Внеклассное мероприятие по литературе

Тема: «Образы» еды в русской литературе        Целью данного мероприятия является:углубить гуманитарную культуру учащихся; развивать творческие способности, интеллект, навыки ведения поисковой работы; повысить интерес к чтению и расширить читательский кругозор учащихся;  познакомить учащихся с "образами" еды в литературе; дать представление о еде "прошлых лет"; воспитывать интерес не только к своему предмету, но и к книге, как к источнику знаний; воспитывать бережное отнощение к книге.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Образы» еды в русской литературе

Цели: углубить гуманитарную культуру учащихся; развивать творческие способности, интеллект, навыки ведения поисковой работы; повысить интерес к чтению и расширить читательский кругозор учащихся; воспитывать интерес не только к своему предмету, но и к книге, как к источнику знаний.

1-й ведущий. Сегодня мы вновь встречаемся в нашей литературной гостиной (объявляется тема). Эпиграфом к нашей сегодняшней теме будут слова Сократа: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Разговор об образах еды можно начать, обратившись еще к древней литературе, в которой они играли важную роль. В евангельских сюжетах мы также неоднократно встречаемся с «образами» еды. Это широко известная притча о 5-ти хлебах и 2-х рыбах, которыми Христос накормил 5 тыс. человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Христос называет хлеб своим телом.

2-й ведущий. Хлеб - всему голова. Хлеб в человеке воин. Худ обед, когда хлеба нет! - вот, сколько пословиц о хлебе! Так уже исстари повелось, что без хлеба для нас невкусно любое блюдо, причем это общая черта славян. Приятель Пушкина, граф Шереметьев, по возвращению из Франции жаловался поэту: «Худо, брат, жить в Париже, есть нечего; черного хлеба не допросишься».

А сможете ли вы отгадать загадку? Кряхтит, кряхтит, вверх ползет,

Не досмотришь - упадет,

Но не больно ему. Почему?

(тесто)

(ученики называют отгадку, на доску крепится рисунок теста)

3-й ведущий. Любовь наших предков к черному хлебу была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на католическую и православную произошел в значительной степени из-за хлеба. В сер. XI века в церкви разгорелся спор о том, что следует употреблять при причастии: квасный (кислый) хлеб, как это было в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви? Папа Лев IX запретил употреблять кислый хлеб, но Византия, стоявшая во главе восточной церкви, выступила против этого запрета, т.к. понимала, что иначе она лишится поддержки Руси.

1-й ведущий. А знаете ли вы отгадку на следующую загадку: из какого указательного местоимения, если прибавить к нему сотню, можно испечь пирог? (те-сто).

2-й ведущий. В древнерусском фольклоре нашли отражение традиции славянской кухни. Например, считалочка:

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок!

(на доску прикрепляются заранее нарисованные овощи, которые упоминаются в считалочке)

1-й ведущий. А еще были в русском фольклоре заклички.

(два ученика рассказывают заклички и прикрепляют на доску нарисованные пирожки и орешки).

Вот орешки! Кому пирожки,

Хорошие орешки! Горячие пирожки

Вкусные, на меду, С пылу, с жару -

Давай в шапку накладу! Гривенник за пару!

2-ведущий. Шли годы, кухня становилась более изысканной и разнообразной. Заглянем в меню екатеринского вельможи.

(Выходит ученик и читает меню, заранее написанное)

  1. Похлебка из рябцев с пермазаном и каштанами.

  2. Филейка по-султански.

  3. Говяжьи глаза в соусе, называемые «поутру проснувшись».

  4. Телячьи уши крошеные.

  5. Баранья нога.

  6. Хвосты телячьи по-татарски.

  7. Голуби по-станиславовски.

  8. Гусь в «обуви».

  9. Горлицы.

  10. Крем жирный.

3-й ведущий. Ну и обжора был этот вельможа! Гуся прямо в обуви съел. То ли дело Петр I - он всегда был скромен в еде. Меню праздничного обеда Петра:

  1. Колбаса с часноком.

  2. Почлебка.

  3. Жаркое.

  4. Вареная в сахаре дыня.

1-й ведущий. «Животное насыщается, человек ест, умный человек питается» - так говорил ученый-физиолог Брилья-Саварен. Кто не знает фонвизинского Миорофанушку, у которого голова была слабее, чем брюхо, т.к. его маменька сводила воспитание сына не просто к питанию, а к обжорству?

