- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова Крестьянские дети
Конспект урока Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова Крестьянские дети
Тезисы к уроку-исследованию «Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />Автор: Макаева Айжан Ишембаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган Данный урок проводился мною в 5 классе по учебнику Меркина Г.С. «Литература. 5 класс», который разработан ...
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макаева А.И. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Макаева Айжан Ишембаевна, МБОУ «Лицей №1»
Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Цели:
воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД
образовательные: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;
развивающие: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Используемые материалы: презентация , учебник, раздаточный материал
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н. А. Некрасов
1. Орг. момент
Приветствие. Мотивация урока.
-Рады слышать мы звонок
Начинается урок
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять( 1 мин)
2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос
-Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Вы сегодня будете исследователями.
- Что значит - провести исследование? (фронт. опрос) 2мин
- Какова структура исследования?(2 мин)
3. Определение структуры исследования (урока)
- Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)
Чтение слайда 1 (презентация)
Объект исследования;
Тема исследования;
Проблема исследования
Цель исследования
Гипотеза
Задачи
Практическая часть
Итоги работы
-По ходу урока мы будем заполнять дневник исследователя (приложение )
4. Определение объекта исследования.
-Посмотрите на доску (слайд 2). Портрет какого поэта вы видите перед собой? С каким произведением Некрасова мы знакомились на прошлом уроке? (1 мин) (фронт. опрос) Из этого стихотворения я взяла строки в качестве эпиграфа
5. Определение темы исследования и урока (3 мин)
Работа с эпиграфом к уроку.
-Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов (слайд 3)
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
-К кому обращается Николай Алексеевич? Что же будет объектом исследования? (заполним наши листочки)
-Что Николай Алексеевич пишет нам во второй сроке? Какое слово будет ключевым на сегодняшнем уроке?
- Какую тему мы будем рассматривать на уроке? (фронт. опрос)
«Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» (слайд 4)
-Знаете ли вы произведения о детях, читали ли вы их. (фронт. опрос) (2 мин)
-Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.
6. Проблема исследования.
-Почему Некрасов обращается к данной теме? (фронт. опрос)
-Это и есть проблема нашего исследования (узнать, как показывает поэт в своем стихотворении детство крестьянских детей)
7. Определение цели исследования.
-А вам хотелось бы взглянуть на жизнь крестьянских детей глазами Н.А. Некрасова? Это будет цель нашего исследования. (фронт. опрос) (3 мин)
8. Гипотеза.
-Проблему, над которой нам предстоит работать, мы выяснили, определили цель, а теперь вернемся к ключевому слову «детство». Каким вы видите свое детство? Попробуйте подобрать ассоциации к данному слову, составить кластер. Поработайте в парах (3мин)
-К нашему кластеру мы вернемся еще в конце урока (фронт. опрос) (3 мин)
9. Задачи исследования (2 мин)
-Можете ли вы сравнить свое детство с детством крестьянских детей?
-Что мы должны для этого сделать? Это и есть задачи нашего сделать? Это и есть задача нашего исследования.
Физминутка ( 2 мин)
Мы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнем.
10.А теперь мы поработаем в группах. Задание перед вами на партах.
(3 мин на подготовку)
1- я группа. Задание. Рассмотрите картины А.Г.Венецианова «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», картины В. Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Игра в бабки» и ответьте на вопросы:
1. Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и картины русских художников?
2. Что вы можете сказать по картинам о жизни, быте крестьянских детей?
3. Какие из данных картин вы можете выбрать в качестве иллюстраций к стихотворению?
(слайды 5-10)
2-я группа. Задание. Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия».
1.Чем это произведение похоже на комедию? 2. Как автор относится к детям? Какие слова он использует для этого? Найдите их в тексте и выделите.
(слайд 11)
3-я группа. Задание. На примерах одного из героев стихотворения, выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?
2.Кто является примером для крестьянских детей?
(слайд 12)
7 мин на выступление
11. Итог урока.
-Итак, давайте подведем итог. Вернемся к началу урока к нашему эпиграфу.
- Обратите внимание на выражение "красное детство"
(На Руси под словом "красное" понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому "красное детство" понимается как прекрасное, счастливое детство).
Вот таким вы изобразили детство в начале урока (1 мин)
-Изменились ли ваши впечатления о детстве? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова? Посмотрим. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Поработайте в группе, на лучах солнца напишите о детстве крестьян, прикрепите их к доске. Составим кластер «Детство глазами Некрасова» (2мин)
(слайд 13)
(групповая работа) Вы видите различия? Все ли совпадает?
12. -Продуктом нашего исследования стал кластер, но он может быть различным.
13. Дом. задание (по выбору) (слайд 14)
14. Рефлексия.
-Почувствовали ли вы себя исследователями? Получилось ли наше исследование? Смогли ли мы ответить на вопрос?
-Вернемся к нашей структуре исследования. А пригодиться ли она вам, можем ли мы ее использовать еще где-то?
-Мы сегодня работали в группах и парах. Попробуем оценить себя. Заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах.
I. Оцените работу своей группы
II.Оцените свою работу
1.В группе я работал активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3. Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
5