- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Карта урока по русскому языку на тему Однозначные и многозначные слова (5кл)
Карта урока по русскому языку на тему Однозначные и многозначные слова (5кл)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дёмина К.А. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока
| Однозначные и многозначные слова
|
Тип урока | Урок открытия нового знания
|
Технология | Исследовательская деятельность |
Цель деятельности учителя | Создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами через развитие исследовательских компетенций и организовать деятельность по формированию умения определять, сколько лексических значений имеет слово; формировать навыки работы со словарём. Формировать УУД: Личностные УУД: осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи; осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова». Регулятивные УУД: умение ставить цель и дать её словесную характеристику, умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы Коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного предмета, строить учебную коммуникацию в парах, группах. Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала,
|
Планируемые образовательные результаты
| Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность исследовать, анализировать, перерабатывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования, самостоятельно делать выводы; уметь вести себя в коллективе в духе товарищества, взаимопомощи, терпимости; уметь контролировать себя; вести диалог с одноклассниками и учителем. Личностные: осознание необходимости изучения языка, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей; обогащение словарного запаса, стремление к речевому самосовершенствованию для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; повышение качества грамотного письма; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
|
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно - демонстрационный материал
| Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, видеоролик; выставка толковых словарей русского языка.
|
Основные понятия | Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова. |
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимо-действия
Формируемые умения
(УУД)
Промежу-
точный контроль
1
2
3
4
5
6
7
1.Моти-вация (са-моопре-деление) к учебной деятель-ности
Эмоциональ-ная, психологиче-ская и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами снова будем проводить лингвистические исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.
Слайд 2. (Прилож.1) (стихотворение -девиз урока)
-В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но мы исследовать начнём
И сами до всего дойдём.
-А что значит слово исследование? (Поиск новых знаний, процесс изучения чего - либо, научный процесс ).
-Правильно.
Слайд 3.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронталь-ная
Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
Листы обратной связи
2.Актуа-лизация и пробное учебное действие
Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр видеоролика, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.
Сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования.
Внимательно просмотрите видеоролик.
( просмотр видеоролика) (Прилож.2).
-Скажите, почему герои неправильно поняли поручение? Какой следует из этого вывод? (в записке употреблены, но не разъяснены значения слов «лук» и «погладить». Данные слова имеют несколько значений; «лук» - «овощ» и «лук» - «орудие»; «погладить» - «сделать гладким, ровным, при помощи горячего утюга». Из контекста неясно, что обозначают эти слова).
-Как вы думаете, что является объектом данного исследования? (объектом исследования являются слова)
-Исходя из вывода, сделанного вами, ответьте, что мы будем исследовать у слов? (лексическое значение).
-Подумайте, какое отношение к нашему уроку имеет этот видеоролик? (не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов несколько лексических значений).
-Тема нашего урока называется «Однозначные и многозначные слова». 4 слайд.
Организует и сопровождает деятельность учащихся
Смотрят видеоролик. Обдумывают ответы на вопросы. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Осваивают лингвисти-ческие термины
Фронталь-ная
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Понимают информацию, представленную в мультимедийной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
3.Выяв-ление места и причины затрудне-ния
Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям в презентации
Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
-Проведем еще один эксперимент
-Учитывая лексическое значение слова, нарисуйте предмет.
-
1-ая группа - слово айсберг;
-
2-ая группа-слово гребень.
-А теперь давайте посмотри на ваши рисунки и на слайд, что у нас получилось? Слайд 5, 6.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений
Индивиду-альная, групповая
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Вопросы для уточнения информ-ации
4.Целе-полага-ние и строение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
-Мы провели наблюдения за словами «айсберг» и «гребень».
-Чем удивили нас эти слова? (у слова «айсберг» только одно лексическое значение, а у слова «гребень» их несколько).
В конце урока мы должны ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово.
Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем
Индивидуальная, групповая
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану
Листы обратной связи
5.Творче-ская практи-ческая деятель-ность по реали-зации по-
строен-ного текста
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров , иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями, письменная работа.
Физкульт-минутка.
-Составьте под каждым рисунком (Слайд 7) словосочетание и предложение на основе образа картинки.
-
1-ая группа - айсберг.
( огромный айсберг. На нас двигался огромный айсберг.)
