Факультативное занятиепо краеведению Седая наша старина, мешая с былью небылицы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Легенды и предания Забайкалья


Седая наша старина мешая с былью небылицы, преданий множества полна

Федор Бальдауф

1. Вступление.

На предыдущих занятиях читали и анализировали фольклорные сказки Забайкалья, изучали мифологические рассказы (былички). На данном занятии познакомимся ёще с одним жанром несказочной прозы - легендами и преданиями Забайкальской земли, которыми богата наша земля.

- Что такое легенда? (с данным термином учащиеся познакомились на уроках литературы, изучая древнегреческие и славянские мифы и легенды).

Легенда - рассказ о наиболее важных и значительных событиях и свершениях, которые люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение.

Легенда (лат. - то, что должно быть прочитано) - произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных событиях сочетается с элементами фантастики.

Рассказы, основанные на вере.

Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:

  1. Космогонические - о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд - о миротворении.

  2. Зоогонические - о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.

  3. Этногонические - истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.

  4. Религиозно - апокрифические - о святых, о боге, о помощи божественных сил простому человеку, как помогают решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.

  5. Социально-бытовые - о быте, традициях, родственных отношениях людей.

  6. Об исторических событиях или лицах

Последняя группа легенд является разновидностью преданий.

- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?

Предания - устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого прошлого.

Основная функция преданий - информативная.

Группы:

  1. О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.

  2. О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами - Монголией, Китаем.

  3. О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.

  4. Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме - первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.

  5. О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.

  6. О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.

- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?

II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».

  1. Вот наше Забайкалье. Чита - на высоте 600 м над уровнем моря.

- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?

Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.

* Читарги (Чита - береста, арги - лес) - хребет, покрытый березовым лесом.

По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его - Монголия в песках и в горах - вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной - видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше - рукой подать до полярного круга.

Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.

Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас - в сто раз меньше.

- Как родилась наша даурская земля?

2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.

О рождении Даурии.

С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не пожалел, а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.

Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.

Спустя годы пришли на эту славную землю люди - тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.

- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?

Забайкалье - особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».

Территория Забайкалья - уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов - коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.

Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.

- Давайте поближе познакомимся с легендами и преданиями разных народов, населяющих нашу территорию.

Первыми, кто пришел на эту землю и стал обживать этот край, стали тунгусы.

III. Эвенкийский эпос.

  1. Стихотворение Н.Сахарова «Чита» (о предках-тунгусах).

Столетья назад

Тут домишки стояли.

Была ты деревней, родная Чита.

Когда ещё поезда здесь не видали,

Ученый наведался в эти места.

От финской земли по Сибири могучей

Он ехал сюда от версты до версты,

И вот, наконец, на телеге скрипучей

Добрался ученый до самой Читы.

Мой прадед-эвенк был охотник известный.

Быть может, от прадеда моего

Записывал Кастрен тунгусские песни,

Быть может, и в чуме гостил у него.

И людям ученый поведал впервые

О предке моем, о его языке,

Тогда и узнали народы другие

О жизни эвенков в суровой тайге.

В те годы сюда непокорных ссылали

И гнали на каторгу через Читу -

Отважных людей, что за правду стояли,

Что в сердце носили народа мечту.

А нынче гляжу на просторы родные,

Проспекты и улицы здесь широки.

Я слышу: запели гудки заводские,

Я вижу высоких домов огоньки.

А вот и эвенки идут к магазину,

С добычей мешки за плечами у всех.

И рад продавец, принимая пушнину,

И шкуры лисицы, и беличий мех.

Товаром наполнив мешки свои туго,

Охотники вновь к самолету спешат,

А к ночи они через сопки и вьюгу

В селенье родное вернутся назад.

Чита, забайкальский наш город богатый!

Когда-то мой предок - простой человек -

Здесь первого русского встретил как брата

И с ним побратался на счастье навек!


