Учебная программа по русскому языку для колледжа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное Государственное учреждение

«Рузаевский аграрно- технический колледж»

акимата Северо-Казахстанской области

Министерства образования и науки Республики Казахстан


Утверждаю

Зам. директора по УПР

__________ А. Потехин

от «___»___________2015г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


РУССКИЙ ЯЗЫК

Специальность: «Фермерское хозяйство (по профилю)»

Квалификация: 1504012 - бухгалтер

1504062 - тракторист-машинист с/х производства

Срок обучения: 2 г. 10 мес.

Разработала преподаватель: Вышинская Ю.Ю.

Рассмотрено и одобрено на заседании МО общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от «____» ___________2015 г.

Руководитель МО: Вышинская Ю.Ю._______




с.Рузаевка

2014

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Солтүстік Қазақстан әкімдігінің

«Рузаевка аграрлыөтехникалық колледжі»

Коммуналдық мемлекеттік мексемесі


Бекітемін

Директордың ОӨЖ. Орынб.

___________ А. Потехин

2015 ж. «____» ________




ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ


ОРЫС ТІЛІ


Мамандық: «Ферма шаруашылығы (бейін бойынша)

Біліктілік: 1504012 - бухгалтер

1504062 - а/ш өндірісінің тракторшы-машинисі

Оқу мерзімі: 2ж. 10ай.

Әзірледі оқытушы: Вышинская Ю.Ю.


Жалпыбілімпәндері ӘБотырысындақаралдыжәнемақұлданды

2015 ж. «___» ___________№_____хаттама

ӘБ жетекшісі: Вышинская Ю.Ю. ________




Рузаевка с.

2014

Структура программы

1.Пояснительная записка

2.Требования к уровню подготовленности студентов

3.Рабочий тематический план

4.Содержание программы

5.Литература











1.Пояснительная записка

Данная программа для 1 курса предназначена для изучения русского языка в аграрно-техническом колледже и рассчитана на 64 часов.

Программа содержит раздел по русскому языку, включая две контрольные работы (диктанты).

Цель дисциплины «Русский язык» - воспитание творчески активной языковой личности путем формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций на основе: (1) освоения описательной и функциональной языковой системы, норм употребления средств разных уровней, активизации последних в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса и синтаксического строя речи; (2) овладения законами построения связного высказывания, общей культурой общения, механизмами совершенствования речи и творческого использования языка.

Задачами обучения в области достижения предметных результатов являются: получение и систематизация знаний о фонетике и орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе как уровнях языковой системы; о тексте, особенностях его построения, средствах связи частей текста; функционально-смысловых типах и функциональных стилях речи, стилистической организации текста;

формирование и совершенствование умений анализировать, классифицировать языковые единицы (звуки и буквы, морфемы, слово как лексическая, словообразовательная и морфологическая единица, словосочетание и предложение), использовать их с точки зрения нормативности;

совершенствование орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности при оформлении текстов разных стилей и жанров;

формирование и совершенствование умений создавать монологические высказывания; разворачивать и сворачивать тексты; осуществлять стилистическую корректировку в тексте и стилистическую трансформацию текста; привитие навыков соблюдения норм культуры речи (соблюдение норм произношения, словоизменения, словоупотребления, грамматического оформления речи) и культуры общения (соблюдение правил речевого этикета в разных коммуникативных ситуацияхв условиях полиязычной и межкультурной коммуникации).

Задачами обучения в области достижения личностных результатов являются: воспитание патриотизма, гражданственности, сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовной ценности и форме воплощения культуры народа;

формирование умений пропагандировать активную гражданскую позицию, созидательную деятельность по охране окружающей среды; привитие высокой культуры, этических норм в общении с окружающими людьми, потребности соблюдать нормы литературного языка и правила русского речевого этикета;

совершенствование умений вести дискуссии, адекватно оценивая особенности социальной среды и проявляя компетентность в распознавании антиобщественных явлений; привитие навыков непрерывного совершенствования речевой способности, ораторского мастерства.

Курс русского языка построен с учетом реализации практической направленности и ориентации на функциональную грамотность обучающихся посредством развития и совершенствования устной и письменной речи, повышения культуры речи и формирования речевого этикета, ораторского мастерства. На комплексной основе предполагается повторение и обобщение сведений о фонетике и графике, орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии, синтаксисе, пунктуации, риторике, функционировании языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров.

Изучение курса русского языка и литературы в колледже заканчивается сдачей государственного экзамена - написанием сочинения.

Данная программа составлена на основе программы по русской литературе, утверждённой Министерством образования и науки РК, Астана, 2010 г. и на основе национальной стратегии образования РК, а также с учётом языковой политики, которая регулируется законами о языках и «Государственной программой функционирования и развития языков на 2001-2010 годы».

Программа не предусматривает изучение курса русского языка в полном объёме.