-
2-ая группа - гребень.
(гребень горы. Гребень у петуха красного цвета.)
-Ответьте на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют несколько значений, а другие - только одно значение).
- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений. ( Слова можно разделить на однозначные и многозначные.)
-Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник).
-Откройте учебники на странице 154 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с ответами. Слайд 8.
По тропинкам мы гуляли,
(ходьба на месте).
На полянке поскакали,
(прыжки на месте).
Подружились мы с тобой.
(руки в стороны).
Нам теперь пора домой.
(ходьба на месте).
-Посмотрите на доску. Слайд 9.
-Ребята, попробуем разрешить еще один вопрос.
-Почему эти два разных предмета названы одним и тем же словом? (у них есть общее сходство, они похожи по форме).
-Тогда что же необходимо сделать, чтобы всем стало понятно, о каком колокольчике идет речь? (дополнить, составить предложение.)
-В дальнейшем наименьший отрезок предложения, в котором ясно лексическое значение слова, мы будем называть контекстом.
-Сейчас я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимайте тот рисунок (Прилож.3,4) с изображением предмета, о котором идёт речь в предложении.
1. Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые?
2. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
Составляют словосочетания и предложения, отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. В сотрудничестве с учителем и одноклассник-ами делают вывод о том, что у многозначных слов должен быть общий признак. Слушают внимательно учителя, обдумывают услышанное, поднимают карточки .
Выполняют элементарные физические упражнения.
Групповая, фронталь-ная, индивидуальная
Фронталь-ная.
Личностные: стремятся приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Выпол-няют упражне-ния
6.Первич-ное закреп-ление с коммен-тирова-нием
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике
-Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по Толковому словарю.) Слайд 10.
-«Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола «идти», например, словарь отмечает более 25 значений, у глагола «ставить» - 19!
-Найдите в толковом словаре значение слов.
-
1 группа - оттенок,
-
2 группа - реять.
- Почему они являются многозначными? (Имеют несколько значений)
- Что объединяет эти значения? (Сходство.)
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Работают в группах. Выполняют задания
Индивидуальная, групповая
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают первично-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
7.Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону
Беседа, подбор своих предметов, иллюстриру-ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа, оценивание
Индивидуальные задания.
- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные.
-Первый вариант выпишут в тетради однозначные слова, второй - многозначные слова. По окончании работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.
Кисть, арбуз, мышь, тетрадь, золотой, пальто.
-Дополните таблицу двумя-тремя своими примерами.
- По окончании работы обменяйтесь тетрадями, посмотрите на доску (Слайд 11) и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.
Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Оценивают работу товарищей
Индивидуальная
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану
Письмен-ные работы, оценива-ние работы учащихся
8.Вклю-чение в систему знаний
Обобщение полученных на уроке сведений.
- Отгадайте загадку.
Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (Свет)
- Какое это слово по значению? (многозначное).
-Докажите. (Свет огня, свет солнца, объехать весь свет).
Слушают загадку, отвечают на вопросы слушают ответы одноклассни-ков.
Фронталь-ная
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Оценива-ют работу учащихся на уроке
9.Рефлек-сия учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание
Информация по домашнему заданию и инструктаж по его выполнению
- Вернемся к вопросу урока, который мы поставили вначале нашей работы. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Какие слова мы называем однозначными? (слова, у которых только одно лексическое значение)
- Какие слова мы называем многозначными? (слова, которые имеют несколько лексических значений.)
- Где мы можем узнать значение слова? (в толковом словаре.)
-Правильно, ребята! Молодцы!
-Давайте оценим степень усвоения нового материала: если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в понятиях, то несете «улыбку» на вершину горы. Если осталось что-то непонятным, то несет «улыбку» ниже.
-Сегодня вы доказали, что являетесь настоящими исследователями, которым по силам любые вопросы и проблемы. (Прилож.4)
Дома вы проведете подобную работу по определению лексического значения слова.
§ 65, упражнение 341. Желающим получить дополнительную оценку, предлагаю найти многозначные слова в стихотворении Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» на странице 272 учебника литературы (Слайд 12)
Заполняют листы обратной связи, отвечают на вопросы
Оценивают степень усвоения нового материала
Записывают домашнее задание
Индиви-дуальная
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний , умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений
Листы обратной связи