Доклад Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ школа-лицей №1 г.Астаны

Доклад Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин







Доклад

Национальные и мировые культурно-ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках филологических дисциплин








Подготовила:

Леськив Е.В.

учитель русского языка

и литературы















г.Астана, 2015г.

Оглавление

1. Вступление .3

2. Ценностные ориентиры школьного образования 3

3. Роль филологических дисциплин в формировании

культурно-ценностных ориентиров подрастающего поколения 4

4. Из опыта работы 5

5. Вывод 11

6. Список литературы 12









Вступление

Одной из приоритетных задач современной системы образования является поиск оптимальных путей формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятых в обществе, воспитание нравственности, готовность к духовному саморазвитию и самовоспитанию. Личность, усвоившая эти ценности, впоследствии сможет соотносить свои нужды и потребности с общественными, конструктивно выстраивать отношения не только в семье, но и в обществе, а самое главное, на протяжении всей жизни стремиться к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Ценностные ориентиры - компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Задачи поиска оптимальных путей формирования ценностных ориентиров личности были актуальны во все времена во всем мире. Особую остроту и необходимость они приобретают в моменты смены значимых приоритетов общества.

Ценностные ориентиры школьного образования:

- приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

- понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;

- формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина казахстанского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

- активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;

- готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;

- уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживание подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

- ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

- овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;

- уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

Роль филологических дисциплин в формировании культурно-ценностных ориентиров подрастающего поколения

Во многих сферах общественной жизни ныне растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры. В современном мире устное и письменное слово не только не теряют своего значения, но, даже наоборот, остаются важнейшим каналом и средством общения, усиливаются и другие его функции. Например, через слово происходит манифестация власти и административных полномочий, утверждается социальный статус личности, громадно значение слова при межкультурных коммуникациях, в случаях обращения тех или иных управленческих или властных структур к общественности, а также в сфере политики. Недаром есть хрестоматийное утверждение: кто владеет словом, тот обладает властью. Чрезвычайно велика роль языка в современных процессах культурного развития того или иного народа. Со словом связаны многие явления национальной культуры, освоения культурного наследия и межнациональных связей. Очевидно, что развитие информационно-компьютерной цивилизации требует изучения языков межнационального и международного общения, какими являются, например, английский и русский языки.

Таким образом, знания в области филологии остаются базовыми для формирования современного культурного человека, живущего в демократическом открытом обществе. Именно филология, знание языков и литератур разных народов позволяет человеку пребывать и развиваться на нескольких культурных уровнях: на уровне этнической, национальной культуры, культуры отдельной страны, а также иметь доступ к мировым культурным процессам. В результате создаются условия для формирования толерантной личности, то есть личности, обладающей необходимой широтой знаний в области родной и других культур и с терпимостью, пониманием и уважением относящейся к этим иным культурам и народам, ее носителям. Это особенно актуально для современного Казахстана, населенного многими народами, имеющими свои самобытные культурные традиции и особенности развития.

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Изучение языков способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Современные казахстанские дети в основном билингвальны, и поэтому преподавание филологических дисциплин должно быть взаимоствязанным. Гораздо проще ребенку понять смысл бытовых сказок русского народа, если провести параллель с казахскими сказками об Алдаре Косе. Невозможно понять всю красоту и стройность речи шекспировских героев, не прочитав хотя бы отрывок на языке оригинала. Кроме того, дети нового поколения открыты и восприимчивы, у них отсутствует шаблонное мышление, они стремятся не только получать новые множественные знания, но и стараются анализировать и сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Поэтому перед учителем стоит задача направить ребенка и создать условия, когда получение знаний станет увлекательным процессом, а не тяжкой обязанностью.

