Шарофеева доклад. Современный урок по русскому языку

Эпоха рисует портрет своего современника. Мы не можем работать так, как работали десять лет назад. Почему?Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Я думаю, что изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века: -резко возросла информированность детей; -современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; -отсутствие  разных типов мышления; - ограниченность общения со сверстника...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУСCКОГО ЯЗЫКА: СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, РЕЗУЛЬТАТЫ.

«Если мы будем учить сегодня так, как

учили вчера, мы украдем у детей

завтра». Джон Дьюи.

Эпоха рисует портрет своего современника. Мы не можем работать так, как работали десять лет назад. Почему?Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Я думаю, что изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

-резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-отсутствие разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

И нам, учителям, приходится решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, искать ответ на вопрос: «Как обучать в новых условиях?»

Я считаю, что ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта она существенно возрастает.В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться.

Моей основной задачей организации учебной деятельности является то, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала и способностиовладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Я считаю, что ключевым технологическим элементом является системно-деятельностный подход, который применяю на уроках.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Моя деятельность и учащегося в значительной мере сосредотачивается именно на учебном занятии. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы в ходе подготовки урок стал своеобразным произведением искусства, со своим замыслом, завязкой и развязкой.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?А рождение такого урока, я думаю, начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего ты хочешь добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа - как будешь действовать, чтобы цель была достигнута.

Для этого я придерживаюсь следующих правил:

  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы,

  • отобрать учебный материал,

  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения на всех этапах урока,

  • определить формы контроля над деятельностью школьников,

  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап,

  • продумать форму подведения итогов урока,

  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Таким образом, современный урок строится на основе использования технических средств сприменением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. К примеру, фрагмент моего урока - открытие нового знания по русскому языку в 5 классе по теме « Буквы о - а в корне лаг - лож».

Тип урока: введение нового знания путем исследования.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной

деятельности под руководством учителя;

4)Работать над культурой речи.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Давайте друг на друга посмотрим и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием, какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?(-раст-ращ-рос-).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием - ЛАГ-ЛОЖ-).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?

2. «Открытие нового знания».

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием -ЛАГ-ЛОЖ-? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

Такя использую на своих уроках современные технологии, и у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.Системно-деятельностный подход, который применяю на уроке, был положен разработчиками в основу образовательных стандартов общего образования второго поколения.

По мнению А. Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности

ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом»[5].

При работе на уроке с группами, применяю игровые формы-

игра «Лестница».К примеру, нужно подобрать слова, которые начинаются с букв, входящих в слово « комфорт».

Главное, что важно обеспечить на уроке - это создание комфортной обстановки для учащихся и учителя.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление.

«Комфорт» - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

В конце урока всегда использую рефлексию. Она может быть такой. Из листа бумаги вырежьте ромашку.Каждый лепесток - это какая- то позиция, о которой необходимо высказать свое мнение:

  • 1 - для меня это важно и интересно …

  • 2 - я получил нужные рекомендации…

  • 3 - не совсем все понятно…

  • 4 - моя оценка психологической атмосферы…

5 - для меня было недостаточно.

Так какой должен быть современный урок?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм.Что же главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов. Для третьих - объяснение, для четвертых - опрос. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Я же считаю, что новизна современного российского образования требует от нас личностного начала, создавая условия для рождения важных ценностей.



Литература

  1. prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=2007

  2. Карабанова О.А.Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-112.

  3. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-66.

  4. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..."/Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).-Библиогр.: с. 155-158.-ISBN 978-5-09-020588-7.


© 2010-2022