2-й ведущий. Всем известно, что наш славянский народ всегда славился гостеприимством. Правда, герой одной из басен И. А. Крылова Демьян, так увлекся, что закормил соседа Фоку чуть ли не до смерти.

(ученик рассказывает наизусть басню И. А. Крылова «Демьянова уха»)

Кстати, издавна на Руси ухой называли всякого рода варево или похлебку и не обязательно из рыбы. (На доску помещается нарисованная уха)

3-й ведущий. А знаете ли вы, что любимим блюдом А. С. Пушкина были пельмени. Дословный перевод с финского слова «пельмени»: «пель» - ухо, «мень» - хлеб, что на русском означает - ушки из теста. Во время Тридцатилетней войны в Западной Европе в период поста монахи прятали изрубленное мясо в тесто. Отсюда пошла современная технология изготовления пельменей. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» Людмила говорит устами поэта: Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров,

Не буду есть, не слушать пений,

Пока не дашь ты мне пельменей!

1-й ведущий. Упоминает А. С. Пушкин и о других блюдах, которые мы находим на страницах «Евгения Онегина». Страсбургский пирог - паштет из гусиной печенки. Лимбургский сыр - мягкий, острый сыр, приготовленный в Лимбурге. Ананас - южное растение с крупным, ароматным, сочным, толстокожим плодом овальной формы. Культурный ананас относился к деликатесным блюдам. Самые крупные плантации - на Гавайских и Филиппинских островах, в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Европе ананас выращивался в теплицах и оранжереях с сер. XVIII века.

(На доске появляются паштет, сыр и ананас. Один из учащихся читает стихотворение И. Северянина «Ананасы в шампанском»).

2-ведущий. Шампанское - игристое, белое виноградное вино, которое начали изготовлять в конце XVII века в провинции Шампань. Во времена А. С. Пушкина вино «Мадам Клико» проиводили и привозили в Россию только из Франции. Цена его была очень высокая - 30 руб., что приравнивалось к стоимости одной коровы. «Бордо» - сорт красного вина, которое пили только аристократы. (На доске появляется нарисованная бутылка шампанского).

3-й ведущий. Как много можно пить? Хоть мы и рассматриваем «образы» еды в произведениях русских классиков, но сегодня у нас в гостях мудрый Омар Хайям, который и ответит нам на этот вопрос. (Ученик читает четверостишье Омара Хайяма).

Вино запрещено, но есть четыре «но»:

Смотря, кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.

При соблюдении сих четырех условий

Всем здравомыслящим вино разрешено.

1-й ведущий. Очень любят в России чаевничать. Родина чая - Китай. У чая были свои враги, в первую очередь среди врачей. В то время как врачи и сторонники чая спорили между собой, чай победоносно покорил Англию, Голландию и Россию, став в этих странах любимейшим напитком. А в исламских странах был запрет на кофе, т.к. его считали хмельным напитком. ( На доске - рисунок чая).

2-й ведущий. А теперь о самом любимом блюде всех времен и народов - о мороженном. Мороженое содержит витамины «хорошего настроения» - D и E. Китайцы знали об этом его свойстве еще до новой эры. Его изготовляли из фруктов, меда и кусочков льда. У нас мороженое появилось в XVIII веке.

3-й ведущий. В ХIХ век родилась идея «вафельного стаканчика», а позже мороженое стали нанизывать на палочку - появилось эскимо. Мороженое никого не оставляет равнодушным. Говорят, что одним из тех, кто никогда не мог всласть наесться этим лакомством, был американский президент Дж. Вашингтон. Великий полководец Александр Македонский приказывал перед битвой баловать мороженым своих воинов. (На доску помещается три вида мороженого: в стаканчике, рожок, эскимо. Ученик читает наизусть стихотворение И. Северянина «Мороженое из сирени».

2-й ведущий. Великий русски критик В. Г. Белинский акцентировал внимание на то, что «пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари».

1-й ведущий. Обратимся снова к эпиграфу нашего занятия: «Надо есть, чтобы жить…». Добавим: жизнь - это движение. Движение ведет не только к физическому, но и духовному совершенству. В человеке все должно быть прекрасно. Мера во всем - это гармония, к чему должен стремиться каждый человек. (Смотрим как много на нашем столе-доске собралось еды). Какой богатый и разнообразный стол у нс получился!

© 2010-2022