  1. «Про главу тунгусского рода». (рассказал Федор Иванович Власов, охотник; фольклорная запись Лазаря Ефимовича Элиасова - доктора филологических наук, профессора Бурятского филиала СО РАН).

Тунгусы раньше кочевали по всему свету, особенно когда тут ни бурят, ни русских не было. Но шибко от Байкала далеко не уходили. Байкал-то ведь их кормил, одевал и обувал. Без него что же за жизнь бы была? Вот когда они перекочевали на новое место и начинали себе юрты устанавливать и если в это время у их рода кто-нибудь из парней родился, то его нарекали главой рода. После смерти старого главы рода он правление в свои руки брал. А если он еще малолетком был, то отец его главой рода становился.

У бурят, говорят, раньше совершеннолетком числился, кто умел верхом на коне ездить, а у тунгусов - ежели он сам уже мог стрелять и зверей бить. Праздник такому парню делали, когда он убивал большого зверя. С того дня уже главой рода назначался на собрании старых тунгусов. Такое уж у них заведение было.

- К какой группе легенд относится? (этногоническая)

- Что мы можем узнать о быте народа?

- На какую деталь обращает сказитель внимание? (разный быт двух народов: буряты - скотоводство; тунгусы - охотники, оленеводы).

3. Легенды о взаимоотношениях с русскими.

1) «Как русские мужики жили с тунгусами». (рассказал Иван Илларионович Четков, житель села Борзя; запись Л. Элиасова)

Хорошие вести не лежат на месте, как говорится в старой пословице. Так оно раньше и получалось. Слухи от первых казаков о том, что в Забайкалье всего полно, как молния, разлетались по всей России. Там такие сказки об этом крае рассказывали, что все рты разевали, и каждый хотел попасть сюда, чтобы разбогатеть и с добром вернуться. И повалил народ за Байкал.

Пришел он в эти края, посмотрел и видит: не так-то просто тут себе капитал нажить. Зима холодная, лето жаркое, такое, что спасения нет, а золото на земле не валяется, и зверь сам в избу не идет. Пришлось тем мужикам, что сюда пришли, первое время несладко жить. Стали они ко всяким делам приспосабливаться. Мужики, которые поудалее да половчее, начали было у тунгусов учиться: как на зверя ходить, как на него ловушки ставить. Ведь до этого мужики не только что зверей ловить, но и в глаза их не видали и отродясь в руках ружья не держали.

Тунгусы народ добрый, видят они, что без их помощи некоторые мужики с голоду пропадут, давай они их с собой в тайгу брать, а там мужики к охоте приучаться стали. Многие наши русские увидели, что от тунгусов большая польза есть, начали около них селиться. Год от года мужики так с тунгусами и жили, а потом даже ихних баб за себя замуж брали. Так между тунгусами и русскими родня пошла.

2) «Маленький богатырь».(из фольклорных записей и обработок М.Л. Пинегиной).

Давным-давно, когда эвенки жили еще родами, в тайге бродили разбойники - чангиты. Чангиты убивали всех мужчин, даже маленьких мальчиков.

А когда однажды у охотника-эвенка Коевая родился сын, все говорили, что он будет богатырем.

Однажды, когда Коевай стал охотиться, на его чум напали чангиты. Они забрались в чум и стали искать, чем бы поживиться. Увидели люльку, в которой спал маленький, и спрашивают мать:

- Мальчик или девочка?

- Девочка, девочка, - сказала женщина, глядя прямо в глаза врагам.

- Покажи! - потребовал предводитель чангитов.

Мать подняла голого малыша на руках так, чтобы можно было подумать, что это девочка, к тому же в чуме было сумрачно. Чангиты поверили. Забрали все, что можно было взять, и ушли. А малыша оставили с матерью. Так спасла мать маленького сына.

Мальчик рос быстро, как сохатый. Вырос большим и добрым, богатырем стал.

