Карточки по ССП 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложносочиненные предложения (1)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Первыми попробовали какао ацтеки, и назвали они само растение и семена его «кауатль». (2) Отсюда и испанцы, и французы, и англичане, и русские называют этот напиток «какао». (3) Ацтеки пили -какао с перцем и вани­лью, а не с сахаром. (4) Какао - питательный, бодрящий напиток, зато действует он на организм человека не так сильно, как кофе.

(5) Родина какао - Южная Америка, а привёз его в Ев­ропу испанец Кортес, завоеватель Мексики.

(6) Теперь какао выращивают во многих странах с тро­пическим климатом, а пьют его жители всех уголков пла­неты.

(Из энциклопедии «Я познаю мир: Растения»)

1. Используя любой толковый словарь русского язы­ка, письменно объясните, кто такие ацтеки.

2. Выпишите из текста предложения 4 и 5. Графически докажите, что это сложносочинённые пред­ложения.

3. Выпишите из текста предложение, которое соот­ветствует следующей характеристике: повество­вательное; невосклицательное; сложносочинённое, отношения между частями соединительные.


Тема: Сложносочиненные предложения (2)

Прочитайте текст и выполните задания.

(I) Сумело-таки подползти однажды ночью под одно небо другое () и пошли дожди. (2) Потемнела земля. (3) Крупными каплями закапало с крыш. (4) Иногда дождь примолкал, потом припускал опять, с новой силой принимаясь хлестать землю. (5) Всё вокруг вымокло до по­следней степени () и набухло. (6) Вода стояла даже в тра­вах. (7) Ветки на деревьях обвисли, а с них обрывались большие () и белые, похожие на снег капли. (8) Обвисли и нескошенные травы, также по ним шумел () и шумел то сильный, то слабый, падая, дождь.

(9) Спасаясь от сырости, топили печи...

(По В. Распутину)

1. Как бы вы озаглавили данный текст и почему? Что вы вложили в своё заглавие: тему или идею текста? Напишите развёрнутые ответы на постав­ленные вопросы.

2. Письменно дайте определение сложносочинённого предложения. Приведите 3-4 собственных приме­ра сложносочинённых предложений, указывая, какими сочинительными союзами связаны в них простые предложения. Определите, каковы здесь смысловые отношения предикативных частей.

3. Выпишите из текста предложение, в котором вместо скобок перед союзом и нужно поставить запятую.


Тема: Сложносочиненные предложения (3)

1) Всегда говори правду, и тебе дорога будет открыта,

2) В доме лжеца пожар случится, но никто не поверит.

3) Всяк правду трубит, да не всяк правду любит. 4) Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. 5) Всего дороже честь сытая да изба крытая. 6) Не родом богатырь славен, а подвигом. 7) Муравей невелик, а горы копает. 8) Мал огонь, да много зажигает. 9) У правды язык су­ров, зато душа добрая. 10) Глаза лучистые, однако мысли не чистые.

Задания

1. Напишите, какая тема объединяет эти пословицы и поговорки. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Как отличать сложносочинённое предложение от простого предложения с однородными членами, если в них используются одни и те же союзы?» Проиллюстри­руйте ответ примерами из данных пословиц и по­говорок.

3. Выпишите пословицу, которая представляет собой по форме сложносочинённое предложение, где от­ношения между частями соединительные.





Тема: Сложносочиненные предложения (4)

Прочитайте отрывок из сказки Н. Телешова «Белая цапля» и выполните задания.

(1) Далеко на севере раскинулось королевство, по­гружённое чуть ли не круглый год в холодные сумерки. (2) Зима была здесь длинная, а лето короткое. (3) Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину. (4) Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник. (5) Все любили старого короля за ум и редкую доброту, всем хо­телось научиться у него заботам о "людях. (6) Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.

(Я. Телешов)

1. Запишите антонимы к словам милосердие (предло­жение 6), далеко (предложение 1), длинная (пред­ложение 2).

2. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложе­ние, преобразуйте его в сложносочинённое пред­ложение с соединительными отношениями между частями и запишите. Союз, с помощью которого простые предложения соединились в сложное, об­ведите кружком.

3. Укажите, сколько всего сложносочинённых пред­ложений в данном тексте (в скобках запишите их номера).

Тема: Сложносочиненные предложения (5)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Ещё лежит пятнами в лесу снег, а уже давно слышно трубное воркование диких голубей-витютней, (2) Мно­гоголосое радостное слышится пение птиц. (3) Свистят дрозды. (4) Зал_ваю(тся, ться) над пробуди_ш_йся з_млёю жавор_нки и кукуют и перехохат_ваю(тся, ться) в лесу ку­кушки. (5) А гулче всех, всех призывнее раздаётся трубный голос дикого голубя-витютня. (6) Подойдёшь тихонько к высокой сосне и присядешь на пень. (7) В недосягаемой вышине, весь в золотых лучах, радостно, трубно воркует

витютень, приветствуя восход солнца.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания

1. Письменно объясните, каков тип и стиль речи дан­ного текста.

2. Выпишите из текста предложение 4, вставляя про­пущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Начертите схему данного предложения.

3. Напишите небольшой рассказ на лингвистическую тему «Сложносочинённые предложения». Проил­люстрируйте его примерами из текста и своими собственными примерами.

Тема: Сложносочиненные предложения (6)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Осыпаются астры в садах

Стройный клён под окошком желтеет И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.

(2) Ближний лес затиха_т и в нём Пок_зались п_всюду пр_светы И красив он в убор_ своём Зол_тистой листвою одетый. , -

(3) Но под этой сквозною листвой В этих чашах не слышно ни звука...

(4) Осень веет тоской, Осень веет разлукой!

(И. Бунин) Задания

1. Выпишите из текста эпитеты (3-4 примера).

2. Выпишите предложение 2, вставляя пропущенные буквы и запятые. Графически объясните постанов­ку знаков препинания.

3. Укажите, сколько грамматических основ в предло­жении 1. (Знаки препинания не расставлены.)





Тема: Сложносочиненные предложения (7)

Прочитайте текст и выполните задания.

Акулы

(I) Примерно 350 видов акул населяют Мировой океан. (2) Несколько тропических видов акул живут не только в океане, но и в пресных водах. (3) Ахул обычно считают людоедами, однако опасны лишь чуть больше дюжины крупных видов. (4) В торговле стараются в названии из­бегать слова «акула», а то уже одно имя вызывает у мно­гих людей панический страх. (5) Акул ловят не столько из-за мяса, сколько из-за жира и кожи. (6) Печень акул используется для производства рыбьего жира, а кожа - для книжных переплётов. (7) При чистке и разделке акул следует соблюдать особую осторожность. (8) Кожа акул до­вольно груба, и спинные плавники далеко не безобидны.

(Из «Энциклопедии рыб»)

Задания

1. Письменно объясните, сколько смысловых частей в данном тексте. Напишите план текста.

2. Выпишите из текста предложение 3. Произведите полный письменный синтаксический разбор этого предложения.

3. Найдите в тексте и выпишите предложение, кото­рое является сложносочинённым, где-отношения между частями разделительные.

Тема: Сложносочиненные предложения (8)

Прочитайте текст и выполните задания.

О воздухе

(I) Вся Земля окутана воздухом. (2) Мы его не только не видим, но и не чувствуем. (3) Если воздух исчезнет, то­гда мгновенно закипит вода на нашей Земле и все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. (4) Без еды человек может обходиться пять недель, а без воздуха - самое большее пять минут. (5) Воздух нужен для жизни и человеку и животному и растениям иначе всё погибнет не имея возможности дышать. (6) Под действием воздуха и воды совершаются геологические процессы на Земле, также формируются погода и климат.

(Из энциклопедии «Что такое. Кто такой»)

1. Письменно объясните, в каком значении употреб­ляется слово Земля в данном тексте. В случае затруднения обратитесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.

2. Выпишите из текста предложения 2, 4 и 6. Графи­чески объясните, что связывают сочинительные союзы в данных предложениях.

3. Укажите, сколько всего запятых необходимо по­ставить в предложении. Аргументируйте своё мнение.

Тема: Сложносочиненные предложения(9)

Прочитайте текст и выполните задания.

Медуница

(1) Вообще-то нельзя так прямо сказать, что медуни­ца синяя. (2) Кстати, это вовсе не один цветок, а целая горсть колокольцев. (3) В одном соцветии эти колокольцы по-разному окрашены. (4) По-стариковски ворча, шмель суёт голову в синий колокольчик и неожиданно падает вместе с цветком. (5) Шмель долго, сердито жужжит возле медуницы, а она невозмутимо красуется многоцветней

венчиков.

(По В. Петрову)

1. Письменно докажите, что слова одного корня (цве­ток, соцветие, многоцветие) связывают предло­жения в единый текст.

2. Напишите, какова роль сочинительных союзов в предложениях. Проиллюстрируйте свой рассказ примерами из текста или собственными примерами.

3. Найдите в тексте и выпишите предложение, кото­рое является сложносочинённым, где отношения между частями противительные.




Тема: Сложносочиненные предложения (10)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) В царствование Николая I при манёврах войск было не принято обходить засеянные поля. (2) После окончания манёвров адъютанты императора объезжали все поля и со­бирали сведения о причинённом ущербе. (3) Разумеется казначейство выплачивало за ущерб компенсации и купцы были всегда довольны.

(4) Однажды во время манёвров пострадал огород одно­го именитого купца, но тот попросил вместо компенсации дать ему медаль. (5) По указу Николая I для купца отлили чугунную медаль около 2 кг весом с надписью «За капусту!»

(Из «Календаря природы»)

1. Подберите и запишите 2-3 синонима к слову име­нитый (предложение 4).

2. Выпишите из текста предложение 4. Подчеркните в нём грамматические основы. Письменно объяс­ните, каковы смысловые отношения между преди­кативными частями данного предложения.

3. Укажите, в каком предложении из первого абзаца нужно поставить всего одну запятую. (Знаки пре­пинания не расставлены.) Выпишите это предложе­ние и графически объясните постановку запятой.

Тема: Сложносочиненные предложения (11)

Прочитайте текст и выполните задания. Мастер

(1) Никогда не забуду, как мастер из металла делал цветок. (2) Стоял за верстаком в рубашке с засученными рукавами и трудился. (3) Был он крепок, подвижен и каж­дая мышца играла на его руках а капельки пота проступали на лбу. (4) Мастер работал не только азартно, но и вдох­новенно. (5) Точными движениями легко орудовал он напильником, то есть в ещё не обработанном металле он видел красоту. (6) И когда он остановился передохнуть, мы услышали: «Слесарю, как любому специалисту, нужны знания, навыки, хорошая зарплата, но самое главное - любовь к своему делу, уверенность, что профессия выбра­на на всю жизнь».

(А. Емельянов)

1. Объясните лексическое значение слова играла (предложение 3), подобрав к нему синонимы.

2. Выпишите из текста предложение 3, подчёркивая грамматические основы и ставя пропущенные за­пятые между простыми предложениями. Письмен­но объясните, возможна ли перестановка преди­кативных частей в данном сложном предложении. «Да» - «нет» и почему?

3. Письменно объясните, каковы смысловые отноше­ния между предикативными частями сложносочи­нённого предложения 5.


Тема: Сложносочиненные предложения (12)

Прочитайте текст и выполните задания.

Майское солнце светило тепло и ярко. Земля щедро излучала запахи трав, цветов и берёзовых почек, дышала прохладой бесчисленного множества ручейков, канавок и лужиц и небо сияло бездонной и чистой голубизной.

