Пояснительная записка к тематическому планированию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к тематическому планированию

г.Пролетарск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 6

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Пролетарской СОШ №6

Подпись _______________ Комарова Л.В.

Приказ от _____________ № ________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


основное общее образование


6 класс


Количество часов 210


Станилевич Мария Владимировна


Программа разработана на основе:

программы для общеобразовательных учреждений: Русский яык

5-9 классы авт.-сост. М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.- М.: Дрофа, 2013

















2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



к рабочей программе курса « русский язык » 6 класс

на основе УМК «Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений» авт.-сост. М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.; - М.: Дрофа, 2013)

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона об образовании в Российской Федерации (2012г);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);

  • Основной образовательной программы МБОУ Пролетарской СОШ №6;

  • Примерной программы по учебным предметам, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2012;

  • Примерной государственной программы по русскому языку авт.- сост. Э.Д.Днепров 2-е издание - М.: Дрофа, 2008;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2014-2015 уч. г.,

  • Авторской программы по русскому языку М.М.Разумовской

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-языковедах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Таким образом, в процессе изучения русского языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основная общеобразовательная школа должна сформировать у обучающихся базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования.

В соответствии с этим цели курса русского языка в 6 классе состоят в следующем:

  • обеспечить лингвистическое образование, необходимое каждому обучающемуся как база для последующего развития и совершенствования, для обучения и профессиональной деятельности;

  • сформировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, научить общению в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

  • воспитывать бережное отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Данные цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • обеспечить повторение определенного круга знаний из разделов фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи экзамена в новой форме;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е. формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности;

  • способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Требования к результатам освоения курса русского языка.

Личностные результаты освоения русского языка:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;

  2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

  • Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, осовной мысли, основной и дополнительной информации);

  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сввободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты освоения русского языка:

  1. Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;

  2. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  3. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  4. Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);

  5. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  6. Осознание эстетической функции языка.

4.МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана в соответствии с ФГОС для уровня основного общего образования. Русский язык в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 770 ч


Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

6

35

210

6 класс

6

35

210

7 класс

4

35

140

8 класс

3

35

105

9 класс

3

35

105

770 часов

Согласно учебному плану школы рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение русскому языку в объёме 210 часов в год, 6 часов в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (М.М.Разумовская, С.И.Львова и др ) 210часов.

В связи с фактическим количеством учебных дней, с учетом Годового календарного графика школы на 2015-2016 учебный год, расписания занятий выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем повторения:

№ урока

Тема

По плану

Дано

199-

200

Слитное и раздельное написание самостоятельных частей речи

2

1

202-

203

Синтаксис и пунктуация простого

2

1

205-

206

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

2

1

207-

208

Орфография и пунктуация.

Повторение.

2

1



5.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Тема

Кол-во часов

В том числе:





Сроки

Уроки развития речи

Сочинения

Изложения

Контрольные работы

О языке.

1




01.09

Повторение материала, изученного в 5классе.

30

6

1


2

02.09-06.10

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи. (29 ч)


Имя существительное.

7

1




07.10-15.10

Имя прилагательное.

11

4




16.10-28.10

Глагол.

10

2




29.10-16.11

Морфология. Орфография. (113 ч)


Причастие.

12

14

1

3

2

17.11-23.01

Деепричастие.

19

5

2


1

25.01-15.02

Имя числительное.

20

5

2


1

16.02-11.03

Местоимение.

33

7

3


2

12.03-27.04

Повторение материала, изученного в 6 классе.

27

4


1

1

28.04-31.05


Итого часов:

206

48

9

4

9


ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ.

Тема

Кол-во часов

В том числе:





Сроки

Уроки развития речи

Сочинения

Изложения

Контрольные работы

1 четверть

О языке.

1




01.09

Повторение материала, изученного в 5классе.

30

6

1


2

02.09-06.10

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи. (29 ч)


Имя существительное.

7

1




07.10-15.10

Имя прилагательное.

11

4


1


16.10-28.10

Глагол.

3





29.10-31.10

2 четверть

Глагол.

7

2




09.11-16.11

Морфология. Орфография. (113 ч)


Причастие.

35

8


2

1

17.11-26.12

3 четверть

Причастие.

47

6

1

1

1

11.01-23.01

Деепричастие.

19

5

2


1

25.01-15.02

Имя числительное.

20

5

2


1

16.02-11.03

Местоимение.

6




1

12.03-18.03

4 четверть

Местоимение.

27

7

3


1

28.03-27.04

Повторение материала, изученного в 6 классе.

27

4


1

1

28.04-31.05


Итого часов:

206

48

9

5

9


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Темы

Контрольные работы

Сроки

1 четверть

Повторение материала, изученного в 5классе.

Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация»

Сочинение по летним впечатлениям на тему "Мало ли что можно делать в лесу» (на море, в деревне и т.д.)

Контрольный диктант по теме «Правописание самостоятельных частей речи»

15.09

17.09

03.10

Имя прилагательное

Подробное изложение учебно-научного текста

20.10

итого

к.р

2

изложений

1

сочинений

1


2 четверть

Причастие

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.

Сжатое изложение повествовательного текста.

Контрольная работа за II четверть . Диктант с грамматическим заданием

16.12

17.12

25.12

итого

к.р

1

Изложений

2

сочинений

3 четверть

Причастие

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле

Зачет по теме «Причастие»

Сочинение в жанре рассказа

15.01

18.01

23.01

Деепричастие

Сочинение по фотографии (рассказ художественного повествования)

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Сочинение-рассуждение на нравственно-этические темы

01.02

11.02

13.02

Числительное

Сочинение-описание места

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

Сочинение-описание состояния окружающей среды

26.02

05.03

10.03

Местоимение

Контрольная работа за III четверть. Тест

17.03

итого

к.р

4

изложений

1

сочинений

5

4 четверть

Местоимение

Сочинение по картине И.И.Левитана "Лесистый берег"

Сочинение на свободную тему повествовательного типа речи

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Сочинение по фотографии (рассказ художественного повествования)

05.04

18.04

23.04

26.04

Повторение

Подробное изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

06.05

18.05

итого

к.р

2

Изложений

1

Сочинений

3

всего

к.р

9

Изложений

5

Сочинений

9













6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Основные умения: проводить все виды анализа слова (фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный, словообразовательный,, орфографический, морфологический).