2.Требования к уровню подготовленности студентов



Студенты 1 курса должны знать:

- функции языка в обществе;

- причины происхождения и развития языка;

- место русского языка в ряду славянских языков;

- сведения о богатстве русского языка;

- особенности русского язык и его стили;

- основные единицы языка (звук, морфема, слово, предложение): их роль и значение.

По фонетике и графике: что изучает фонетика, группа звуков, чередование звуков, знаки письма, соотношение звуков и букв, алфавит;

По лексике: что изучает лексика, лексическое значение слова, группы слов по значению, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, заимствованные слова;

По словообразованию: что изучает словообразование, деление слова на основу и окончание, а основы на части (морфемы), значение частей слова (морфем), определять способы образования частей речи;

По морфологии: что изучает морфология, определение частей речи, их смысловые, морфологические особенности, постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и формы их словоизменения; деление частей речи на знаменательные, служебные и междометия:

По синтаксису: что изучает синтаксис: отличие словосочетания от предложения, отличие простого предложения от сложного, особенности главных и второстепенных членов предложения, особенности однородных и обособленных членов предложения, отличие прямой речи от диалога, особенности неполных предложений, различие сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений любого типа, сложное синтаксическое целое;

По стилистике: стили речи и их основные особенности, признаки текста и средства связи его частей;

По орфографии и пунктуации: орфограммы и неорфограммы в словах, орфографические правила, пунктуационные правила, обнаруживать орфографические и пунктуационные ошибки ( в своей и чужой работе).

Студенты 1 курса должны уметь:

По фонетике и графике: различать в слове ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, делить слово на слог; фонетически разбирать слова, находить в орфоэпических словарях справки о произношении и ударении в словах, правильно произносить гласные и согласные в соответствии с нормами литературного языка, производить фонетический разбор слов;

По лексике: толковать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в предложении, подбирать к слову антонимы и синонимы, находить в тексте многозначные слова, омонимы, паронимы, находить в тексте диалектные, профессиональные и устаревшие слова, пользоваться словарём иностранных слов и толковыми словарями, употреблять слова в свойственном им значении;

По словообразованию: разбор слова по составу, определять с помощью чего и от чего образовано слово, определять способ образования слов, производить словообразовательный разбор;

По морфологии: распознавать части речи, определять их постоянные и непостоянные признаки, производить морфологический разбор, правильно образовывать формы слов;

По синтаксису: выделять словосочетания из предложений, отличать простые предложения от сложных, находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, отличать простые предложения от сложных, различать виды сложных предложений, производить синтаксический разбор любого предложения, определять сложное синтаксическое целое;

По пунктуации: правили постановки знаков препинания;

По стилистике: определять стили различных текстов, их тему и основную мысль, создавать связные высказывания, соблюдать нормы литературного языка; написать сочинение, соблюдая выбранный стиль, совершенствовать написанное.













3.Рабочий тематический план





Наименование

Кол- во часов

1

Фонетика

1

2

Орфоэпия и орфография

1

3

Морфемика.

1

4

Словообразование.

1

5

Лексикология.

3

6

Фразеология.

1

7

Диктант.

1

8

Морфология и орфография.

10

Контрольная работа

1

Морфология и орфография.

6

9

Изложение

1

10

Культура речи

3

11

Стили речи

2

12

Контрольный диктант

1

13

Речеведческий материал. Введение.

1

14

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

5

15

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

8

16

Диктант

1

17

Культура устной речи

7

18

Стили и жанры речи.

4

19

Изложение

1

20

Текст. Строение текста.

3

21

Контрольный диктант

1

ВСЕГО

64





4. Содержание программы

Фонетика(1 час), орфоэпия, орфография(1 час)

Звуки речи. Основные изменения звуков в процессе речи.

Сильные и слабые позиции гласных и согласных. Русское ударение и его основные свойства.

Интонационная выразительность речи.

Орфография. Основной принцип русской орфографии.

Повторение орфографических правил: правописание слов с ь и ъ.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Повторение морфемики(1 час), словообразования (1 час).

Повторение сведений о строении слова. Типы морфем. Морфемный анализ.

Словообразовательный анализ. Способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов.

Стилистические средства словообразования.

Лексикология (3 часа). Фразеология (1 час).

Слово и его значение. Внутренняя форма слов. Прямое и переносное значение слова. Системные отношения в лексике русского языка. Синонимия. Антонимия. Паронимия.

Активная и пассивная лексика.

Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова.

Фразеология русского языка. Виды фразеологизмов.

Использование стилистических качеств слова для создания речевых характеристик, для создания комических эффектов.

Повторение морфологии. Орфография (16 часов).

Стилистические свойства частей речи.

Место морфологии в системе языка.

Повторение самостоятельных и служебных частей речи.

Правописание частей речи.

Культура речи (3 часа).

Устная речь. Культура устной речи. Речевой этикет. Свойства аудитории. Слушание.

Стили речи (2 часа).

Общие сведения о стилях речи. Особенности разговорного стиля в художественной литературе.