Из опыта работы

Современные дети имеют неограниченный доступ к информации ( к сожалению не всегда достоверной и полезной) и часто не слушают учителя, потому что полагают, что смогут при необходимости подготовиться самостоятельно. Поэтому прежде чем приступить к планированию, всегда ставлю перед собой вопросы: "Для чего ребенку необходимо изучение той или иной темы? Не будет ли ученик считать, что на этом уроке он потратил время впустую? Как сделать урок нужным, полезным и увлекательным?" Часто слышу фразу: "Ребенок, как губка". Но ведь для губки важно, какой будет впитываемая жидкость. От бесполезной или вредной, губка может испортиться. Значит, необходима жидкость полезная. Так и с ребенком, необходимо осознавать степень полезности получаемой им информации. Современные дети очень практичны, поэтому, получая информацию, они стараются ее применить или, если это невозможно, забывают, стирают из памяти. Значит, уроки должны иметь практическую направленность. Итак, мой урок должен быть интересным, увлекательным, полезным, знания должны быть применимы на практике. Кроме того, у ребенка должно появиться желание расширить полученные знания.

Предлагаю образец задания для вводного урока русской словесности в 6 классе. Делим класс на 3 группы (количество групп можно увеличить, расширив линейку заданий). Общее задание: рассказать отрывок из произведения великого русского писателя. (Ответ: А.С.Пушкин Пролог к поэме "Руслан и Людмила")

1 группа. Дерево жизни.

Задание: прочитайте тексты и ответьте на вопрос: какое дерево в славянской мифологии имеет подобные характеристики.

Текст №1. Байтерек

По представлениям древних кочевников на стыке Миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной поддерживающее небо. Корни его находились в подземном мире, ствол - в земном, а крона - в небесном.

В ветвях дерева, на самой его вершине, жила сказочная птица Самрук. Каждый год в кроне дерева священная птица Самрук откладывала золотое яйцо - Солнце, которое проглатывал дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни. Это означало смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.

Считалось, что ствол Байтерека является земной осью - мостиком, соединяющим грешную землю и святые небеса. И по стволу Байтерека достойнейшие из праведников поднимались на небеса - беседовать с небожителями. И по стволу же - возвращались назад, с заоблачных высот, дабы принести живущим на земле Божественное знание. Простой смертный, запятнавший себя неблаговидными поступками, мог добраться только до гнезда Самрук. Птица определяла грешен человек или нет, и решала пропустить его в высь или сбросить к подножию.

Под вековым деревом предки вершили правый суд. Сюда, как на перекресток дорог, сходились старцы с четырех сторон Света и, уверенные, что древо делится с ними своей мудростью, размышляли, как жить дальше. Улаживали конфликты, наказывали виновных, решали как и чем помочь страждущим. Сюда же из степей и с гор, с берегов рек и морей, из дальних и ближних лесов шли нуждающиеся.

Но Байтерек показывается не каждому. Путь к нему лежит через многие преграды, он долог и труден. И если есть Божье благословение, то деревья, кажется, все знающие, ведут засобой незаметно: они то расступаются, указывая тропу, то загораживают ее и опять расступаются. Сначала - серо-замшевые стволы елей, потом подлесок - крепенькие елочки, пересыпанные росой, голые осинки с редкими, подрагивающими на закате желто-оранжевыми листьями. И наконец - блестящие от ковыля, насколько достает обзора, серебряно-голубая поляна, над которой, как нечто космическое, возвышается дивный Исполин.

Считалось, что жертвоприношения старцев - куски мяса от разных животных: быка, лошади, барана и курицы, - закладываемые в тай-казан, чисты и священны, и тот, кому достанется хоть толика этой пищи, будет весь год сыт, здоров, удачлив. И в следующем году сможет в благодарность сам передать дары в тай-казан - для поддержания нуждающихся.

Костер под тай-казаном разжигался огнем, хранящимся в ветвях Исполина, а воду для варева приносила в своем клюве Самрук. Пока мудрецы совещались - пламя горело, варево булькало, и любой, кому небожители помогли отыскать дорогу к Байтереку, мог подойти к тай-казану и взять свою долю. Говорят, что к мудрецам спускались и пророки, и ангелы и в особо затруднительные моменты помогали своими советами.