Речь (48 ч.)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи - местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы - инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные умения:

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое coобщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.



Закрепление и углубление изученного в 5 классе (30 ч.)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Орфография. Употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые формы;

выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения;

правильно употреблять прописные буквы; буквы ъ и ь; уметь выбирать условия правописания орфограмм корня и окончаний слов, слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи (29 ч.)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н- нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов.

Культура речи. Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Основные умения: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать новые слова и формы слов; составлять словообразовательные цепочки; правильно применять правила написания н- нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок, написания сложных слов.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие (66 ч.)

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности причастий. Правильное построение предложений с причастными оборотами.

Основные умения: правильно произносить причастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования причастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы причастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки причастия (при решении орфографических задач); характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать причастия, написание которых подчиняется правилам, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль причастия; правильно строить и произносить предложения с причастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Орфоэпические особенности деепричастий. Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Основные умения: правильно произносить деепричастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования деепричастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы деепричастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки деепричастия; характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать деепричастия; пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль деепричастия; правильно строить и произносить предложения с деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Имя числительное (20 ч.)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить имена числительные; различать простые, сложные и составные имена числительные; образовывать и употреблять формы имен числительных в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с именами числительными, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Местоимение (33 ч.)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

Основные умения: квалифицировать слово как часть речи; правильно произносить местоимения; определять разряды местоимений; образовывать и употреблять формы местоимений в соответствии с нормами литературного языка; правильно строить и произносить предложения с местоимениями, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Повторение материала, изученного в 6 классе (31ч.)

Основные умения: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.





8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА

Для обучающихся:

Учебник:

Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Рекомендуемая литература:

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? - Л., 2003.

Словари и справочная литература:

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М.,2004.

Скорлуповская Е. В.. Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-

грамматическими формами. - М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 1997.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.

Для учителя:

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.

Печатные пособия.

  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

  • Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

  • Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. М.: «Просвещение», 2009.

  • Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 кл. М.: Просвещение», 2009.

  • Тростенцова Л.А. Дидактические материалы: 6 кл. М.: 2008.

  • Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс. М.: «Владос», 2008.

Мультимедийные пособия.

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.









Мультимедийные пособия:

Словари:

sork.ru - Словарь сокращений русского языка

megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова

slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)

gramota.ru-Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

repetitor.1c.ru - Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер «Грамотей»

klyaksa.country.ru - Грамматический конкурс «Золотая клякса»

golovolomka.hobby.ru - Головоломки со словами

капканы-егэ.рф - справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, работа с текстами


Методические материалы:

fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений

radostmoya.ru - образовательные проекты, анимационные фильмы

proshkolu.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы

novaya-shkola.su - методические материалы, мастер - классы, форум, курсы повышения квалификации

nsportal.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы

rutracker.org - научные, научно - популярные, художественные фильмы, музыка







9.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов:

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным

повествованием.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства,

характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно)пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его ; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а)о чем говорится; б)что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Предметные результаты обучения:

- по орфоэпии:правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов,включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

- по морфологии:квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание
которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.











КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


ДИКТАНТ - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов используются связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка.

Объем диктанта для VI класса - 100-110 слов.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 20-25 слов.

Для контрольных диктантов подобраны тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы представлены не менее чем 2 - 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они представлены 1 - 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не превышает 16 различных орфограмм и 3 - 4 пунктограмм. В диктантах не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохранен объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

К негрубым относятся ошибки:

1) исключения из правил;

2) написание большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) случаи слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) случаи раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) написание Ы - И после приставок;

6) случаи трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) собственные именх нерусского происхождения;

8) случаи, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.


Диктант

Словарный диктант

«5»

При 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибке

0

«4»

При 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или

1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или

4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

*при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные

1 - 2

«3»

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

*при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки

3 - 4

«2»

до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок

5 - 6

«1»

При большем количестве ошибок за диктант

более 7

Оценка выполнения дополнительных заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.


ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Объем текста для подробного изложения и сочинения в VI классе составляет 150-200 слов (1,5-2 страницы).

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.


Содержание и речь

Грамотность

«5»

Допускается:

1 недочет в содержании и

1 - 2 речевых недочета.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

  • Допускается:

  • не более 2 недочетов в содержании и

  • не более 3 - 4 речевых недочетов

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

0 орфографических + 4 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

«3»

Допускается:

не более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов

Допускается:

  • 0 орфографических + 5 - 7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

  • 1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;

  • 2 орфографические + 3 - 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматические

«2»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются фактические неточности.

3. Допущены нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь невыразительна.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических ошибок.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

ТЕСТ - одна из форм контроля умений, применяемая после изучения темы или раздела. Количество тестовых заданий определяется целью, которую ставит учитель.

Отметка

Тест 5 заданий

Тест 10 заданий

Тест 15 заданий

Тест 20 заданий

«5»

5

9-10

14-15

19-20

«4»

4

7-8

12-13

16-18

«3»

3

5-6

8-11

10-15

«2»

2

0-4

0-7

0-9
























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ Пролетарской СОШ №6

От 31.08.2015 года №1

Подпись Кривко Н.В._________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Подпись ____________ Тимофеева Н.А.

31.08.2015 года №2



© 2010-2022