Всё в природе радовалось солнцу, звонкому пению ручьёв, пробуждению деревьев и трав. Без умолку тре­щали воробьи, а вороны медлительно и важно пролетали над дворами, и соседский щенок Тришка радостно лаял на птиц.

Тут и там в воздухе носились, парили, кувыркались голуби, а их владельцы стояли во дворах, сидели на кры­шах, махали тряпками на длинных шестах и радовались возможности поглядеть на своих любимцев.

(По М. Гроссману)

1. Как бы вы озаглавили данный текст и почему? На­пишите развёрнутый ответ на этот вопрос.

2. Найдите в тексте сложносочинённое предложение, состоящее более чем из двух частей, составьте его схему, затем придумайте и запишите соответствую­щее данной схеме своё предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

3. Выпишите из текста предложение, в котором пропущена одна запятая. Графически объясните постановку данной запятой.

Тема: Сложносочиненные предложения (13)

Прочитайте текст и выполните задания.

Принесли букет чертополоха (1)

И на стол поставили (2)

и вот Предо мной пожар (3) и суматоха (4)

И огней багровый хоровод.

Эти звёзды с острыми концами,

Эти брызги северной зари

И гремят и стонут бубенцами,

Фонарями вспыхнув изнутри.

(Я. Заболоцкий)

1. Письменно объясните, каково лексическое значе­ние слова чертополох (предложение 1). В случае затруднения обратитесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.

2. Выпишите из текста предложение 2 и графически объясните, почему перед союзом и в данном пред­ложении не ставятся запятые.

3. Укажите все цифры, на месте которых в предло­жении 1 должны стоять запятые. Выпишите это предложение, расставив, где необходимо, знаки препинания. Начертите схему этого предложения.


Тема: Сложносочиненные предложения (14)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Окиньте на карте взглядом середину.Сибири. (2) Этот край именуется Красноярским. (3) Он имеет много природных зон. (4) На юге вызревают арбузы, дыни, томаты, а на севере олени добывают под снегом скудную пищу. (5) Люди здесь живут только тем, что мо­жет дать разведение оленей. (6) Тысячи километров с юга на север - степь, лесостепь, полярная зона. (7) В Сибири реки всегда служили самым надёжным путём для людей, но Абакан как прекрасен, так и опасен. (8) Повсюду река соверше(н, нн)о безлюдна и вода в ней (не) теч_т, а беж_т. (9) Лодка для этой реки - деревянная игрушка, которую вода легко может швырнуть на скалы. (10) Кто однажды этой дорогой в верховьях прошёл, тот по-новому понял дикую нетронутую красоту.

(По В. Пескову)

1. Объясните лексическое значение слова нетронутая (предложение 10), подобрав к нему синонимы.

2. Выпишите из текста предложение 8, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки. Графически объясните, почему в этом предложении перед сою­зом и запятая не нужна.

3. Письменно объясните, каковы смысловые отноше­ния между предикативными частями сложносочи­нённого предложения 7.

Тема: Сложносочиненные предложения (15)

Прочитайте текст и выполните задания.

Утихла биза... Легче дышит

Лазурный сонм женевских вод (1)

И лодка вновь по ним плывёт (2)

И снова лебедь их колышет.

Весь день как летом солнце гре_т

Деревья блещ_т пестротой

И воздух ласк_вой волной

Их пышн_сть ветхую леле_т.

А там (3) в торжественном покое (4)

Разоблачённая с утра (5)

Сияет Белая гора (6)

Как откровенье неземное.

(Ф. Тютчев)

1. Письменно объясните лексическое значение слова биза (предложение 1). В случае затруднения обра­титесь за помощью к любому толковому словарю русского языка.

2. Выпишите из текста выделенное предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­ния. Подчеркните в нём грамматические основы. Устно объясните, что соединяет союз и в данном предложении: однородные члены или предикатив­ные части.

3. Укажите все цифры, на месте которых в тексте дол­жно стоять тире.

© 2010-2022