Стили и типы речи, их композиционные особенности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема. Стили и типы речи, их композиционные особенности


Цель: повторить сведения о стилях и типах речи, закрепить знания учащихся о композиционных особенностях типов речи; продолжить работу над формированием орфографической зоркости и расширением лексического запаса учащихся; закрепить навыки синтаксического разбора; развить творческие способности, умение логически мыслить, выделять главное;

способствовать развитию коммуникативных навыков, умению применять их на практике; стимулировать учащихся к поиску альтернативных решений; проводить антиалкогольную пропаганду, внедрять в жизнь правила здорового образа жизни.

Оборудование: выставка книг по антиалкогольной пропаганде; плакаты на тему

«Пить - здоровью вредить!»; раздаточный материал для работы в группах.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

♦ Приветствие учителя.

♦ Сообщение даты и темы урока.

♦ Запись даты и темы урока в тетрадь.

♦ Проведение аутотренинга: психологический настрой учащихся на работу.

ІІ. Актуализация и коррекция опорных знаний

Проверка домашнего задания (формирование орфографической зоркости: учащимся предлагалось выписать 20 наречий из художественного произведения, например, из романа Л. Толстого «Война и мир»).

Учащиеся читают по цепочке наречия, называют орфограммы.

ІІІ. Работа над темой урока


  1. Беседа с учащимися

♦ Как Вы думаете, какие цели предполагает наш урок? (Повторить стили и типы речи, остановиться на особенностях композиции.)

♦ Послушайте отрывок из книги Люстровой и Скворцова:

Мысли можно выразить и изложить по-разному. Все зависит от того, для кого и с какой целью мы говорим или пишем.

«Много языков внутри одного языка, или, скажем мягче, много разных языковых

сфер,- писал В. Солодухин. - Язык технической и научной документации. Язык судопроизводства и судебных протоколов. Язык газетной информации. Язык ученых докладов, популярных лекций, застольных речей, отчетных докладов, проповедей... Язык, которым я пишу заявление о предоставлении мне жилплощади, и язык, на котором я пишу сонет. Нелепо бы выглядела фраза в инструкции: «Придя на своё тепленькое местечко и усевшись на свой засаленный стулишко, вахтер обязан сверкнуть глазами во все стороны…». Точно также нелепо выглядела бы фраза в интимном письме: «Нижеследующим уведомляю гражданку Сидорову, что вот уже вторую неделю я испытываю любовное томление…». Но жизнь сложнее наших схем. В жизни обособленные языковые сферы соприкасаются, пересекают одна другую и частично смешиваются. Это смешение происходит по той простой причине, что услугами языка пользуются живые люди, которые не столь уж строго разделены на специальные группы. Докладчик на собрании через полчаса будет произносить тост дружеской пирушке, громовержец-прокурор вечером превратился в папашу-воспитателя, ученый, только что писавший статью о нуклеиновых кислотах, будет разговаривать с женой о воскресной загородной прогулке».

Писатель прав: всему своё место. То, что не годится в быту, в живой речи, вполне уместно в научной работе, в официальной бумаге. И наоборот, многие элементы разговорной речи не могут быть использованы в научном и деловом стилях.

♦ Так для чего нам нужно хорошо разбираться в стилях и типах речи?..

Учитель. Для того чтобы наша речь была красивой, правильной и уместной в различных жизненных ситуациях, мы и поговорим сегодня о типах и стилях речи, их композиционных особенностях. И как всегда, на уроках русского языка мы продолжим работу над расширением лексического запаса, синтаксическим разбором, развитием коммуникативных навыков.

Итак, поговорим сначала о стилях речи. С одним из стилей речи вы столкнулись, выполняя домашнее задание. Как он называется?..

♦ А какие ещё стили вы знаете?..

Учитель. Сейчас, для того, чтобы обобщить и систематизировать знания по теме «Стили речи», мы проведём исследовательскую работу в группах.

2. Исследовательская работа в группах

(Каждая группа получает текст - смотри приложение)


Задание: назвать стиль, привести доказательства, перечислить присущие ему языковые свойства.

