Урок литературы в 7 классе на тему ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. ГЕРОИ ГОГОЛЯ И ДРЕВНЕЭПИЧЕСКИЕ ГЕРОИ

Раздел,тема. Результаты освоения личностные метапредметные предметные Н.В.Гоголь Воспитание чести,честности,чувства долга,любви к Родине. Осмыслить данное произведение как основанное на исторических фактах.Уметь анализировать текст. Выявить значение поднятых проблем. Выявление сюжетных элементов:экспозиции,завязки,развития действия,кульминации.развязки,эпилога. Синтаксис Осмысление красоты русского языка и синтаксиса как его составной части. Умение использовать речевые...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Таблица результатов освоения обучающимися программ по русскому языку и литературе на примере конкретного произведения.

Раздел, тема.

Результаты освоения

личностные

метапредметные

предметные

Н.В.Гоголь

Воспитание чести, честности, чувства долга, любви к Родине.

Осмыслить данное произведение как основанное на исторических фактах.

Уметь анализировать текст. Выявить значение поднятых проблем.

Выявлние сюжетных элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации. развязки, эпилога.

Синтаксис

Осмысление красоты русского языка и синтаксиса как его составной части.

Умение использовать речевые средства для выражения чувств и мыслей.

Осмысление грамматического значения синтаксических единиц и смыслообразующей функции синтаксиса.

Фонетика

Осмысление звучности и мелодичности родного языка.

Понять смыслоразличительную роль звуков.

Уметь правильно расставлять ударения в словах.

Лексика

Осознание богатства и неповторимости русского языка.

Умение правильно подбирать слова для выражения чувств и мыслей.

Осмысление слов с точки зрения их лексического значения.

Стилистика

Уважительное отношение к своему языку и осмыление стилистики как его составной части.

Умение правильно выбирать набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.

Знание характеристики разных стилей.

2.Система заданий, направленных на достижение личностных результатов и реализующих системно-деятельностный подход:

1.Какие особенности национального характера вы узнали, читая повесть «Тарас Бульба»?

2.Определите, какие художественно-выразительные средства применяет Н.В.Гоголь в отрывке от слов: «..Оглянулся Андрий: перед ним Тарас…» до слов: «…повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

3.Повесть «Тарас Бульба» - одна из лучших повестей о героическом характере и подвигах наших предков. Подготовьте совместно со школьной библиотекой выставку «Книги о героическом прошлом Отчизны».


3. Проект урока.

Предмет: литература в 7 классе.

Тема урока: приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои.

Цели:

  1. проверить учащихся на знание текста; выяснить: в чём смысл подробного описания устройства Сечи;

  2. выявить приёмы создания героического характера в повести «Тарас Бульба»; сопоставить героев с древнеэпическими героями;

  3. уметь делать характеристики героев и сопоставлять их.

Характеристика класса: в 6 классе учится шесть человек, из них двое имеют «5» по предмету, трое - «4» и один - «3». Дети активные и любознательные.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: иллюстрации к повести.

Ход урока

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель сообщает тему и предлагает учащимся самим сформулировать цели урока (выявить приёмы создания героического характера в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; сопоставить героев Н.В.Гоголя с древнеэпическими героями.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1.Учащиеся сами формулируют цель урока.

1.Учитель сообщает тему.

2. Помогает уч-ся сформулировать цель урока.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Цели: проверить учащихся на знание текста; выяснить: в чём смысл подробного описания устройства Сечи.

Беседа по вопросам.

- Что представляет собой легендарное место - Запорожская Сечь?

- Почему она стала родным домом для казаков?

- Как вы понимаете характеристику, данную Гоголем: «Эта странная республика была именно потребностию того века»? Что означает слово «республика»?

- Расскажите о быте и нравах в Запорожской Сечи.

- Каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев?

- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

- В чём смысл подробного описания общественного устройства Сечи?

Комментарий учителя.

В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру вражды и рабства.

Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчёркивает демократизм казачьего общества.

Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству.

Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди. Но всех их объединяет товарищество и православная вера.

Жизнь Сечи состоит из крайних проявлений человеческого характера. Золотой середины казаки не знают. Мирное существование для Сечи - редкость.

Учащиеся пересказывают эпизод «Запорожцы в бою».

Вывод делают сами уч-ся.

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

Примечание

1.Отвечают на вопросы.

2.Пересказывают эпизод «Запорожцы в бою».

3.Делают вывод.

1. Ставит цель.

2.Задаёт вопросы.

3.Дополняет ответы уч-ся.

3. Приёмы создания героического характера.

Цель: выявить приёмы создания героического характера в повести «Тарас Бульба»; сопоставить героев с древнеэпическими героями.

Беседа по вопросам.

- Что в описании Гоголем запорожцев позволяет сделать вывод, что перед нами необыкновенные люди, героические характеры?

- С помощью каких приёмов создаётся эпический масштаб образов запорожцев?

- Какова цель такого широкого использования приёмов устного народного творчества?

- Какие эпизоды из жизни в Сечи Остапа и Андрия роднят их с эпическими героями русской литературы?

Вывод делают сами учащиеся.

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

Примечание

1.Отвечают на вопросы.

2.Делают вывод.

1.Ставит цель.

2.Задаёт вопросы.

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА».

Цель: уметь делать характеристики героев и сопоставлять их.

Класс делится на две группы. Первая группа характеризует Остапа, вторая - Андрия ( на интерактивной доске иллюстрации к повести, изображающие Остапа и Андрия).

План характеристики:

1.Первые читательские впечатления от Остапа (Андрия).

2.Внешний облик, его значение, отражение в характере.

3.Как проявился характер в семинарии?

4.Отношения с родителями, с товарищами.

5.Как проявляет себя Остап (Андрий) в Сечи?

6.Какие качества проявляет Остап (Андрий) в бою?

7.Какие качества проявляет Остап (Андрий) в бою?

8.Какова судьба Остапа (андрия) ?

Вывод делают сами учащиеся (в чём похожи и чем различаются братья?)

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

Примечание

1.Учащиеся характеризуют Остапа и Андрия.

2.Делают вывод.

1.Учитель ставит цель.

5.Учитель предлагает учащимся самим сделать вывод урока. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК совместно с учащимися.

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

Примечание

1.Учащиеся делают вывод урока.

2.Оценивают своих одноклассников.

1.Учитель предлагает уч-ся самим оценить одноклассников, но обосновать эти оценки.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Цель: закрепление полученных навыков.

1.Подготовить характеристику Тараса Бульбы.

2.Подготовить анализ одного из эпиэодов повести (по группам):

1-я группа - речь Тараса о товариществе;

2-я группа - второй бой под Дубно;

3-я группа - гибель Тараса.

Деятельность уч-ся

Деятельность учителя

Примечание

1.Учитель даёт домашнее

задание.


© 2010-2022