- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему: Однородные члены предложений
Урок русского языка на тему: Однородные члены предложений
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алтынбекова Г.К. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Однородные члены предложения.
Форма урока: путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»
Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке
Задачи урока:
-
Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме
-
Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, грамотность письма.
-
Воспитание мотивации к учению, усидчивости, активности, доброжелательности, аккуратности.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к теме урока, аудиозапись, конверт №1 с рисунками, конверт №2 со словами на каждого ученика, индивидуальные карточки с предложениями для каждого ряда, карточки-фигурки для итога урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Психологическая готовность к уроку
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок - это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным но, прежде чем отправиться в путешествие, я думаю, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.
-
Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него.
-
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.
-
Теплыми, разогретыми руками быстро потрите щеки.
-
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.
-
Сожмите руки в кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.
Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. (Звучит аудиозапись ). Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в сказочное королевство.
3. Минутка чистописания
- Ребята, а кто у нас на пути в наше сказочное королевство? (Минутка чистописания)
- Что хочет она от нас? Давайте выполним ее просьбу.
Работа в тетрадях: аккуратное письмо букв и слогов:
Лл Лл Лю лю и т.д.
- Прочтите пословицу: Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Рассмотрите рисунки (у каждого ученика на столе конверт с рисунками). Расположите рисунки в правильной последовательности. Составьте по ним такой рассказ, чтобы его можно было озаглавить данной пословицей. (Приложение 1)
4. Словарная работа
- Посмотрите, а это кто к нам в гости пожаловал? (Словарик). Как вы думаете, что он нам с Вами приготовил?(Словарную работу).
- Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов. (Запись слов в тетрадях с объяснением)
Объединить четыре словарных слова, составьте одно предложение. (Конверт со словами у каждого на столе).
Ребята собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов.
5. Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, посмотрите, мы сами не заметили как прибыли в сказочное королевство «Однородных членов предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация», и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.
Учитель: Вернемся к нашему предложению. Найдите однородные члены предложения. Запишите это предложение в тетрадях.
Учитель: Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу - Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены.
На интерактивной доске предложения:
- Найдите однородные члены предложения. Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО.
Учитель: Третий из братьев, граф Союз И - самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет два однородных члена, те перед Союзом И запятая никогда не ставится.
Появляется предложение:
Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И.
Учитель: Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки? (Дети воспроизводят события сказки).
Учитель: А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон:
Однородные члены предложения - это слова, которые
- А авторы учебника поместили это правило на странице 60 учебника «Русский язык».
(Идет работа над правилом)
6. Физминутка (по выбору учителя)
Учитель: Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Коллективный разбор записанных предложений. Составления схем на доске.
Учитель: Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть однородные члены?
7. Закрепление нового материала (самостоятельная работа по индивидуальным карточкам)
- Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схемы.
1 ряд:
Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.
Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
2 ряд:
От сада веяло свежестью и тишиной.
Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь
3 ряд:
В свободное время я читаю газеты и журналы.
Дружба крепка не лестью а правдой и честью.
-
Объяснение выполненных заданий учащихся по рядам, схемы составить на доске.
-
Проверка предложений по интерактивной доске.
8. Домашняя работа (по выбору учителя)
9. Выставление оценок
10. Итог урока
- Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения».
Появляется запись (слайд 18).
- Прочитайте предложения:
У нашей сказки счастливая развязка.
- Как вы понимаете это выражение? (Сказка хорошо заканчивается)
- Можно так сказать о нашем путешествии? (Да)
- Почему? (Мы многое узнали)
- Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
- А какое настроение у Вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур.