Конспект по русскому языку на тему: Обращение и знаки препинания при нём (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: Урок решения учебной задачи.

Цели:

  • сформировать представление об обращении, его роли в предложении;

  • учить находить обращение в предложение;

  • учить отличать подлежащее от обращения;

  • учить постановке знаков препинания при обращении;

  • развивать письменную и устную речь учащихся.

Задачи:

  • Обучающие: закрепление и систематизация знаний об обращении и знаках препинания при нём; развитие речевого слуха; использование межпредметных связей;

  • Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся; правильного обращения друг к другу.

Оборудование: кроссворд, карточки с предложениями, мультимедийный диапроектор, презентация, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Формулирование темы и целей урока.

Ребята! Для того, чтобы узнать какая у нас сегодня тема на уроке, вам нужно решить кроссворд. Вы сидите в группах, в кроссворде 9 вопросов. У каждого на столах лежат листочки с кроссвордом, куда вы будете вписывать ответ, и листочки с вопросами. Ответы вы будете вписывать поочереди. 1 участник- 1 вопрос, 2-ой - 2 вопрос и т.д.. (На это задание отводится 2 минуты).

Итак, тема нашего урока "Обращение и знаки препинания при нём". Эпиграфом к нашему уроку послужит предложение: "Ребята, все вы талантливы!" И это действительно так. Мы будем работать на уроке, доказывая это.

III. Словарная работа.

Обращения в речи часто сопровождаются вежливыми словами. Давайте вспомним и запишем вежливые слова.

Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, извините, благодарю.

А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте слова.

IV. Развитие речевых и правописных умений.

1)Ребята, попробуйте дать своими словами определение, что такое обращение. Теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

Обращение - смысловой это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Обращение - это смысловой отрезок, который в устной речи выделяется звательной интонацией, а в письменной - знаками препинания.

2)Посмотрите на доску. Нам дано два предложения. Запишем эти предложения в тетрадь.

  • Серёжа помогает малышам.

  • Серёжа, помоги малышам.

Разберём первое предложение по членам: что такое подлежащее? что такое сказуемое?

Ребята, посмотрите на эти два предложения, каковы они по цели высказывания?

Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Серёжа быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).

V. Физкультминутка.

Сделаем перерыв. Техника МИКС ПЭА ШЭА.

Вопросы:

  • Что выбудете делать на новогодних каникулах?

  • Чем вы занимались на прошедших выходных?

  • Если бы вы были учителем, как вы проводили физкультминутку?

  • Куда вы мечтаете съездить с родителями в будущее лето?

VI. Знаки препинания при обращении.

Ребята, вы немного отдохнули, а теперь настраиваемся на работу и вспомним сложный материал: знаки препинания при обращении.

Задание №1: написать 5 разных видов обращений к маме.

Задание №2: составьте схемы предложений.

Задание №3: заполните листочки.

VII. Рефлексия.

Что для меня было трудным…

Что интересно….

На месте учителя я бы….

VIII. Домашнее задание.





© 2010-2022