Обереги, сделанные из древесины, клали в изголовье - чтобы увидеть вещий сон, излечиться от болезни или призвать удачу.

Конечно, такое Священное Дерево берегли пуще глаза и никому не открывали тайны того места, где оно растет. А если зверь, птица, или молния повредят кору, замазывали рану глиной и наблюдали - как быстро она затянется. Если быстро - будет здоровье, будет достаток в семье или в роду тех, кто ухаживал за Исполином. Будет мир в государстве.

Текст №2. Иггдрасиль

Иггдрасиль - в скандинавской мифологии Мировое древо - гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы.

На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орёл, а между его глазами - ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и дракономпереносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») - своеобразный посредник между «верхом» и «низом».

На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Валъхаллы. Три корня Иггдрасиля простираются, согласно «Старшей Эдде», в царство мёртвых, к великанам и людям или, согласно «Младшей Эдде», - к богам (асам), и неистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму (страна мрака). Согласно «Младшей Эдде», у Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд.

Под корнями расположены источники - Урд («судьба»), источник Мимира, Хвергельмир («кипящий котёл»). «Младшая Эдда» определённо связывает Урд с небесным корнем, источник Мимира - с великанами и Хвергельмир - с Нифльхеймом. Но естественнее связать один из корней с людьми и с ним Урд, поскольку у этого источника живут норны, определяющие судьбы людей.

Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило. Можно реконструировать и представление о том, что медвяный источник Мимира питает мировое древо, но с другой стороны, сам Иггдрасиль покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле.

Как вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль пропитан живительным священным мёдом.

2 группа. Мудрые животные

Задание: прочитайте тексты и ответьте на вопрос: какое животное в славянской мифологии может посещать наш и иной миры, может давать мудрые советы, помогать либо вредить герою.

Текст №1. Тулпар

Кочевые народы с древнейших времен в великом множестве изображали своих самых преданных и верных друзей - коней. Придавая им различные мифологические и сказочные свойства, они считали их священными животными. Фантастический образ крылатых коней, представления о волшебных крылатых существах возникли еще в древние времена.
Казахи наивно полагали, что под лопатками аргамаков спрятаны невидимые глазам маленькие крылья. Когда рождается тулпар, чтобы не повредить ему эти самые крылья, необходимо вынуть жеребенка, вспоров брюхо кобылицы. Разумеется, кобылица умрет, но жертва эта - ради несравненной быстроты коня. Будущие крылатые кони - тулпары (в греческой мифологии - пегасы) должны были родиться именно так, как это описано в героических поэмах о знаменитых батырах и их конях. Наличие у тулпаров крыльев говорит об их принадлежности к Верхнему миру.
В некоторых сказках крылатые кони могут быть связаны с небесными пери. Как представители другого, Верхнего, а не Срединного мира, крылатые кони обладают многими волшебными свойствами.
Мгновенно исчезать или мгновенно появляться из неизвестности - это их свойство говорит о том, что крылатые кони способны путешествовать из своего мира в иные миры. Человек этого сделать не может. И тут появляются его помощники.
Благодаря своей волшебной силе крылатые кони умеют менять облик, превращаясь в других животных.
В древнем эпосе волшебный конь, предназначенный для батыра, пока тот не вырастет, находится среди простых лошадей в табуне в виде невзрачного, худого и немощного конька, покрытого язвами и какой-то грязной попоной. А когда батыр наконец-то вырастает, тут и конь его преображается, показывая свой истинный облик.
Как существа Верхнего мира крылатые кони служат человеку, делают ему только добро, всячески помогают и выручают, подсказывают и советуют. Они возносят своего хозяина на небеса, погружаются вместе с ним в подземный мир, выручают из различных передряг. Как и в жизни, сказочный конь всегда рядом с кочевником, всегда готов оказать ему услугу.
У казахов есть поверье: когда рождается батыр, вместе с ним рождается его конь.

