Путешествие по стране Имя числительное. Порядковые числительные (6 класс)

Урок-путешествие по русскому языку в 6 классе проводится после изучения темы "Собирательные числительные". Игровая форма помогает учителю заинтересовать шестиклассников новым материалом; развивает мышление, память, вовлекает в поисковую деятельность. На уроке даётся понятие о порядковых числительных, их значении, указывается на сходство морфологических и синтаксических признаков порядковых числительных и имен прилагательными, а также в чём состоит отличие в склонении количественных и порядковых ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие по стране «Имя числительное»

Порядковые числительные

Цель: дать понятие о порядковых числительных, их значении, образовании, изменении;

подчеркнуть сходство морфологических и синтаксических признаков порядковых числительных с именами прилагательными, а также отличие в склонении количественных и порядковых числительных;

отработка навыков употребления порядковых числительных в речи (в косвенных падежах, в названиях знаменательных дат, в составлении деловых бумаг);

повторить правописание количественных числительных, их использование в речи.

Приборы и материалы: карточки для индивидуальной работы, «маршрутный лист» с заданиями, карточки для словарной работы.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока.

Сообщение цели урока учителем.

Мы продолжаем путешествие по интересной и необъятной стране, которая называется «Имя числительное». Сегодня нам предстоит пройти (или проехать) ещё четыре станции и обогатить наш ум и память знаниями, а речь - новыми словами и словоформами. На доске перечислены названия станций, их вы увидите также на партах на «маршрутном листе»:

  1. Повторительная.

  2. Эвристическая.

  3. Закрепительная.

  4. Творческая.

На 1-ой станции повторим то, что мы узнали об имени числительном, на «эвристической» узнаем, чем отличаются порядковые числительные от количественных, чем похожи на прилагательные и чем являются в предложении. На 3-ей научимся употреблять порядковые числительные в устной речи и на письме, на «творческой» - сами станем творцами.

  1. «Повторительная» станция

  1. На доске (индивидуальное задание)

Первый том собрания сочинений Л.Н.Толстого вышел в свет в тыс_ч_ девят (?)сот двадцать вос (?)мом году4.

Задание: вставить пропущенные орфограммы, объяснить, сделать полный синтаксический разбор предложения

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

  2. Фронтальный опрос.

- Есть ли числительные в данном предложении? Назовите. Как вы это определили?

4)На прошлом уроке мы изучали тему «Рассуждение», и вы дома должны были написать сочинение «Почему слово пятьдесят является числительным?» Прочитайте, что у вас получилось (спросить 2-3 человека).

5) Часто ли мы используем числительные в своей речи? В каких случаях они нам просто необходимы?

6) Обратимся к маршрутному листу. Прочитайте предложения, которые записаны в два столбика.

- В чём особенность предложений, записанных в первый столбик? (пословицы)

- В чём особенность предложений, записанных во второй столбик? (загадки)

- Назовите числительные, которые использованы в данных предложениях, определите их разряд.

- А теперь дадим ответ на записанные загадки (капуста, град, кисти рук).

- Прочитайте, какие вы знаете пословицы, в которых используются числительные (домашнее задание, 1 вариант).

- Прочитайте загадки с отгадками, в которых используются числительные (домашнее задание, 2 вариант).

7) Прочитайте второе задание на маршрутном листе. Подчеркните собирательные числительные. Назовите их. Докажите.

- В чём особенность собирательных числительных? Какие числительные называются собирательными?

- Сколько собирательных числительных вы знаете? Перечислите их.

- С какими существительными собирательные числительные не употребляются?

8) А сейчас письменное задание (№3 на маршрутном листе). Запишите цифры словами, объясните их правописание.

2. Работа по теме урока. Станция «Эвристическая».

1) Мы продолжаем путешествие и отправляемся на следующую станцию. Поговорим о порядковых числительных.

- Назовите однокоренные слова к слову порядковый.

- Следовательно, что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос они отвечают?

2) Вернёмся к предложению, записанному в начале урока. Есть ли в нём порядковые числительные? Назовите их.

3) Запишите числительные в два столбика. На доске.

Количественные числительные

(сколько?)


Порядковые числительные

(какой? который?)

пять

5

> пятый

пятнадцать

15

>пятнадцатый

пятидесятый

50

>пятидесятый

пятьдесят пятый

55

>пятьдесят пятый

- От каких числительных образуются порядковые числительные?

- В чём особенность образования сложных порядковых числительных?

