- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Путешествие по стране Имя числительное. Порядковые числительные (6 класс)
Путешествие по стране Имя числительное. Порядковые числительные (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухаметшина Л.К. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Путешествие по стране «Имя числительное»
Порядковые числительные
Цель: дать понятие о порядковых числительных, их значении, образовании, изменении;
подчеркнуть сходство морфологических и синтаксических признаков порядковых числительных с именами прилагательными, а также отличие в склонении количественных и порядковых числительных;
отработка навыков употребления порядковых числительных в речи (в косвенных падежах, в названиях знаменательных дат, в составлении деловых бумаг);
повторить правописание количественных числительных, их использование в речи.
Приборы и материалы: карточки для индивидуальной работы, «маршрутный лист» с заданиями, карточки для словарной работы.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока.
Сообщение цели урока учителем.
Мы продолжаем путешествие по интересной и необъятной стране, которая называется «Имя числительное». Сегодня нам предстоит пройти (или проехать) ещё четыре станции и обогатить наш ум и память знаниями, а речь - новыми словами и словоформами. На доске перечислены названия станций, их вы увидите также на партах на «маршрутном листе»:
-
Повторительная.
-
Эвристическая.
-
Закрепительная.
-
Творческая.
На 1-ой станции повторим то, что мы узнали об имени числительном, на «эвристической» узнаем, чем отличаются порядковые числительные от количественных, чем похожи на прилагательные и чем являются в предложении. На 3-ей научимся употреблять порядковые числительные в устной речи и на письме, на «творческой» - сами станем творцами.
-
«Повторительная» станция
-
На доске (индивидуальное задание)
Первый том собрания сочинений Л.Н.Толстого вышел в свет в тыс_ч_ девят (?)сот двадцать вос (?)мом году4.
Задание: вставить пропущенные орфограммы, объяснить, сделать полный синтаксический разбор предложения
-
Индивидуальная работа по карточкам.
-
Фронтальный опрос.
- Есть ли числительные в данном предложении? Назовите. Как вы это определили?
4)На прошлом уроке мы изучали тему «Рассуждение», и вы дома должны были написать сочинение «Почему слово пятьдесят является числительным?» Прочитайте, что у вас получилось (спросить 2-3 человека).
5) Часто ли мы используем числительные в своей речи? В каких случаях они нам просто необходимы?
6) Обратимся к маршрутному листу. Прочитайте предложения, которые записаны в два столбика.
- В чём особенность предложений, записанных в первый столбик? (пословицы)
- В чём особенность предложений, записанных во второй столбик? (загадки)
- Назовите числительные, которые использованы в данных предложениях, определите их разряд.
- А теперь дадим ответ на записанные загадки (капуста, град, кисти рук).
- Прочитайте, какие вы знаете пословицы, в которых используются числительные (домашнее задание, 1 вариант).
- Прочитайте загадки с отгадками, в которых используются числительные (домашнее задание, 2 вариант).
7) Прочитайте второе задание на маршрутном листе. Подчеркните собирательные числительные. Назовите их. Докажите.
- В чём особенность собирательных числительных? Какие числительные называются собирательными?
- Сколько собирательных числительных вы знаете? Перечислите их.
- С какими существительными собирательные числительные не употребляются?
8) А сейчас письменное задание (№3 на маршрутном листе). Запишите цифры словами, объясните их правописание.
2. Работа по теме урока. Станция «Эвристическая».
1) Мы продолжаем путешествие и отправляемся на следующую станцию. Поговорим о порядковых числительных.
- Назовите однокоренные слова к слову порядковый.
- Следовательно, что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос они отвечают?
2) Вернёмся к предложению, записанному в начале урока. Есть ли в нём порядковые числительные? Назовите их.
3) Запишите числительные в два столбика. На доске.
Количественные числительные
(сколько?)
Порядковые числительные
(какой? который?)
пять
5
> пятый
пятнадцать
15
>пятнадцатый
пятидесятый
50
>пятидесятый
пятьдесят пятый
55
>пятьдесят пятый
- От каких числительных образуются порядковые числительные?
- В чём особенность образования сложных порядковых числительных?
- В чём особенность образования составных порядковых числительных?
