Урок-практикум по русскому языку. Словосочетание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока (9 класс)

Учитель - Е.В.Герасименко

Тема урока: Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Цели урока:

1) Обучающие - выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.

2) Развивающие - развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы при выполнении задания 7 в КИМах

3) Воспитательные - воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других; воспитание бережного отношения к родному языку.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Повторение изученного ( в рамках ОГЭ):

Свет со..нца пр..рывался скво..ь ра…селину переел..ваясь оранж..выми и л…ловыми о(т,тт)енками а (ярко) зеленая трава д…лины отбрас…вала блики на все пр…дметы отр…жаясь от тума(н,нн)ой з..весы все ещ.. в…сящей над головою как (будто) она (не) желала покинуть (на)всегда столь ч..рующе пр…красное место.

1 пронумеруйте все запятые;

2.подчеркните основы, укажите кол-во их, постройте схему, определите вид предложения;

3.чем осложнена каждая часть;

4.запишите цифры при - обособленном определении;

- при частях, связанных сочинительной связью;

5. выпишите слова на правила: «приставки независящие от последующего согласного»,»НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н с помощью суффикса Н»

6.из первой части выпишите словосочетание со связью примыкание;

7.определите средство выразительности «свет солнца прорывался»

Ключ. Свет солнца прорывался сквозь расселину, переливаясь оранжевыми и лиловыми оттенками, а ярко- зеленая трава долины отбрасывала блики на все предметы, отражаясь от туманной завесы, все еще висящей над головою, как будто она не желала покинуть навсегда столь чарующе прекрасное место.

3.Основная часть.

1) Фронтальный опрос.

-Какой раздел лингвистики изучает предложение и словосочетание?

-Всегда ли два слова, стоящие рядом являются словосочетанием?

- Назовите случаи, когда они не словосочетания?

-Запишите под диктовку сочетания слов, нумеруя их. Кружком выделяя те из них, которые не являются словосочетаниями.

1.большой холм 11. я обедаю

2.необходимо научить 12.через брод

3.стоял и смотрел 13. услышал разговор

4.поделено на участки 14. думающий ученик

5. услышал сын 15. сломя голову

6.убрать невозможно 16. бить лапами

7.услышал сына 17. адски красиво

8.около ворот 18. решено плыть

9. запасы нежности 19.решил постричь

10.красивый дом 20.нежный цветок

(Указываем номера, объясняя)

- Так как остальные сочетания являются словосочетаниями, то в них мы можем задать вопрос от одного слова к другому.

-Что помогают нам определить в словосочетании вопрос? (вид подчинительной связи). Давайте вспомним СУП.

Согласование

Определение

Структура

Отличительные признаки

Согласование - такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: льняное полотно - зависимое слово льняное стоит в тех же формах (ед.ч., ср.р., им.п.), что и главное полотно.

Существительное (гл. слово) + прилагательное, зеленая трава;

Существительное + причастие, зеленеющее поле;

Существительное + порядковое числительное, четвертый этаж;

Существительное + притяжательное местоимение, моя книга.

При изменении формы главного слова соответственно меняется и форма зависимого слова, например: липовая аллея, липовой аллеи.

Заменяем управление на согласование: команды тренера - тренерские команды; друг человека - человеческий друг; искусство театра - театральное искусство.

Управление

Определение

Структура

Отличительные признаки

Управление - такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже, например: встретить друга.

Глагол + существительное,проявить заботу;

Деепричастие + существительное,построив здание;

Существительное + существительное, поворот на площадь

1. При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется:проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу;

2. Наличие предлога между словами: падал с крыш

Заменяем согласование на управление: бесформенный комок - комок без формы; кружевной платок - платок из кружев; детской поликлиники - поликлиника для детей.

Примыкание

Определение

Структура

Отличительные признаки

Примыкание - способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, например: уехал учиться, говорил улыбаясь, совершенно секретно.

Глагол + инфинитив, учил работать;

Глагол + деепричастие,смотрел усмехаясь;

Глагол + наречие,работать по-новому;

Существительное + наречие, поворот налево;

Прилагательное + наречие, по-зимнему холодный.

Зависимым словом всегда выступает неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив.

Физминутка. ( Определим вид подчинительной связи в словосочетаниях: согласование = хлопок над головой; управление = хлопок за спиной; примыкание = приседание; не знаю ответа = руки в стороны).

Выглядеть красиво,

эскизы моделей,

коллекции одежды,

модные показы,

подходить креативно,

известных дизайнеров,

стильный наряд,

новинки сезона,

мыслить творчески,

чувствовать увереннее,

чувство вкуса,

творческое мышление,

следовать моде,

умение поразить,

полет фантазии,

новые модели,

стремление воплотить,

дизайн одежды,

художественные способности,

выглядеть стильно,

повседневная одежда

- В КИМах ОГЭ в 7 задании Вам необходимо не определять вид связи в словосочеании, а заменять данное синонимичным. Т.е.значение самого словосочетания не изменяется, а вот способ выражения зависимого слова изменяется с учетом вида связи.

Чтобы безошибочно выполнить задание 7 ОГЭ, необходимо выполнить алгоритм работы:

1.определяем главное слово (оно должно остаться без изменений при формировании нового словосочетания);

2. вспоминаем вопросы, характерные для того вида связи, в который нужно перевести словосочетание ;

3. с учетом вопроса, не теряя смысла словосочетания, переводи зависимое слово в нужную форму. Можно изменять окончания, употреблять предлоги (не нарушая грамматическим норм!)

4. Отработка навыка.

-Формулировка экзаменационного задания: Замените словосочетание "деревянный столик" (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(Работаем применяя алгоритм) - карточки (диктовка)

Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 7:

При замене словосочетания книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг.

Типичные варианты (совместная работа):

Свиное ухо - ухо из свиньи или ухо свиньи

Российский герб - герб России или герб из России

Помидорное дерево - дерево с помидорами или дерево для помидоров или дерево помидоров

Корабельная мачта - мачта корабля или мачта для (с) корабля

5.Самостоятельная работа. Мини-тест

1) Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2) Замените словосочетание «хозяйской ласки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3) Замените словосочетание «командир полка» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4) Замените словосочетание «людские шаги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5) Замените словосочетание «в словах Романа», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

6) Замените словосочетание «(к) шагам солдат», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7) Замените словосочетание «цветочный магазин», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8) Замените словосочетание кружевной шкаф, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9) Замените словосочетание « рыбный суп», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10) Замените словосочетание «серебряное колечко», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Рефлексия. Какой из способов синонимичной замены вызывает трудность? Нужно ли вновь возвращаться к повторению и обобщению данной темы? Помог ли данный урок в упорядочивании работы (алгоритмизации) при выполнении задания 7 в КИМах?

7. Итог урока.

8. Домашнее задание. Составить карточку , состоящую из словосочетаний, требующих синонимичной замены (по 15 словосочетаний на каждый способ):из согласования в управление, из управления в согласование, из примыкания в управление, из управления в примыкание.


© 2010-2022