(Один ученик из группы читает текст, определяет стиль, перечисляет характерные для него черты, второй ученик и вместе с ним класс записывают выводы в тетрадь)


3. Слово учителя с элементами беседы

Вы знаете, что кроме языковедческих целей, мы всегда на уроке поднимаем и другие вопросы, касающиеся актуальных проблем нашей жизни. Поэтому сегодня мы говорим о здоровом образе жизни. Актуальна ли эта тема?..

Ежегодно в Украине около 10 тысяч человек умирают от отравления алкоголем.

В Донецкой области в 2007 году погибло 877 человек.

Я хочу, чтобы, читая и слушая сегодняшние тексты, вы задумались над этой проблемой.

Продолжим работу над темой урока. Каждый новый материал всегда опирается на ранее изученный.

Тема «Стили речи» всегда идёт рядом с темой «Типы речи».

Но наша задача сегодня поговорить не просто о типах речи, а об их композиционных особенностях.

♦ Вспомните, какие типы речи вы знаете? Можете ли вы назвать особенности, свойственные каждому типу речи?

Запись в тетради:


  1. Повествование:

1) завязка;

2) развитие действия;

3) кульминация;

4) развязка.


  1. Описание:

1) общее представление описываемого;

2) описание деталей, частей;

3) отношение к описываемому.


  1. Рассуждение:

1) тезис;

2) доказательство, аргументы, факты;

3) выводы.

Учитель. Это новый для Вас материал, или он уже вам известен? Откуда?

(Литература, украинский язык)

4. Синтаксический разбор предложений


  • У нетрезвого человека можно заметить покрасневшее лицо, приподнятое настроение, излишнюю говорливость.

  • Мне кажется, в юношеском возрасте алкоголизм развивается очень быстро.

  • Сначала детям дают спиртное «для аппетита», затем они сами пьют «за компанию», а закончиться все может алкоголизмом.

Замечание: возможно, что одно предложение будет разбираться у доски вместе с классом, а два других самостоятельно двумя учениками на боковых сторонах доски с последующей проверкой.

Учитель. Попробуйте доказать, что эти предложения принадлежат к разным типам речи.

ІV. Закрепление изученного материала


  1. Работа с деформированным текстом

♦ Закрепим знания о стилях речи.

(На партах перед учащимися лежат листочки с предложениями)


Задание: составить связные предложения и записать их.

Употребления, следствие, напитков, наиболее, алкоголизм, печальное, спиртных

(Алкоголизм - наиболее печальное следствие употребления спиртных напитков.)

Выпитой, дети, водки, умереть, рюмки, от, или, могут, коньяка.

(Дети могут умереть от выпитой рюмки водки или коньяка.)

Учитель. А как изменить предложения, чтобы это был публицистический стиль?

(Дополнить предложения словами: по-моему, я думаю, мне кажется, убеждён.)


  1. Работа над переводом

Задание: текст перевести на украинский язык, определить его стиль и ключевое слово.

В крови алкоголь содержится недолго. Но в мозгу, печени, сердце алкоголь после разового употребления можно обнаружить в течение 28 часов.


  1. Лексическая работа

Учитель. Мы стремимся правильно говорить и понимать значение слов, которые употребляем. Раскроем лексическое значение слова алкоголь.

Запись в тетради:

Алкоголь -

1. Спирт (винный).

2. Вообще вино, спиртные напитки.

- А что означает слово вино?

Учащийся. В русском языке появилось в XVIII веке. Ударение - алкоголь (как алкоголь в немецком).

Первоисточник - арабское «аль коголь» - тончайший одурманивающий порошок, пудра и дистиллированная вода, из которых делали спирт.

Вино (ст. сл. из лат.) а) алкогольный напиток, получаемый в результате брожения винограда;

б) водка;

в) первоначальное название винограда.

Задание. Подобрать однокоренные слова по группам.

(Виноград, виноградарство, виноградарь, винодел, винокур, винотека (собрание коллекционных вин), виночерпий (в древности особое лицо, которое ведало напитками, разливало и подносило пирующим на подносе.)

Учитель. У кого есть слова «виньетка» и «винегрет»? Как они связаны со словом вино?

Виньетка (фр.) - ажурное украшение в книге в виде листьев и гроздей винограда.

Винегрет (фр. XVIII в.) - соус из вина (виноградная кислота), масла и соли, которым заправляли овощи.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок

Информационная биржа

  • Что повторили на уроке?