- Продолжите таблицу и образуйте порядковые числительные от слов один, два. В чём особенность их образования? (изменяется корень)
4) Упражнение 377. Прочитайте цифры словами (2-ой ряд по цепочке).
1 вариант (сколько?)
2 вариант (который?)
- Вы, наверное, обратили внимание на слово шеститысячный.
На доске:
7- тысячный
8- миллионный
9- миллиардный
5) Словарная работа.
Слова, оканчивающиеся на - тысячный, - миллионный, - миллиардный, пишутся слитно. Запишите словами. Устно составьте словосочетания с данными числительными.
6) Чем похожи порядковые числительные на имена прилагательные? (отвечают на один и тот же вопрос, изменяются по родам, падежам, числам).
- Просклоняем по падежам
И. високосный, второй год
Р. високосного, второго года
Д. високосному, второму году
В. високосный, второй год
Т. високосным, вторым годом
П. о високосном, втором годе
7) В нашей жизни много знаменательных дат. Они тоже являются порядковыми числительными. Есть два способа правописания таких дат. Работа с карточками.
8 Марта (родительный п.)
Восьмое марта (родительный п.)
к 8 Марта (родительный п.)
с Восьмым марта (родительный п.)
- Какой вывод после самостоятельного наблюдения вы сделали?
3. Закрепление. Станция «Закрепительная».
- Скажите, что нового вы узнали на «эвристической» станции? (Спросить несколько человек). Раз вы всё это усвоили, мы отправляемся на станцию «Закрепительную».
1) Диктуются количественные числительные, от них учащиеся образуют порядковые числительные и записывают их в тетрадь через запятую.
Одиннадцать - одиннадцатый
Тринадцать - тринадцатый
Восемнадцать - восемнадцатый
Девяносто - девяностый
Тридцать восемь - тридцать восьмой
2) Упражнение 382 (устно).
3) Чтение П. 114 на с. 124.
4. Станция «Творческая».
- Вот мы добрались и до этой станции. Вы должны придумать поздравление с наступающим Восьмым марта или другим календарным праздником, используя в этом поздравлении порядковые числительные (спросить 2-3 человека, указать на ошибки, исправить).
5. Домашнее задание.
1) П. 114.
2) Упражнение 383 (письменно).
3) Найти и записать четыре фразеологизма, в которых есть числительные.
Маршрутный лист
Путешествие по стране «Имя числительное».
1 Станция «Повторительная».
1). Назовите числительные, которые используются в данных предложениях. Определите их разряд.
-
Один в поле не воин.
-
Ум хорошо, а два лучше.
-
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
-
Обещанного три года ждут.
-
Первый блин комом.
-
Семьдесят дорожек, а все без застёжек.
-
Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подбирает.
-
У двух матерей по пяти сыновей.
2). Подчеркните собирательные числительные.
У кузницы стояло двое саней и три телеги.
Четверо друзей отправились в поход.
Вы помните сказку о волке и семерых козлятах?
3). Запишите словами.
150 то (-н -, -нн-), 70 килогра (-м-, -мм -)ов, 60 м_нут, 900 эксз_мпляров, 17 задач(?).
2. Станция «Эвристическая».
3. Станция «Закрепительная».
4. Станция «Творческая».
Карточка №1. Запишите словами данные ниже числа. Какие из них простые, а какие - составные? Обозначьте.
11, 16, 17, 25, 38, 44, 400, 399, 1000, 702, 50.
Карточка №2. Перепишите, заменяя числа словами.
-
Брат вернулся около 12 часов.
-
Директор беседовал с 15 старшеклассниками.
-
Группа состояла из 90 человек.
-
В походе было более 300 школьников.
-
Ю (н, нн)аты выр_стили сад с 30 яблонями, 25 группами и 55 вишнями.
-
В нашей классной библиотечке более 800 книг.
Карточка №3. Спишите, выбирая нужные числительные, данные в скобках.
-
По (обеим, обоим) сторонам дороги р_сли стройные бел_ствольные бере_ки..
-
Щенок был маленький, масти белой, на (обеих, обоих) ушах по пятнышку.
-
Ухватилась (обоими, обеими) руч_нками за меня и не пуска_т.
-
Двое сыновей у меня, (обеими, обоими) я горжусь.
-
В класс_ после уроков остались (две девочки, двое девочек) и стали оформлять стенгазету.
4