Раз он охотился в тайге. Видит диво: нетаежный человек прислонился к дереву, в руке палку держит. А из этой палки выскакивает огонь и дым. С дерева же, куда смотрела палка, свалилась рысь. Богатырь следил за новым человеком. Видит, как тот надел палку на спину, подошел к убитому зверю. У человека того лицо густо заросло волосами, которые были похожи на прошлогоднюю траву на болоте. А сам - большой, высокий, широкий в плечах. Взял шкуру с рыси и пошел дальше. Эвенк за ним, но случайно наступил на сухой сук. Человек оглянулся и спрашивает:

- Ты кто?

- Эвенк-богатырь. А ты?

- Русский.

Так они подружились. Эвенк позвал русского в чум. Угощал его. Гость подарил ему стреляющую палку. И маленький богатырь стал еще сильнее. А чангиты стали бояться нападать на мирных эвенков, ведь теперь среди них жили два друга, два богатыря.

Так маленький богатырь спас свой род от истребления. А вскоре чангиты, говорят, вышли с миром к эвенкам. И все стали жить дружно.


  1. Инсценировка легенды «Ветка багула» (из сборника Николая Кузакова «Лунные колокола»).

- О чем легенда?

- Какова основная мысль этой легенды? ( Нет ничего милее и дороже родной земли; даже багул не приживается на чужой земле)

- Какие традиции и обычаи существуют у эвенкийского народа?


  1. Вывод.

Эвенки - удивительный народ. Пройдя многовековую историю, преодолев многочисленные трудности, они создали духовную и материальную культуру. Многочисленные предания, легенды, сказания пронизывают жизнь этого народа. С напевами и легендами он ходил на охоту, занимался обычными делами. Предания, легенды передавались от старших к детям в семейном кругу. В долгие зимние вечера у костра пожилые эвенки рассказывали легенды своим внукам. Так происходило много веков подряд, это давало жизненные силы народу, чтобы выстоять в тяжелое время.

IV. Бурятский эпос.

  1. Стихотворение В. Балдоржиева «Гураны».

Над степью бурятской бураны,

Знобящий студенистый снег.

И житель здесь прозван гураном,

Чалдонской земли человек!

Мы к этим границам России

Корнями навек приросли.

Не каждому в мире по силам

Быть жителем нашей земли…

Живем мы в извечной тревоге

С языческих древних веков -

Остроги, остроги, остроги

Да зоркие вышки постов…

Что можно из ссыльного выжать

Средь этих дождей и снегов?

Да разве б смогли они выжить

Без наших гуранских хлебов!

На нашей земле, добывая

Свинцово-убойный металл,

Бродяга, судьбу проклиная,

Как в песне поется, бежал.

Крамольники, вольные души,

Едва доходили сюда,

И сотнями гибли от стужи.

Гураны здесь жили всегда

И край мы родной защищали

С молитвой: «Господь, нас спаси!»

Мы свой «Капитал» изучали

В серебряных копях Руси.

Не мы под ружейные дула

По этим острогам прошли

И были ещё караулы

Вдоль рек забайкальской земли.

И помнят, конечно, издревле

Чубатых и смуглых солдат

Болгарские Шипка и Плевна,

Высокие горы Карпат.

Легенды про войны и бури

Гураны доныне хранят.

Защитником был Порт-Артура

Мой прадед - казак из бурят.

Над степью бурятской бураны,

Знобящий студенистый снег.

И житель здесь прозван гураном -

Чалдонской земли человек!..



  1. О древнем быте бурят. (из записей Лазаря Элиасова)

Давно, шибко давно про жизнь бурят раньше деды рассказывали, да я о ней знаю. В древности, говорят, буряты так жили: поставят стоймя жерди, как теперь на балаган во время сенокоса, обложат их снизу доверху сначала сухой травой и листьями, а потом сверху такими же жердями придавят, чтобы покрытие ветром не сносило, вот и юрта готова. Так юрта снаружи выглядела, а внутри продымленными шкурами овец, коз или коней обвешивали, чтобы теплее было да уютнее. Но больше всего снаружи юрта настеженными потничками покрывалась, а кругом арканом из конского волоса обвязывалась.

