Урок Маленькая девочка с большим сердцем (по сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева, 5 класс)

         Завершающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева". На этом уроке учащиеся знакомятся со сказочным миром писателя, раскрывают проблемы, положенные автором в основу сказки.          Урок предполагает использование мультимедийной презентации, видеосюжетов.         Дети получают опережающие задания - подготовить рассказы о биографии Андерсена, инсценировать отдельные эпизоды.         Можно сделать выставку книг Г.Х.Андерсена, на доске - рисунки учащихся по сказкам. 
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маленькая девочка с добрым сердцем

Цели урока: познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; развивать у учащихся умения анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.

Оборудование: выставка книг Х.К.Андерсена, рисунки учащихся, отрывки из фильма «Снежная королева», аудиозапись «Вальса цветов» П.И.Чайковского, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход урока

  • Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы в последний раз в этом учебном году обращаемся к творчеству великого сказочника Х. К. Андерсена. Тема нашего урока - «Маленькая девочка с добрым сердцем» Я уверена, вы поняли, о ком идет речь. Сегодняшний наш урок мы посвятим Герде.

Ребята, давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой.

Негромко звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

(слайды 2 - 4)

  • Биография Андерсена

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя...
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания - маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

(слайд 5 карта)

Сказки Андерсена знакомы вам с детства.

(слайд 6)

Назовите сказочных героев, созданных великим писателем.

Из каких они сказок?

Кто из героев сказок вам понравился больше? Чем?

Что вы знаете о жизни Андерсена?

Сообщения заранее подготовленных учащихся
1-й ученик.

(слайд 7)

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился в1805 году в городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».

2-й ученик.

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

3-й ученик.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ханс Кристиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии.

4-й ученик.

Шесть лет спустя Ханс Кристиан Андерсен поступил в университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.

(слайд 8 Андерсен у калитки дома)

5-й ученик.

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.
(слайд 8 Могила)

6 ученик

Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Х.К.Андерсену

(слайд 9)

А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя.

(слайд 10)

  • Работа над сказкой «Снежная королева».

Учитель. Ханс Кристиан Андерсен писал: «Моя жизнь - это прекрасная сказка».

(слайд 11)

А давайте с вами вспомним, что такое сказка.

(слайд 12)

Ребята, мы с вами сказали, что сказка - это произведение устного народного творчества. Давайте подумаем, можем ли мы сказку «Снежная королева» назвать произведением устного народного творчества. Почему нет?

Правильно, ребята, у сказки есть автор, поэтому сказка является литературной.
- Какие сказки называют литературными?

(слайд 12)

- Какие литературные сказки вы можете назвать?

Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, - это сказки.

- Сколько его сказок вы знаете? (Ответы).

Ученик

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.


- Вам понравилась сказка «Снежная королева»?

(слайд 13)

Назовите эпизоды, которые понравились больше всего.
(слайд 14 Иллюстрации к сказке «Снежная королева»)
- Вы хорошо её помните?

О чем она?

Случилось так, что злой тролль решил нас запутать и неправильно передал события сказки. Нам нужно исправить ошибки.

В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика.

(слайд 15)


Ребята, злой тролль продолжает нас путать. На этот раз он перепутал страницы сказки, нарушил её содержание.
Расположите события из сказки в правильной последовательности.
(слайд 14)

Событие 1

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю...»

Событие 2

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти»

Событие 3

«... но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»

Событие 4

«Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки ее плыли за лодкой...»

Событие 5

« - Что ты хнычешь? - спросил он Герду. - У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! - закричал он вдруг. - Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие 6

«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки...»

Событие 7

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил

(слайд 16)

3, 2, 5, 7, 4, 1, 6.

Учитель. Дружба - одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.

Кого вы считаете истинным другом?

Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?

Что убедило вас в том, что Герда - настоящий друг?

Ребята, давайте вспомним, какие преграды пришлось преодолеть Герде и составим своеобразную карту путешествия Герды.

(слайд 17)

Учитель. Различные герои встретились Герде. Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней.

Работа с таблицей.

(слайд 18)

Персонажи

которые помогли Герде

которые враждуют с Гердой

Давайте вспомним, какие художественные средства использует автор для создания образа героя?

К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие эпитеты и сравнения.

(слайд 19)

Тролль

"... в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами"

Снежная королева

"Злой-презлой, сущий дьявол"

Кай

"... держался он вообще непринужденно и мило"

Герда

"Умница, каких свет не видывал"

Старушка, которая умела колдовать

"Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой"

Принцесса

"Ах, как ныли ее бедные усталые ножки!"

Принц

"Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные"

Маленькая разбойница

"...необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!"

Учитель. Представьте себе, что чувствовала Герда, оказавшись в логове разбойников.

(слайд 20)

Сценка Встреча Герды с разбойницей.

- Какие происходят перемены с маленькой разбойницей во время встречи с Гердой?


Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей.

Финка говорит, что Герде «служат люди и животные».

Прочтем этот эпизод (стр. 208 последний абзац).

- Как вы думаете, почему?

- Какая сила жила в сердце Герды?

Ученик

Герда - надежная и верная подруга. Она даже не подозревает об ужасных волшебных осколках, попавших в глаз и в сердце ее названого брата Кая, и тем не менее, когда он превращается из веселого, доброго и заботливого мальчика в жестокого, злого и насмешливого, Герда не отворачивается от него. А когда Кая в своих белоснежных санях увозит Снежная королева, девочка, ни минуты не раздумывая, отправляется на его поиски.

Ученик

Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика. Если бы Герда была настоящей, а не сказочной девочкой, у нее было бы полным-полно друзей. Я в этом ни капельки не сомневаюсь.

Перескажите финальную сцену «Герда во дворце снежной королевы».
(слайд 21)

Учитель.

Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай
возвращаются домой.

Константин Паустовский сказал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом»

(слайд 22)

А чему вас научил Андерсен?

Помните пожелания великого сказочника:

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!

Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»

(слайд 23)

  • Итоги урока

  • Домашнее задание.

(слайд 24)

  • Прочитать сказку Андерсена (по выбору);

  • написать сочинение-миниатюру «Чему меня научил Андерсен?».

А самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

8

© 2010-2022