Чередование гласных е-и в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая контрольная работа

Формулирование цели

  • создать условия для формирования орфографических умений и навыков по правописанию букв е-и в корнях с чередованием;

  • научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием.

Формулирование задачи

  • овладевать знаниями о чередовании гласных и-е в корне слова;

  • выяснить условие написания изучаемых корней, умение находить и видеть орфограмму, графически ее обозначать и отличать от безударной гласной;

  • повторить правописание корней с чередованием (-рос-/-раст-, -ращ-, -лаг-/-лож-);

  • развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь;

  • дать возможность проявить чувства успеха

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Знакомство с новыми понятиями и терминами.

  • Анализ предложений с пропущенными буквами.

  • Знание понятий: морфема, чередование.

  • Владение навыками распознавания правописания гласной по орфограмме.

  • Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Личностные результаты :

  • овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • проявление творческого отношения к процессу изучения темы;

  • осознание особой роли носителя русского языка, проявлять интерес к истории своего языка;

  • формировать самооценку школьника на основе успешности;

  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • развитие потребности самостоятельного инициативного чтения книг о родном крае.

Метапредметные результаты

Связь с литературой, с описанием природы Зауралья.

Познавательные результаты

Умение:

  • сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие;

  • обобщать полученную информацию;

  • прогнозировать учебную ситуацию;

  • выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм);

  • формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  • устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении.

Регулятивные результаты

Умение:

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

  • осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга) аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога);

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Предметные результаты :

  • формирование представления "видеть" корни с чередованием е-и

  • знание условий выбора гласных е-и в корнях с чередованием;

  • умение графически обозначать изученную орфограмму;

  • формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

    Учитель: Рахматуллина З.Г., МКОУ «Сулюклинская СОШ»

    Класс: 5

    Тема: «Правописание е-и в корнях с чередованием»

    Предмет: русский язык

    Тип: открытие новых знаний

    Цель: научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием

    Задачи: 1 выяснить условие написания изучаемых корней, умение находить и видеть орфограмму, графически ее обозначать и отличать от безударной гласной;

    2 повторить правописание корней с чередованием (-рос-/-раст-, -ращ-, -лаг-/-лож-);

    3 развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    1. Знать перечень корней с чередованием; условие выбора букв Е-И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

    2. Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением.

    Метапредметные:

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, принимать чужую точку зрения и, аргументируя, отстаивать свою; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.

    Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    Личностные:

    Понимание ценности русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, уважительное отношение к родному языку, стремление обогащать и совершенствовать речь.

    Ресурсы урока:

    Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой

    Для учащихся: учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой, экран.

  • усвоение понятий морфема и чередование.

Технологическая карта урока

«Чередование гласных е-и в корне слова»



№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, предлагает вспомнить тему предыдущего урока. Сосредотачивает внимание на том, что предстоит знакомство с новой темой.

Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация необходимых знаний

Орфографическая пятиминутка. Организует повторение ранее изученного материала.

Р..стение, зар..сли, р..сток, р..стут, р..стущий, отр..сль,выр..сли, сл..жить, прил..гать, прил..гательное, сл..гать.

  • Назовите корни с чередованием гласных.

  • Какому правилу подчиняется правописание этих корней?

  • Разберите по составу слова: росток, слагать.

Отвечают на вопросы, выполняют орфографический диктант в тетради, делают морфемный разбор. Один ученик записывает слова на доске, комментируя и объясняя правописание.

Познавательные: анализируя, делают выводы.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

3.Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

На доске написаны предложения:

Мы находимся у подножия Уральских гор. Соб…раем желтые, лиловые, красные цветы. На растениях еще сохранились капельки росы. Взб…раемся на вершину. Внизу бл…стит река. Сердце зам…рло от восторга.

Найдите грамматические основы. Чем выражены сказуемые? (глаголами). Какая орфограмма есть во всех этих глаголах? Это и будет темой нашего урока. Сформулируйте ее. (Корни с чередованием гласных е-и.).

Сформулируйте и запишите тему урока в тетради.

Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению орфограммы.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Формулируют и записывают тему урока. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • Что нам предстоит узнать о правописании корней с чередованием? ( При каких условиях в корнях с чередованием пишется Е, а при каких - И?)

  • Что влияет на написание букв Е - И в корнях?

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выдвигают гипотезы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта














Физкультминутка

Сверим наши выводы с правилом в учебнике.

  • Работа с материалом учебника (параграф 112)

  • Назовите опознавательный признак орфограммы.

  • Работа в парах (сдают правило)

  • Составление алгоритма действий:

1.Найти орфограмму по опознавательному признаку - безударному положению гласного в корне.

2.Выделить корень.

3.Поставить ударение.

4.Проверить наличие или отсутствие суффикса-А- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

5.Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет - Е .

Разминка для глаз. «Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: где окно, а где кино. Обведу я ими круг, посмотрю на мир вокруг».

Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И - хлопок.

Слова для игры: набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, составляют алгоритм действий; заучивают орфограмму, работая в парах, рассказывают правило. Участвуют в работе по составлению алгоритма действий. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.




Выполняют упражнения

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.



Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Первичное закрепление с комментированием.









.Самостоятельная работа с последующей проверкой

Обратимся к презентации.

  • Знакомство с лингвистической сказкой (слайд 3)

Задание: 1. Отредактировать текст. 2. Выписать слово с чередующейся гласной е-и. (замиранием) Объясните его правописание.

Наша малая родина - Урал. Уральские горы невысоки. Уральские горы красиво называют каменным поясом. «Суров каменный пояс: кругом гранит, скалы, покрытые лесами, среди гор - глубокие озера, глубокие реки. Край наш богат полезными ископаемыми, красивыми самоцветами невиданной красы.

Мы с замиранием сердца смотрим на эту красоту!

Найдите слово с чередованием.


  • Выборочный диктант. Списать, распределив слова в два столбика, вставив и обозначив орфограмму (слайд 6)

Уб..рать, уб..ру, выст..лю, выст..лать, , сж..гать, сж..г, раст..раю, раст..реть, зап..раю, оп..реться, забл..стеть, бл..стать, выч..тать, выч..сть, зам..реть, зам..рать, заб..ру, заб..рать.

  • Самопроверка (слайд 7)

.

Задание классу:

  • Упр.647(по заданию)

  • Индивид. - упр.646 (2-3 человека выполняют у доски)

Смотрят презентацию, знакомятся с занимательным материалом.





Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практическое задание, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат. Проводят самопроверку.




Самостоятельно закрепляют орфограмму. Выполняют индивидуальную работу у доски. Коллективно проверяют и оценивают правильность выполнения работы.


Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в устной и письменной форме; осуществляют для решения учебных задач операции классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.







Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач

.Включение в систему знаний и повторение

Подведем итоги. Проверим наши знания с помощью игры «Третий лишний»

(слайды 8-9)

  1. Разрастается, срослись, заросли, роса.

  2. Взбираться, замирать, зажигать, заблестел.

  3. распорядиться, выросли, рассвет, расположиться.

Высказать, сложить, предположение, слагаемое.


  • Списать, вставить орфограммы.

  • Подчеркнуть лишние слова.

  • Объяснить, почему они лишние.

Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо различать чередующиеся и безударные гласные.

.Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7.Рефлексия. Итог урока




  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности возникали в работе?

  • Как вы их преодолевали?

!


  • Оцените нашу работу на уроке, понравился ли вам урок, все ли было понятно. На полях тетради нарисуйте соответствующий смайлик.



Хором читают правило в стихотворной форме:

(слайд)

Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.





© 2010-2022