Спать в таких юртах было не холодно, потому что буряты стелили под себя стеженые потники, а покрывались чем попало, больше всего своими шубами, теми, что в запасе были. Одеяла из овчин буряты стали шить, когда уже наши деды тут появились. Посмотрели они на матерчатые одеяла русских и стали шить себе из овчин. А русские тоже увидели, что из овчин добротные одеяла получались, да и служили они много лет, и начали такие же себе шить.

Так друг у друга русские и буряты учились.

- К какой группе принадлежит эта ? (социально-бытовая)


  1. У бурят, как известно, всё передается по семейной традиции из поколения в поколение: имена предков, родоплеменная принадлежность, обычаи, традиции; важнейшее место в этой связующей нити поколений занимают предания, легенды, сказания. Они жили и продолжают жить в каждой бурятской семье. От них веет национальный дух.


  1. Легенда «Небесная дева-лебедь». (запись Л.Элиасова)

Художественное исполнение учащимся.

Основная идея легенды: почитание рода, уважение к предкам, праотцам рода («Я - сын отца, имеющего имя, я - дитя народа, имеющего славу! Стань моей женой, сохрани наш очаг, чтоб не погас наш огонь!» «Любимые сыновья мои, богатыри! Живите долго и счастливо! Дети мои, станьте отцами-прародителями одиннадцати родов, идущих от Хорёдоя-батюшки и лебедицы-матушки!»); поклонение матери («Для них убить лебедя - это все равно, что покуситься на жизнь родной матери»); молоко символизирует матерь-прародительницу, вот почему буряты при молебнах используют молоко.


  1. Давайте прислушаемся, что говорят о своем народном творчестве поэты Баир Дугаров и Борис Сыренов:

«Кажется, всё: и тлеющие угли в очаге, и остывающий чай в пиале, и лошади, шумно вздыхающие у коновязи, и звездное-звездное небо, стекающее на землю по склонам пологих холмов, - все вслушивается в негромкую размеренную речь сказочника-онтохошина. И особенно детишки, присев на корточки, поближе к гостю, не отрывают взгляда от него, запоминают цепкой памятью каждое слово и жест необыкновенного рассказчика. Пройдут годы, и кто-нибудь из них, уже став взрослым, сам начнет рассказывать сказки и сочинять новые, и сын его и внук продолжат семейную традицию, чтобы не оборвалась нить времен, чтобы чудесный мир, запечатленный в мудром слове, помогал людям лучше жить, верить в доброе и светлое.

…А над юртой восьмистенной

золотится луч по скату.

Не спеша старик согбенный

Нам рассказывает сказку,

Как в семье простой и бедной

Смелый воин вырастает,

И врагов земли рассветной

Он бесстрашно побеждает.

Мы сидим, в душе ликую,

Всё за правду принимаем.

На всю жизнь свою земную

Сказку ту запоминаем,

Словно нам она открыла

Веру в суть добра и света.

Как давно все это было,

Как чудесно было это».

V. Русский эпос.

Жанры русской несказочной прозы Забайкалья связаны с бурятским, эвенкийским фольклором. Объяснить это можно часто встречающимися в Забайкалье бурятскими или эвенкийскими названиями населенных пунктов, различных природных объектов (н-р, название сел, гор, рек).


  1. Голец Дэлгэрхан (В.Сажин из «Повестей о Земле Даурской»).

Художественное исполнение учащимся.

О великий и прекрасный Дэлгэрхан! Высоко в небо уходит твоя вершина, гордо смотришь ты на родные просторы.

Недаром люди называют тебя царем просторов.

Там, на северо-западе, у подножия хребта, в окружении золотолиственной тайги, твоя любимица - красавица Острая Сопка.

А прямо, на севере, высится серый богатырь, твой старший брат Баруян. Это под его охраной гуляют в тайге самые диковинные и редкие животные: олень-сокжой и снежный барс-ирбис.

Смотри! На востоке, напирая крутым правым плечом на хребет, разгулялся в широкой долине буян и озорник Онон. То золотом, то сталью холодной отливают его широченные плесы, полные удивительных загадок и легенд. Вон там, на юге, два хребта-утёса стиснули его скальными торосами. Но справился твой любимец-внук, Онон-эргэн, раздвинул тиски каменные, страшные и, как богатырский конь, вылетел в твою долину, седой Дэлгэрхан, радуясь своей силе, молодости, удали и продолжая озоровать, устремился на северо-восток к Ингоде - голубой красавице.

О, могучий Дэлгэрхан! Много богатств хранится в твоих подземных кладовых. Сколько раз подступал к тебе человек, а так и не смог отыскать потаенную дверь ни к твоей душе, ни к твоим богатствам. Даже в самую трудную годину, когда коварный и злой враг топтал родную землю, жег, убивал, ты не смилостивился.

А впрочем, ты прав, мудрый Дэлгэрхан! Рядом по Курултею золота и олова черпать да черпать, и россыпного, и рудного, а то, что хранится у тебя, пусть лежит до поры, и я знаю: ты сам откроешь людям двери своих кладовых, когда надобность в них будет первостепенной.

НЕ один век мы живем рядом. Я верю тебе, мудрый Дэлгэрхан, и склоняю перед тобой свою седую голову.

Мира тебе и вечности!

Таким типом межнациональных фольклорных связей в области народной несказочной прозы Забайкалья является взаимообмен жителей края национальным фольклором, в частности - включение в свой репертуар русскими старожилами местных бурятских (эвенкийских) легенд и преданий без изменения их содержания.


  1. Сравнение двух легенд. (раздаточный материал)

Гора «Золотое седло»

«Это было очень, очень давно. Жила на свете девушка. И такая была она красавица, что другой такой нигде не найти. Девушка была очень богатой семьи. И вот подошла пора выходить замуж, и стали к ней засылать сватов. Да сватов-то всех из богатой семьи. А красавица полюбила бедного парня. Но отец ее, злой человек, решил ее отдать только за богатого. И вот однажды приехали сваты. Посватали они красавицу и отправились в обратный путь. На девушке было белое платье, и седела она на белом коне с золотым седлом. Их путь лежал через гору. Только стали они подъезжать к этой горе, как началась пурга. Дальше продолжать путь было нельзя. Кони стояли, как вкопанные. Люди со страху полегли на землю. Через некоторое время ветер перестал свирепствовать. Люди поднялись с земли и увидели, что девушки и коня, на котором она ехала, нет. Осталось лишь одно золотое седло. Люди повсюду искали ее и дивились таинственному исчезновению невесты. Но их поиски были напрасны. И никто до сих пор не знает, где эта девушка, что с ней? А гору, на которой произошло все это, и назвали горой «Золотое седло». (с. Первый Чиндант Ононского района)

Алтын-эмэл

«Давным-давно, в стародавние времена жила одна прекрасная девушка. Многие добивались руки красавицы Алтын-цэцэг, но ее сердце принадлежало пастуху, скромному юноше. Злые богатые родители захотели отдать девушку за старого богача. В подарок от них она получила золотое седло, на котором изображены прекрасные цветы. В ночь перед свадьбой девушка скрылась на белом коне с золотым седлом - она была верна своей любви. Долго искали беглянку, но так и не нашли… Через много лет уже поседевший пастух нашел золотое седло, на котором ускакала его любимая. С тех пор эту гору люди называют Алтын-эмэл - «Золотое седло». (с. Курулга, Акшинский район)

- Чем похожи эти легенды? Что их объединяет? Чем отличаются?

- Бурятское предание -типичный устный топонимический рассказ, основанный на явлениях реальной действительности; в нем нет ничего сверхъестественного, все в нем логично.