  • Что узнали нового?

  • Над чем работали?

  • Назвать этапы урока. Сравнить с доской (этапы записаны на тыльной стороне доски)

  • Учитель отмечает работу учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание

Написать заметку в публицистическом стиле на тему «Соблазны вокруг нас» (о здоровом образе жизни).

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, желает им успехов, удачи!!!



Приложение

Тексты для исследовательской работы в группах

Текст № 1


В театре кадровщик выразил удивление, когда узнал из трудовой книжки, что я специалист с высшим образованием. Когда же он дошел до последней записи об увольнении за пьянство, тут же строго произнес:

- Мы уже набрали рабочих.

- Но ведь у вас висит объявление, что нужно десять человек.

- Нет, нет. Объявление устарело. Набрали!

Да если бы и не набрали, незачем орать. Отказ для меня был полной неожиданностью, и я в унынии поплелся домой. Проходя мимо гастронома, я с тоской остановился возле витрины, уставленной бутылками. В углу витрины какое-то объявление. Я подошел поближе. «Требуется грузчик. Оплата - 80 рублей. Работа через день».

«Отлично!» - подумал я и тут же усомнился: «А вдруг не получится?».

Было десять часов вечера, я решил не ждать до утра, думая, что будет поздно, и пошел прямо к директору магазина.

- Вам, кажется, нужен рабочий…

- Садись. Документы принес? Или вообще нет документов?

- Есть! - радостно воскликнул я. Вот тут и паспорт, и трудовая книжка.

- Давай сюда. Выйдешь завтра в семь утра. Придешь пьяный - тут же уволю. Понял? Смотри: у меня строго, проволынишь больше трех дней - можешь больше не приходить. С вашим братом иначе нельзя! Попустишь, торговать будет нечем.

Текст № 2


  • Начальнику Дзержинского РОВД

  • Алексееву И. П.

  • старшего сержанта

  • Иванова Петра Егоровича

  • Рапорт


Довожу до вашего сведения, что 20 февраля 2004 г. мною были задержаны двое несовершеннолетних - Сидоров Антон, 1990 г. рождения, и Петров Игорь, 1988 г. рождения, которые находились в нетрезвом состоянии и совершили противоправные действия: нецензурно выражались и приставали к прохожим, требуя денег.

Материалы по делу Сидорова А. и Петрова И. направлены в инспекцию по делам несовершеннолетних Дзержинского района.

21. 02. 2004 г.

Старший сержант Иванов

Текст № 3

Исходным продуктом для получения элитного спирта служат злаки, картофель, свекла, а также отходы бумажного производства - сульфитный шёлк и древесина, осахаренная химическим путем - воздействием кислот при высокой температуре и давлении. Сырой этиловый спирт (сырец) содержит множество примесей, в том числе ядовитых сивушных масел.

На следующем этапе спирт очищают путем перегонки в особых аппаратах. Однако даже в

спирте - рекфикате, сохраняется часть вредных для синтеза веществ.

Этиловый спирт широко применяют в различных отмелях народного хозяйства, используя в качестве растворителя, при изготовлении лаков, политур, для синтеза органических красителей, фармакологических препаратов, синтетического каучука. Этиловый спирт обладает дезинфицирующими свойствами, поэтому его употребляют в медицинских целях. Для изготовления водки используют только очищенный этиловый спирт.

Текст № 4


Пьяные страсти


Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скучном однообразии дней... Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомлённые трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порой они кончались тяжёлыми увечьями, изредка - убийством.

…По праздникам молодёжь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами, злорадно хвастаясь нанесёнными товарищам ударами, или оскорблённая, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная.

Текст № 5


С чего начинается пьянство?


В наши дни поводы приобщения к «зелёному змею» весьма разнообразны. До 11 лет у школьников первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо детям дают спиртное «для аппетита», «лечат вином». Порой ребёнок сам из любопытства пробует крепкие напитки (мотив, присущий, главным образом, мальчикам). В старшем возрасте поводами первоначального употребления алкоголя становятся: «праздник», «семейное торжество», «приход гостей». С 14-15 лет появляются иные причины: «неудобно отставать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».

© 2010-2022