • Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5кл. допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4-х пунктуационных. Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

  • Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

  • При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее % заданий.

  • Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее половины заданий.

  • Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

  • Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

  • Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. -5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка обучающих работ

  • Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

  • При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

  • Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

  • Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

  • Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Перечень учебно-методического обеспечения

Словари по русскому языку:

Школьный словарь иностранных слов,

Словарь синонимов русского языка,

Этимологический словарь русского языка,

Толковый словарь русского языка,

Словообразовательный словарь русского языка,

Грамматический словарь русского языка



Мультимедийные пособия.

  1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.

  2. Электронный тренажер по орфографии

Правописание приставок

Правописание имен существительных

  1. Электронный тренажер по орфографии

Правописание наречий

  1. Электронный тренажер по орфографии

Правописание гласных в корне

Правописание согласных в корне

«Русский язык. 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ под ред. академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

«Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ под ред. академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

«Русский язык. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: под ред. академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

«Русский язык. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: под ред. академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

Программа к учебнику «Русский язык. 5 - 9 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ______________(Г.Н.Евдокимова)

учителей русского языка и ___________________ 2013

литературы

от______________№___

_____________(____________________)









*

© 2010-2022