- В русской интерпретации появляется элемент чудесного исчезновения девушки.

VI. Легенды в произведениях забайкальских писателей. (К.Седых роман «Даурия», В.Балябин «Голубая Аргунь», Е.Куренной «Таёжная быль», Г.Граубин «Четырехэтажная тайга», Н.Кузаков «Лунные колокола»)

Легенда Н.Кузакова «Читинка».

За всю весну на забайкальскую землю не упало ни одной капли дождя. Высохли родники и озера. Нещадно палило солнце. В лесах сушь: упади искра - пойдут гулять пожары.

Старый шаман Чунари вот уже несколько дней ведет род Совы по Яблонову хребту на север в поисках воды и пастбищ для оленей. Миновали голец Чингикан, подошли к хребту Читарги, утопающему в березовом лесу, как в белом вихре.

Здесь сородичей встретили охотники, которые ходили к вершинам речек Каренги и Юмурчена узнать, есть ли в них вода.

- Совсем высохли реки, - доложил старейший из охотников Даяку. - В руслах одни камни лежат, горячие, как в костре нагретые. В омутах, где есть немного воды, шибко много рыбы протухло. Дух стоит такой, дышать нечем. В таких местах много медведей жирует.

Нет дальше пути. Под белым лесом эвенки поставили чумы, разложили костры, пустили оленей пастись. Над стойбищем недоброй птицей кружит печаль. Не слышно смеха детей, песен девушек. Нет воды. Ушли звери, улетели птицы. Березы и те опустили листья, задыхаются без влаги. Как жить? Где взять пропитание? И смотрела беда со всех сторон на этих измученных людей.

Невдалеке от стойбища за широкой поляной на огромной каменной глыбе, похожей на спящего медведя, стояло дерево в два обхвата толщиной. Поднявшись над лесом, оно пустило несколько вершин, образовав чашу. На дне ее темнел мох. Ранней весной, когда пригревало солнце, в чаше расцветал голубой цветок - подснежник. Это было гнездо Доброго Духа хребта Читарги, здесь он родился и обитает. Все кочевники почитали это священное дерево.

Пришла ночь, душная, тяжелая. Взошла луна. Эвенки на поляне разожгли Костер Надежды, зарезали пегого оленя, его шкуру повесили на ветки священного дерева, у корней положили самые лакомые куски мяса. Старик Чунари облачился в шаманскую одежду и подошел к костру, застыл на мгновение, затем вздрогнул всем телом, и в ночную глушь просыпались печальные звуки бубна. Шаман просил Добрых духов и небожителей, чтобы они не помнили зла на людей, прислали тучи и полили горы дождем. Иначе все живое в тайге погибнет.

Всю ночь не смолкали печальные звуки бубна.

Наступил рассвет. Занялась заря. Шаман Чунари из усталых рук выпустил бубен и в изнеможении опустился на землю у костра. Из-за гор показалось солнце, серебряным птичьим крылом упали на землю лучи. В это время из-под каменной глыбы, на которой стояло священное дерево, забил родник. Буйно вскипела голубая вода и пролилась с горы ручейком.

- Читинка! Читинка! Березинка! Березинка! - раздались радостные голоса кочевников. У этих древних народов был обычай называть реки по названию хребтов, с которых они спустились.

Люди, изумленные чудом, которое сотворили священное дерево и Добрые Духи, с почтением смотрели на родник. Затем шаман Чунари отстегнул от своего халата сову - хранительницу рода и опустил в родник. Все последовали его примеру. Женщины приносили в жертву роднику свои украшения, а мужчины последнюю щепотку табака и чая. Чтобы не замутить родник, осторожно набрали в посудины воды. И дети с радостным смехом стали плескаться, обливать друг друга холодной родниковой водой.

А Читинка сбежала в распадок и стала резвиться у подножия гольца Чингикана. К ней слетелись птицы, и снова лес наполнился их веселым гомоном. А на утренних и вечерних зорях напиться воды с гор спускались звери.

