Карта урока по русскому языку на тему Однозначные и многозначные слова (5кл)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока


Однозначные и многозначные слова


Тип урока

Урок открытия нового знания


Технология

Исследовательская деятельность

Цель деятельности учителя

Создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами через развитие исследовательских компетенций и организовать деятельность по формированию умения определять, сколько лексических значений имеет слово; формировать навыки работы со словарём.

Формировать УУД:

Личностные УУД: осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи; осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова».

Регулятивные УУД: умение ставить цель и дать её словесную характеристику, умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы

Коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного предмета, строить учебную коммуникацию в парах, группах.

Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала,


Планируемые образовательные результаты


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность исследовать, анализировать, перерабатывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования, самостоятельно делать выводы; уметь вести себя в коллективе в духе товарищества, взаимопомощи, терпимости; уметь контролировать себя; вести диалог с одноклассниками и учителем.

Личностные: осознание необходимости изучения языка, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей; обогащение словарного запаса, стремление к речевому самосовершенствованию для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; повышение качества грамотного письма; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно - демонстрационный материал


Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, видеоролик; выставка толковых словарей русского языка.


Основные понятия

Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.

Организационная структура урока



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения





Деятельность учителя



Осуществляемая деятельность учащихся



Формы организации взаимо-действия



Формируемые умения

(УУД)



Промежу-

точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Моти-вация (са-моопре-деление) к учебной деятель-ности

Эмоциональ-ная, психологиче-ская и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами снова будем проводить лингвистические исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.

Слайд 2. (Прилож.1) (стихотворение -девиз урока)

-В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но мы исследовать начнём

И сами до всего дойдём.

-А что значит слово исследование? (Поиск новых знаний, процесс изучения чего - либо, научный процесс ).

-Правильно.

Слайд 3.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронталь-ная

Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной связи

2.Актуа-лизация и пробное учебное действие

Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр видеоролика, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

Сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования.

Внимательно просмотрите видеоролик.

( просмотр видеоролика) (Прилож.2).

-Скажите, почему герои неправильно поняли поручение? Какой следует из этого вывод? (в записке употреблены, но не разъяснены значения слов «лук» и «погладить». Данные слова имеют несколько значений; «лук» - «овощ» и «лук» - «орудие»; «погладить» - «сделать гладким, ровным, при помощи горячего утюга». Из контекста неясно, что обозначают эти слова).

-Как вы думаете, что является объектом данного исследования? (объектом исследования являются слова)

-Исходя из вывода, сделанного вами, ответьте, что мы будем исследовать у слов? (лексическое значение).

-Подумайте, какое отношение к нашему уроку имеет этот видеоролик? (не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов несколько лексических значений).

-Тема нашего урока называется «Однозначные и многозначные слова». 4 слайд.

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Смотрят видеоролик. Обдумывают ответы на вопросы. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Осваивают лингвисти-ческие термины

Фронталь-ная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Понимают информацию, представленную в мультимедийной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

3.Выяв-ление места и причины затрудне-ния

Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям в презентации

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

-Проведем еще один эксперимент

-Учитывая лексическое значение слова, нарисуйте предмет.

  • 1-ая группа - слово айсберг;

  • 2-ая группа-слово гребень.

-А теперь давайте посмотри на ваши рисунки и на слайд, что у нас получилось? Слайд 5, 6.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений

Индивиду-альная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информ-ации

4.Целе-полага-ние и строение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-Мы провели наблюдения за словами «айсберг» и «гребень».

-Чем удивили нас эти слова? (у слова «айсберг» только одно лексическое значение, а у слова «гребень» их несколько).

В конце урока мы должны ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово.

Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Листы обратной связи

5.Творче-ская практи-ческая деятель-ность по реали-зации по-

строен-ного текста

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров , иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями, письменная работа.







Физкульт-минутка.

-Составьте под каждым рисунком (Слайд 7) словосочетание и предложение на основе образа картинки.

  • 1-ая группа - айсберг.

( огромный айсберг. На нас двигался огромный айсберг.)

  • 2-ая группа - гребень.

(гребень горы. Гребень у петуха красного цвета.)

-Ответьте на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют несколько значений, а другие - только одно значение).

- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений. ( Слова можно разделить на однозначные и многозначные.)

-Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник).

-Откройте учебники на странице 154 и найдите правило в рамочке. Давайте его прочитаем и сравним с ответами. Слайд 8.





По тропинкам мы гуляли,

(ходьба на месте).

На полянке поскакали,

(прыжки на месте).

Подружились мы с тобой.

(руки в стороны).

Нам теперь пора домой.

(ходьба на месте).

-Посмотрите на доску. Слайд 9.

-Ребята, попробуем разрешить еще один вопрос.

-Почему эти два разных предмета названы одним и тем же словом? (у них есть общее сходство, они похожи по форме).

-Тогда что же необходимо сделать, чтобы всем стало понятно, о каком колокольчике идет речь? (дополнить, составить предложение.)

-В дальнейшем наименьший отрезок предложения, в котором ясно лексическое значение слова, мы будем называть контекстом.

-Сейчас я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимайте тот рисунок (Прилож.3,4) с изображением предмета, о котором идёт речь в предложении.

1. Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, темно-голубые?

2. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Составляют словосочетания и предложения, отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. В сотрудничестве с учителем и одноклассник-ами делают вывод о том, что у многозначных слов должен быть общий признак. Слушают внимательно учителя, обдумывают услышанное, поднимают карточки .





Выполняют элементарные физические упражнения.

Групповая, фронталь-ная, индивидуальная





























































Фронталь-ная.

Личностные: стремятся приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы





































































Выпол-няют упражне-ния






6.Первич-ное закреп-ление с коммен-тирова-нием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

-Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по Толковому словарю.) Слайд 10.

-«Чемпионами» по многозначности можно назвать глаголы. У глагола «идти», например, словарь отмечает более 25 значений, у глагола «ставить» - 19!

-Найдите в толковом словаре значение слов.

  • 1 группа - оттенок,

  • 2 группа - реять.

- Почему они являются многозначными? (Имеют несколько значений)

- Что объединяет эти значения? (Сходство.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Работают в группах. Выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают первично-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

7.Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону

Беседа, подбор своих предметов, иллюстриру-ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа, оценивание

Индивидуальные задания.

- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные.

-Первый вариант выпишут в тетради однозначные слова, второй - многозначные слова. По окончании работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.

Кисть, арбуз, мышь, тетрадь, золотой, пальто.

-Дополните таблицу двумя-тремя своими примерами.

- По окончании работы обменяйтесь тетрадями, посмотрите на доску (Слайд 11) и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Оценивают работу товарищей

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Письмен-ные работы, оценива-ние работы учащихся

8.Вклю-чение в систему знаний

Обобщение полученных на уроке сведений.

- Отгадайте загадку.
Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (Свет)

- Какое это слово по значению? (многозначное).

-Докажите. (Свет огня, свет солнца, объехать весь свет).

Слушают загадку, отвечают на вопросы слушают ответы одноклассни-ков.

Фронталь-ная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценива-ют работу учащихся на уроке

9.Рефлек-сия учебной деятельности на уроке.













Домашнее задание















Информация по домашнему заданию и инструктаж по его выполнению

- Вернемся к вопросу урока, который мы поставили вначале нашей работы. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Какие слова мы называем однозначными? (слова, у которых только одно лексическое значение)

- Какие слова мы называем многозначными? (слова, которые имеют несколько лексических значений.)

- Где мы можем узнать значение слова? (в толковом словаре.)

-Правильно, ребята! Молодцы!

-Давайте оценим степень усвоения нового материала: если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в понятиях, то несете «улыбку» на вершину горы. Если осталось что-то непонятным, то несет «улыбку» ниже.

-Сегодня вы доказали, что являетесь настоящими исследователями, которым по силам любые вопросы и проблемы. (Прилож.4)

Дома вы проведете подобную работу по определению лексического значения слова.

§ 65, упражнение 341. Желающим получить дополнительную оценку, предлагаю найти многозначные слова в стихотворении Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» на странице 272 учебника литературы (Слайд 12)

Заполняют листы обратной связи, отвечают на вопросы







Оценивают степень усвоения нового материала





Записывают домашнее задание

Индиви-дуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний , умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений

Листы обратной связи



© 2010-2022