- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русской словесности на тему И. Крылов. Квартет
Конспект урока русской словесности на тему И. Крылов. Квартет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тапалова Г.Н. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Областная специальная школа - интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Атырау
Учитель русского языка и литературы
Тапалова Гульмира Науановна
5 «б» класс
Тема: И.А.Крылов «Квартет».
Тип урока: итегрированный, комбинированный
Форма работы: групповая
Цели:
- сформировать представление о личности писателя через знакомство с текстом;
- расширить знания о басне как малой эпической форме на примере басни «Квартет»;
- формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему, создавать описание по рисунку, умение работать со словарями);
- развивать у учащихся творческое восприятие литературного произведения через иллюстрирование, музыку и чтение по ролям;
- предоставить учащимся возможность оценить работу на уроке с помощью консультантов;
- сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока, проверить результативность предложенных учащимся форм работы.
Коррекционная: развитие устной речи, внимания, логического мышления, памяти
Оборудование к уроку: презентация, учебник, ноутбук, телевизор, иллюстрации к басне.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Психологический настрой.
Здравствуйте!
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Погладьте себя по голове
Обнимите себя
Пожмите соседу руку
Улыбнитесь друг другу
И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее.
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?
II. Мозговой штурм.
Слайд 1
Урок начнем литературной телепередачей .
Добрый день дорогие гости! Мы начинаем передачу, посвященную творчеству И. А. Крылова.
И нашу передачу мы посвятим этому замечательному человеку .
Нам стало интересно, что же знают о Крылове ребята из 5 «б» класса.
Вопрос №-1. Вы знаете кто такой Крылов?
Ответ: Конечно. Это русский писатель, баснописец. Я могу рассказать, что родился Иван Андреевич 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера. В возрасте 9 лет Крылову пришлось идти работать, так как у него умер отец, и семья осталась без денег.
Вопрос №-2. Если семья была бедной, как же ему удалось получить образование?
Ответ. После смерти отца осталось несколько книг, и мать писателя учила его читать, обещала ему награду, если он будет читать с ней в положенные часы. И Крылов прилежно читал и получил за это гривну (это деньги старинные). А чтобы он не тратил их на пустяки, мама как бы случайно замечала, что у него изорваны перчатки или еще что-то и Крылов радовался, что мог сам покупать себе вещи и очень ими дорожил.
Вопрос №- 3. Знаете ли вы, что Иван Андреевич знал много иностранных языков?
Ответ. Еще в детстве он выучил французский, немецкий и латынь. Когда ему было 50 лет он выучил греческий, а через год английский и любил перед сном читать книги на этих языках. Кроме того, Крылов превосходно знал математику, биологию, химию. Он хорошо играл на скрипке и даже писал музыку.
Вопрос №-4. Что за человек был И.А. Крылов?
Ответ. «Большой, полный, растрепанный, превеселый, забавный» - так описывали его знакомые. Обратите внимание на портрет. Высокий лоб говорит о большом уме, большие глаза с хитринкой - о чувстве юмора. Полные губы - о добром нраве. Крылов был не очень красивым, но, не смотря на это, его очень любили и ласково называли
« дедушка Крылов».
Вопрос№ 5. Сколько же басен написал он?
Ответ. Более 200. Он был знаменит, его узнавали на улице. Даже император, прочитав его произведение, пригласил его для беседы.
Вопрос №6. Что же такое басня? Когда же возникла басня, и кто был первым баснописцем?
Ответ. Басня это короткий рассказ, чаще всего в стихах сатирического характера.
Цель басни - осмеяние человеческих пороков, глупости, лжи, хитрости, жадности, лени.
Возникла басня в VI- веке до нашей эры. Первым сочинителем был Эзоп, раб, живший в Древней Греции. Он не мог высказать свои мысли напрямую (его бы наказали за это) поэтому он делал это в иносказательной форме.
Вопрос № 7. Сколько частей имеет басня?
Ответ. Басня состоит из 2-х частей: повествовательная( сами события) ипоучительная (мораль) как правило, первые и последние строки.
Вопрос № 8. Кто же являются героями басен?
Ответ. Героями басен чаще всего бывают животные, растения, предметы, а под ними подразумеваются люди, их поведение.
Вопрос №11. А для чего писали басни?
Ответ. Задача басни - на ярком примере научить какому-то жизненному правилу.
Ведущий. Наша передача о замечательном писателе И.А.Крылове подошла к концу. Мы надеемся, что вы узнали много нового, и теперь с особым интересом будете читать его басни.
Вывод. 1). Что же называется басней?
Действующие лица - животные, высмеиваются пороки, в басне есть мораль, то есть басня поучает.
2). Что такое мораль басни?
Мораль - это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.
Какие человеческие пороки высмеивает автор в баснях?
III. Работа в группах.
А сейчас мы переходим к новому материалу. Сегодня познакомимся басней И.А.Крылова: «Квартет». Будем развивать умение анализировать басню, научимся определять мораль басни.
Выясним, какие нравственные проблемы поднимаются в басне: почему ее называют книгой мудрости.
Каждая группа будет готовить чтение и анализ басни, и рассказывать о ней другим детям. Работать будете по следующей схеме:
-
Название басни. Автор.
-
Тема.
-
Герои.
-
Человеческие пороки.
-
Мораль басни.