Как-то поздним вечером на стойбище пришел изможденный, усталый человек, он опустился возле костра. Это был охотник из рода Гагары Абуней. Он выпил чашку воды, немного взбодрился и заговорил:

- Наш род Гагары стоит у озера Кенон. Неделю назад высохла вся вода, люди изнывают от жары. Лошади и скот разный подыхают. Гибель приходит нашему роду. Мы узнали, что здесь в горах родилась речка Читинка. Люди послали меня к тебе, великий шаман Чунари, помоги нашему роду.

- Мы хорошо знаем ваш род рыбаков, - ответил шаман Чунари. - В голодные годы вы не раз выручали нас едой. Теперь и мы поможем вам. Иди за Читинкой. Она напоит водой людей и скот ваш разный.

Шаман Чунари взмахнул рукой, Читинка, точно легкая лань, резвясь и играя, помчалась на юго-запад. Но Злые Духи не хотели людям добра. Когда Читинка утомилась в пути и прилегла отдохнуть, они ей положили в изголовье сон-траву, чтобы горянка уснула вечным сном и никогда не покинула гор. Но охотник Абуней, который следовал за Читинкой, разгадал коварство Злых Духов и убрал от изголовья девушки сон-траву. И на рассвете она снова отправилась в путь.

И вот пред юной красавицей расступились таежные дебри и раскинулась широкая солнечная долина. Такой красоты она еще не видывала. Читинка, озорно глянув вдаль, побежала возле закрайка лесистого хребта. Тогда Злые Духи пошли на самый коварный шаг: напоили девушку березовицей - хмельным березовым соком. И Читинка, оглушенная хмелем, зашаталась и ,как соепая, заходила из стороны в сторону. Но сердце ее осталось светлым и вело ее вперед.

С великим трудом Читинка обогнула выступ хребта, здесь, здесь у высохшего озера, посреди открытой долины, она увидела стойбище. Изнуренные жарой люди ходили как тени. Читинка напоила их ключевой водой, наполнила озеро. Ожило стойбище. Мужчины наловили рыбы, женщины разожгли костры. Читинку, как самую дорогую гостью, угощали белой молочной пищей, в ее честь девушки пели песни, а парни устроили стрельбу из луков.

От кочевников рода Гагары Читинка узнала, что с гор спустилась дочь гольца Сохондо Ингода. Она тоже спешит на помощь людям. Читинка побежала на восход солнца и вскоре оказалась у небольшого серого утеса. Здесь девушки встретились, обнялись и продолжали свой путь уже вместе. Напоенная горной влагой, ожила земля. На крутых берегах речек стали селиться люди. А плодородные долины щедро их одаривали хлебом, воды - рыбой, леса - зверем.

- К какой группе легенд относится? (религиозно-апокрифической).

- Докажите по тексту (проведение священного обряда, помощь Добрых духов).

- Какого происхождения названия природных объектов? (эвенкийского).

- Как сочетается в легенде рассказ о реальных событиях с элементами фантастики? (составление сравнительной таблицы)

- В чем поэтичность данного текста как художественного произведения? Найти все художественные средства выразительности, свойственные художественному произведению.

VII. Заключение.

Завершить занятие хотелось бы мыслью замечательного земляка-забайкальца Валерия Петровича Зиновьева, филолога и фольклориста, посвятившего себя собиранию фольклора Забайкалья: «Предположим невероятное: человечество утратило нравственные представления. Исчезла память, т.е. знание прошлого опыта, люди забыли, как относиться к добру и злу, к верности и предательству, к правде и кривде, - все спуталось. Но если бы сохранились народные предания, по ним одним можно было бы восстановить основные моральные нормы. Потому что они учили и сейчас учат , как жить человеку среди людей и как нельзя жить».

VIII. Творческое задание.

Сочинить свою легенду «О стоптанном башмаке», следуя стилю написания эвенкийских, бурятских, русских легенд.

© 2010-2022