Умение строить жанры речи, как письмо, беседу, подразделение, основанные на разговорной речи.

Введение (1 час). Речеведческий материал

Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения.

Синонимика в простом предложении.( 5 часов).

Словосочетание и основные типы простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания. Синонимика односоставных и двусоставных предложений.

Простое предложение, осложнённое однородными членами. Пунктуация при однородных членах. Обособленные члены предложения. Вводные слова, обращения, междометия. Знаки препинания в простом предложении.

Повторение синтаксиса и пунктуации сложного предложения. (8 часов)

Общие сведения о сложном союзном и бессоюзном предложении, способах

связи, пунктуации. Моделирование сложных предложений.

Синтаксис и пунктуация в бессоюзном предложении. Многокомпонентные

сложные предложения. Прямая и косвенная речь.

Умение передать одно и то же содержание высказывания разными синтакси-

ческими конструкциями.

Повторение пунктуации союзных сложных предложений, знаков препинания в

прямой и косвенной речи.

Культура устной речи.(8 часов).

Современный русский литературный язык, диалекты, профессионализмы, жаргон.

О чистоте речи. Основоположники русского литературного языка. Изменения в русском литературном языке. Роль заимствований в развитии языка.

Речевая деятельность и её виды. Особенности устной речи. Техника речи (речевое дыхание, голос, тональные изменения голоса), дикция, тембр речи, словесное и логическое ударение, пауза - как компоненты интонации.

Жест и мимика в устной речи - «язык движений». Ориентация на собеседника. Речевой этикет. Свойства аудитории. Слушание.

Речевое общение как вид речевой деятельности.

Публичная речь как разновидность ораторской речи. виды и жанры красноречия. Краткие сведения о классической риторике.

Человек на трибуне. О чём должен знать выступающий(контакт со слушателями, привлечение внимания, значение предмета речи, уважение к слушателям и т.д.).

Индивидуальный речевой тип. Структура публичной речи. Виды композиции.

Риторические жанры. Речь информационная, аргументирующая, воздействующая. (Доклад, реферативное сообщение, слово, поздравление, беседа и т.д.).

Убеждающие жанры - дискуссия, диспут, полемика. Построение речи.

Правила ведения спора.

Стили произношения.

Требования культуры речи, знание норм речи. современная риторика как наука о взаимодействующей речи.

Развёртывание авторского замысла речи. смысловые части и средства их связи.

Риторические жанры. Тропы и фигуры в речи (изобразительно-выразительные средства).

Дискуссионная речь. Культура спора. Особенности построения языка устных высказываний - ответа у доски, выступления на собрании. Поздравительной речи, научного сообщения, беседы, диспута, рассказа об интересном событии, информации о новинках технической литературы.

Умение правильно строить и произносить речь с учётом ситуации речевого общения.

Стили речи. Жанры речи.(4 часа)

Повторение сведений о стилях речи. Художественный стиль речи. Средства рече-

вой выразительности. Понятие об индивидуальном стиле.

Углубление сведений о научном стиле, его стилевых предметах, жанрах и языковых

особенностях. Научно-популярный подстиль. Научно-учебный подстиль, и его жан-

ры. Официально-деловой стиль, его общие стилевые черты, композиционные и язы-

ковые особенности. Виды делового письма. Умение написать заявление, характе-

ристику, протокол, акт, автобиографию.

Редактирование, способы редактирования. Типы речевых и грамматических ошибок и предупреждение их.

Умение писать сочинение на свободную тему, как эссе, рецензия, очерк.

Умение написать ученическую работу в научном жанре - доклад, лекция, сообщение

(по выбору).

Текст. Строение текста.(3 часа)

Основные признаки текста. Тема и основная мысль.

Виды грамматической связи - параллельная и цепная связь.

Строение текста.

Типы композиции текста. Абзац, строение его.

Виды переработки текста.

Общие содержательные и структурные признаки типов речи - описания, повествова-

ния, рассуждения. Отбор и организация материала. Типы речи в художественном

тексте.

Определение критериев понимания текста (умение передать общее смысловое содер-

жание, сформулировать основную мысль, выделить главные части, изложить фраг-

мент).

Значение основ переработки текста.

Реферат. Виды рефератов. Основные требования к составлению реферата. Выписки

Из текста, их оформление. Аннотация и рецензия. Требования к составлению текстов

в этих жанрах.







5. Литература



1. Брулева Ф.Г., «Мектеп»,2011г, Русский язык

2. Сабитова З.К., «Мектеп»,2006г, «Русский язык» 10 кл.

3. Габбасова Г., «Фолиант»,2008г., «Современный русский язык. Синтаксис»

4. Брулева Ф.Г., «Атамура»,2006г., «Русский язык» 10-11 кл.

5. Брулева Ф.Г, Булгакова Г.Ф. Алматы «Мектеп», 2007,«Русский язык» 11 кл



© 2010-2022