IV. Определение значения слова по словарю С.Ожегова, В. Даля
Ребята, а можете вы по названию басни догадаться, о чём в ней пойдёт речь? (музыке)
Ведь из уроков музыки вы уже узнали, что такое квартет?
Найдите определение этого слова по словарю и прочитайте.
V. Характеристика героев .
- Из кого же состоит этот квартет в басне? Ответьте на вопрос словами басни.
- Как вы думаете, случайно ли Крылов выбрал именно этих зверей для своей басни?
Вы уже знаете, что образами зверей и птиц баснописец хочет показать и высмеять отрицательные стороны характера человека. Эти черты характера вы видите на экране. Выберите те из них, которые подходят для героев нашей басни.
Например, Мартышка…
Слайд ( слова характеристики)
(Проказница, неуклюжий, непоседа, энергичная, неловкий, любительница поиграть, несерьёзная, тупоголовый, упрямый)
(Мартышка непоседливая…, Осёл тупоголовый…, Козёл упрямый…, Мишка неповоротливый…).
Вы представляете теперь, что за музыканты перед нами?
- Дома я вас просила подумать над вопросом, какими чертами характера должен обладать музыкант, чтобы научиться хорошо играть на каком-либо инструменте?
(Терпеливым, усидчивым, трудолюбивым, внимательным, талантливым, старательным)
- Можно ли к нашим героям отнести эти определения? А почему?
VI. Сейчас нам расскажет о музыке и музыкальных инструментах учитель музыки.
Ребята, скажите:
- А на каких музыкальных инструментах пытались играть звери?
- Чем отличаются эти инструменты друг от друга?
- А хорошо ли вы знаете эти инструменты?
(Работа с определением музыкальных инструментов)
- Ребята, а если в ансамбле играет два исполнителя? Как мы можем назвать это исполнение?
- А три исполнителя?
-А четыре? Молодцы! А теперь послушайте, как эти инструменты могут звучать в руках настоящего музыканта, о чертах характера, какими он должен обладать, вы уже говорили. Итак, второй квартет (ре мА жор), написанный русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным, сейчас прозвучит в вашем классе. Это прекрасное произведение композитор посвятил своей жене - Екатерине Сергеевне Бородиной. Вы, наверное, услышите эмоциональное, сердечное звучание мелодии, над которой Бородин трудился целых два года. Квартет состоит из четырёх частей. Прослушайте его третью часть, которая называется «Ноктюрн».
Квартет - музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Слайд 2 (Портрет А.П.Бородина)
Слайд 3(музыкальные инструменты)
Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком.
А сейчас, ребята, вы послушаете « Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы свого дела - музыканты, а заодно и отдохнёте.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь.
Квартет «Ноктюрн» (произведение)
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- А какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Скажем спасибо учителю за информацию
VII. Прослушивание басни.
- Понравился ли вам такой квартет? Ребята, в музыке, как вы уже говорили, исполнение двух певцов называется дуэтом, трёх - трио, четырёх - квартет. А как в литературе называется разговор 2-х, 3-х и более лиц? (Диалог)
А сейчас мы прослушаем басню.
Слайд
- Чей мы сегодня в басне слышим диалог?
- Мы уже охарактеризовали героев басни, и вы знаете, каков характер, темперамент каждого. И в соотвветствии с его характером сможете правильно прочитать и показать их игру вот на этих музыкальных инструментах, ведь для наших героев безразлично, на каких инструментах играть.
VIII. Выразительное чтение учащимися.
А сейчас мы проитаем по ролям басню.
IX. Словарная работа.
Пленять - увлекать.
Чинно - строго по правилам
Уселись чинно в ряд.
Лад - согласие, порядок.
Прима - втора-(первый - второй голос)
- Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы.
Найдите и запишите на доске синонимы к слову «пленять».
X. Работа с карточками
- Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям.
Карточка №1
Высказывание
Строчки из басни
Покорять игрой весь мир
Нет гармонии
Усесться важно
Спорить сильнее прежнего
Карточка № 2
Высказывание
Строчки из басни
Пришлось прилететь на шум
Уделить некоторое время
Иметь музыкальный слух
XI.Работа с пословицами.
Слайд (пословицы)
- На доске написаны пословицы. Выберите те, которые подойдут к нашей басне.
-
Человек без Родины, что соловей без песни.
-
Мало хотеть, надо уметь.
-
Не спеши языком - торопись делом.
-
При солнышке тепло, при матери добро.
-
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
-
Не мил и свет, когда друга нет.
-
Золото не горит, зато много творит.
-
Поспешишь - людей насмешишь.
XII. Поведение итогов.
- Ребята, а есть ли в басне положительный герой?
- А почему именно к Соловью обратились герои басни? Давайте послушаем его пение.
Мы слышали трели соловья
- Понравилось вам его пение?
- Может ли такой певец дать хороший совет? - А какие же пороки людей высмеивает Крылов в этой басне? Над какими людьми смеётся?
(Над теми, которые берутся за то, что не умеют делать, неусидчивыми людьми, нетерпеливыми. Над теми, кто высокого мнения о себе, которые думают, что они смогут сделать всё сразу, ничему не учась).
- Что же считает самым главным в труде (терпение).
(несогласованность, раздоры, неумение слушать, невежество).
XIII. Оценивание ( самооценка учеников).
XVI. Рефлексия. ( запись на стикерах).
XV. Задание на дом
1. Выразительно читение басни.
2. Нарисовать иллюстрацию.
3. Составить пятистишье со словом басня