Текст №2 Сова

Сова является символом огромного числа явлений, предметов и понятий в мифологии такого же большого числа народов. Так, у американских индейцев: Сова символизировала мудрость, пророчество. У китайцев зло, преступление, ужас. В христианстве Сова означает силу тьмы, уединение, скорбь, запустение, дурную весть. В Японии смерть, дурное предзнаменование.

Иносказательное значение сов двойственно. В человеческих представлениях эти птицы снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, тем более что известно, что они обладают способностью видеть ночью. Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, являясь бдительными стражами. Один внеевропейский символический пример: "Татар-Хан ввел на свой золотой щит черную сову, ибо самый первый татарский царь, Чингис Хан, посредством оной птицы жизнь свою уберег".

Как символ знаний и эрудиции, рассеивающих тьму невежества, эта птица часто изображается в фирменных знаках научных изданий и книжной торговли. Эти ассоциации совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины Пронойи (Провидящей). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, а также эмблематическое изображение мудрости - сова, сидящая на стопке книг, и идиома "ученая сова" в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.

3 группа. Знатоки

Задание: прочитать тексты. Рассказать остальным учащимся о Дубе и Коте-Боюне.

Текст №1. Дуб

Давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.
С тех давних времен пришел миф о древе жизни. Будто служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени. Вспомните старую загадку. «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит по четыре недели, а в неделе по семь дней. (Надо только помнить, что счет велся по лунным месяцам.)
В фольклоре славянских народов - сказках, загадках, заговорах - нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. В одной, из известных сказок взобрался на такой дуб старик и достиг самого неба. Там он увидел чудесные жерновки - эмблему весенней грозы, дарующей людям дождь, плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой о том, что-де на море-океане, на острове Буяне, где лежит камень алатыр, стоит «булатный дуб»... А дальше уж идет сам заговор.
На дерево-ось словно нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. И не только славян, а всех народов, населявших в древности Европу. Оно систематизировало этот мир, придавало ему стройность, где каждому предмету или явлению, каждому живому существу находилось свое место.
На вершине кроны восседало божество - грозное, недоступное. В ветвях находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси, олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг себя змей, лягушек и даже рыб. Здесь же находились прикованные цепью бес и другие нечистые силы. От дерева этого исходит благоухание, а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Порой верхнее божество вступало в битву с «нижним ярусом», пресекая посягательства змей и драконов на «теплокровных», располагавшихся у ствола.
Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. При изображении его чаще всего использовались четыре цвета: черный, красный, синий, белый.

Текст №2. Кот Баюн

Странствовал когда-то Велес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли.

Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку.

С той поры и начался кошачий род.

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).

В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.

Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

Выводы к заданию: выполнение данного задания позволяет учащимся решить следующие задачи:

1. познакомиться с мифическими персонажами;

2. вспомнить изученное в 5 классе;

3. сопоставить представления об устройстве мира разных народов;

4. работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению;

5. учиться отстаивать свою точку зрения, приходить к общему решению.

Вывод

Исходя из вышеизложенного следует, что знания в области филологии остаются базовыми для формирования современного культурного человека, живущего в демократическом открытом обществе. Поэтому учителя -филологи в своей работе долджны постоянно взаимодействовать: проводить интегрированные уроки, давать задания сопоставительного характера, организовывать мероприятия, где учащиеся смогут не только делиться полученными знаниями, но и применять их на практике.



Список литературы:

1. planetasov.ru/index/sovy_v_istorii_i_mifologii

2. kohuku.ru/proishojdenie/loshadi-v-mifah-i-poveriyah.

3. liveinternet.ru/users/tessa_fiery-phoenix

4. pritchi.castle.by/ras-24-72.html

5. Бессонов Е.Г. "Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи" (Санкт-Петербург, 2013г.)

6.Абдигалиева Г.К. "Ценностные ориентиры казахстанской культуры" (2014г.)

7. Ш.М. Шуиншина "Основные приоритеты развития филологического образования Казахстана" (доклад , Астана, 2015г.)



12



© 2010-2022