Адаптация студентов в техникуме и мероприятия, проводимые для них

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация студентов в техникуме и мероприятия, проводимые для них.

Проблема адаптации студентов нового приёма существует в средних специальных учебных заведениях традиционно. Известно, что успех студентов во многом зависит от того, насколько эффективным ими был пройден адаптационный период в новых образовательных условиях. Успешность процесса адаптации завит от целого ряда условий, основными из которых являются - наиболее полный объём психолого-педагогической информации о каждом студенте нового набора на начало учебного года;

- объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов первого курса;

- особенности системы обучения и технологии преподавания для студентов нового набора, повышающие мотивацию учения;

- учет возрастных и личностных свойств студентов нового приема;

- отбор преподавателей, умеющих и желающих работать с данным набором студентов, понимающих проблемы адаптационного периода;

- формирование установок преподавателей на работу со школьным контингентом в новых для студентов образовательных условиях;

- выстраивание технологий и содержание образования на личностном и разноуровневом подходе;

- особенности социально-технического климата; сложившегося в педагогическом коллективе

Адаптационный период существует и для преподавателя. У него в связи с приходом нового контингента студентов каждый раз( осознает он то или не осознает ) создается и нестандартная образовательная ситуация, в кот. Ему помогает, с одной стороны, педагогическая интуиция и, с другой, способность прогнозировать те педагогические и образовательные ситуации, которые непроизвольно возникают в процессе работы на первом курсе. Трудность процесса адаптации педагога заключается еще и в том, что ему необходимо постоянно развивать у себя умение в короткие сроки корректировать процесс адаптации студентов, применяя такой известный психолого-педагогический прием, как подстройка на различных этапах учебного занятия. В отношениях студентов преподаватели ищут самостоятельно профессиональные пути выхода из адаптационной ситуации и применяет различные виды диагностики: анкетирование, устный и письменный опросы, диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы, проводят собеседования, беседы, дидактические игры, зачет.

Одни преподаватели проводят тестирование, другие применяют различные методы контроля, которые отслеживают уровень обученности студентов.

Первые профессиональные действия преподавателей идут с учетом специфики предмета по следующим направлениям:

- дифференциация знаний студентов;

- набор индивидуальных заданий;

- групповые и индивидуальные консультации;

- индивидуальная работа со студентами;

- частичное снижение «нормативов» обучение было изучено в школе;

- составление таблицы учета знаний, ликвидация пробелов;

- коррекция своей собственной работы;

- создание хорошего психологического климата и т.д.

Адаптационный период часто показывает психологическую и физическую устойчивость или неустойчивость взаимодействующих сторон - как преподавателя, так и студента.

Преподаватель, уже имеющий профессиональную установку на то, что ему придется начинать все сначала, обладающий опытом работы, знающий приемы и виды коммуникаций, чувствует себя, порой, измотанным и уставшим. Студент испытывает такие же, если не большие, психологические и физические перегрузки, т.к. он пришел в профессиональное учебное заведение, которое, в отличие от школы, должно выпустить специалиста в соответствии с ГОС СПО.

Задача администрации в адаптационный период, а также наша- преподавателей видится в сохранении контингента поступивших на учебу.

Временной период адаптации может быть самым разным: от 20-40 мин. до одного месяца у преподавателей, а также от одного месяца до полугода, в зависимости от лабильности психики, у студентов.

Педагогические наблюдения и опыт работы, исследования показывают , что из года в год в техникум приходят студенты, не умеющие учится, со слабыми знаниями, с ухудшенным здоровьем и неуравновешенной психикой. В то же время ГОС СПО устанавливают все более высокие требования к знаниям, умением, образованности специалиста первого звена.

Одной из задач преподавателей-предметников, работающих в группах нового предмета в адаптационный период является ликвидация пробелов в знаниях студентов. Преподаватели знают какие студенты и по каким разделам недостаточно усвоили школьную программу. Работа по ликвидации пробелов в знаниях осуществляется через дополнительные занятия. Повышение уровня знаний наступает через 2-3 месяца этому способствует:

- система поощрения студентов за творческую деятельность на уроке;

- многовариантность домашних заданий;

- используемые в работе ( в процессе обучения ) здоровьесберегающих технологий;

- обеспеченность студентов учебниками, пособиями, справочной литературой.

Большую роль в эффективной адаптации студентов, я бы хотела подчеркнуть, играет создание хорошего психологического климата, доброжелательных отношений между преподавателем и студентом.

Адаптация молодого человека в ссузе является выжным составным элементом в системе учебной деятельности . Процесс адаптации чрезвычайно динамичен и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния и т.д. То есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Таким образом, изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, а так же выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависит текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Молодой человек часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требования преподавателей; снижается эффективность обучения, появляется неудовлетворенность собой, своим успехом, формируется тип неудачника. А увеличение количества времени, уделяемое формальному обучению, заставляет сужать сферу интересов, что, в свою очередь, ведет к тому, что в дальнейшим молодой специалист может оказаться в узком профессиональном «коридоре»

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха, в том числе и профессионального. Ориентация личности на достижении успеха считается многими учеными непременным условием развития как личности, так и общества в целом.

Существуют различные условия успеха. И сегодня я хочу рассказать про одно из них. В древние времена, один король решил положить камень прямо посреди дороги. Он хотел проверить, кто из жителей его королевства знает про очень важное условие успеха в жизни.

Затем он спрятался и решил понаблюдать, уберет ли кто-нибудь этот камень с дороги. Многие богатые и успешные люди подходили к препятствию, и просто обходили его. Очень многие громко обвиняли короля в том, что он не следит за состоянием дорог, но никто ничего не сделал, чтобы убрать препятствие с дороги. А затем к этому камню подошел крестьянин с большой повозкой с овощами. Он отложил свою повозку и начал убирать препятствие с дороги, с большим трудом он все-таки убрал этот камень. И на месте, где находился камень, он заметил мешок, целиком набитый золотыми монетами. А в мешке находилась записка от короля, в которой говорилось, что золото будет принадлежать тому, кто уберет препятствие с дороги.

Крестьянин научился тому, чего не понимали многие другие. Есть разные условия успеха. И препятствия появляются не для того, что быпомешать нам реализовать наши жизненные цели. Каждое препятствие предоставляет нам новые возможности. Главное, чтобы ваша мотивация на успех была высока!

Понимание этого и есть основное условие успеха в любом деле.

К адаптационным мероприятиям для студентов я отношу такие классные часы, как «Радость общения», «Воспитание и воспитанность человека», провожу на классных часах некоторые упражнения.

Упражнение 1. «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

Цель: заставить студентов повнимательнее приглядеться к своим товарищам, одногруппникам.

Упражнение помогает студентам расслабиться, понять, что с ребятами из группы у них много общего. Студенты учатся действовать вместе, командно.

Упражнение 2. «Мне нравится, когда меня зовут…»

Цель: познакомить студентов друг с другом, научить слышать друг друга, развивать внимание по отношению к своим одногрупникам.

Упражнение помогает студентам адаптироваться к группе, не стесняться, своих одногруппников, своего имени и кличек.

Упражнение 3. «Комплименты»

Цели: развитие психологической наблюдательности и умении видеть в другом человеке хорошее и говорить об этом; Установление атмосферы теплоты и дружелюбия в группе.

Упражнение 4. «Конверт откровений»

Цель: научить студентов высказывать свое мнение в группе, развивать умение выступать перед аудиторией, воспитывать стремление к взаимопомощи, уважения.



© 2010-2022