- В чём особенность образования составных порядковых числительных?

- Продолжите таблицу и образуйте порядковые числительные от слов один, два. В чём особенность их образования? (изменяется корень)

4) Упражнение 377. Прочитайте цифры словами (2-ой ряд по цепочке).

1 вариант (сколько?)

2 вариант (который?)

- Вы, наверное, обратили внимание на слово шеститысячный.

На доске:

7- тысячный

8- миллионный

9- миллиардный

5) Словарная работа.

Слова, оканчивающиеся на - тысячный, - миллионный, - миллиардный, пишутся слитно. Запишите словами. Устно составьте словосочетания с данными числительными.

6) Чем похожи порядковые числительные на имена прилагательные? (отвечают на один и тот же вопрос, изменяются по родам, падежам, числам).

- Просклоняем по падежам

И. високосный, второй год

Р. високосного, второго года

Д. високосному, второму году

В. високосный, второй год

Т. високосным, вторым годом

П. о високосном, втором годе

7) В нашей жизни много знаменательных дат. Они тоже являются порядковыми числительными. Есть два способа правописания таких дат. Работа с карточками.

8 Марта (родительный п.)

Восьмое марта (родительный п.)

к 8 Марта (родительный п.)

с Восьмым марта (родительный п.)

- Какой вывод после самостоятельного наблюдения вы сделали?

3. Закрепление. Станция «Закрепительная».

- Скажите, что нового вы узнали на «эвристической» станции? (Спросить несколько человек). Раз вы всё это усвоили, мы отправляемся на станцию «Закрепительную».

1) Диктуются количественные числительные, от них учащиеся образуют порядковые числительные и записывают их в тетрадь через запятую.

Одиннадцать - одиннадцатый

Тринадцать - тринадцатый

Восемнадцать - восемнадцатый

Девяносто - девяностый

Тридцать восемь - тридцать восьмой

2) Упражнение 382 (устно).

3) Чтение П. 114 на с. 124.

4. Станция «Творческая».

- Вот мы добрались и до этой станции. Вы должны придумать поздравление с наступающим Восьмым марта или другим календарным праздником, используя в этом поздравлении порядковые числительные (спросить 2-3 человека, указать на ошибки, исправить).

5. Домашнее задание.

1) П. 114.

2) Упражнение 383 (письменно).

3) Найти и записать четыре фразеологизма, в которых есть числительные.


Маршрутный лист

Путешествие по стране «Имя числительное».


1 Станция «Повторительная».

1). Назовите числительные, которые используются в данных предложениях. Определите их разряд.


  1. Один в поле не воин.

  2. Ум хорошо, а два лучше.

  3. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

  4. Обещанного три года ждут.

  5. Первый блин комом.


  1. Семьдесят дорожек, а все без застёжек.

  2. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подбирает.

  3. У двух матерей по пяти сыновей.

2). Подчеркните собирательные числительные.

У кузницы стояло двое саней и три телеги.

Четверо друзей отправились в поход.

Вы помните сказку о волке и семерых козлятах?

3). Запишите словами.

150 то (-н -, -нн-), 70 килогра (-м-, -мм -)ов, 60 м_нут, 900 эксз_мпляров, 17 задач(?).

2. Станция «Эвристическая».

3. Станция «Закрепительная».

4. Станция «Творческая».


Карточка №1. Запишите словами данные ниже числа. Какие из них простые, а какие - составные? Обозначьте.

11, 16, 17, 25, 38, 44, 400, 399, 1000, 702, 50.

Карточка №2. Перепишите, заменяя числа словами.

  1. Брат вернулся около 12 часов.

  2. Директор беседовал с 15 старшеклассниками.

  3. Группа состояла из 90 человек.

  4. В походе было более 300 школьников.

  5. Ю (н, нн)аты выр_стили сад с 30 яблонями, 25 группами и 55 вишнями.

  6. В нашей классной библиотечке более 800 книг.

Карточка №3. Спишите, выбирая нужные числительные, данные в скобках.

  1. По (обеим, обоим) сторонам дороги р_сли стройные бел_ствольные бере_ки..

  2. Щенок был маленький, масти белой, на (обеих, обоих) ушах по пятнышку.

  3. Ухватилась (обоими, обеими) руч_нками за меня и не пуска_т.

  4. Двое сыновей у меня, (обеими, обоими) я горжусь.

  5. В класс_ после уроков остались (две девочки, двое девочек) и стали оформлять стенгазету.

4

© 2010-2022