Разработка урока на тему Типы склонений. Морфологический разбор имени существительного

Тема урока: Типы склонений. Морфологический разбор имени существительного. Тема для высказывания: «Заветы Б.Момышулы ». Цели  урока: ·         учебно-познавательные: 1) закрепить понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3)  повторить сведения о синтаксической функции имен существительных в предложении; ·         интеллектуально-развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицирова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Типы склонений. Морфологический разбор имени существительного.

Тема для высказывания: «Заветы Б.Момышулы ».

Цели урока:
  • учебно-познавательные: 1) закрепить понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3) повторить сведения о синтаксической функции имен существительных в предложении;

  • интеллектуально-развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; 3) развивать творческий подход;

  • социальные: 1) развивать умение работать в паре, группе; 2) учить адекватно оценивать себя и других;

  • эстетические: учить эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи.

  • воспитывающие: материалы урока использовать в воспитании учащихся быть достойными потомками гениального сына казахского народа Б.Момышулы, известного писателя, который в равной степени принадлежит всему народу. Воспитывать школьников на примерах заветов Б. Момышулы.

Оборудование: портрет Б.Момышулы, интерактивная доска, тексты из брошюры «Заветы Б.Момышулы»,выставка книг Б.Момышулы, графическая наглядность, карточки.

Ход урока:

I Организационный этап. Объявление темы урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Тема урока: «Типы склонений. Морфологический разбор имени существительного». Основной целью нашего урока является: мы должны показать теоретические знания, умение использовать их на практике.

( Звучит музыка )

А) Выразительное чтение отрывка из сборника рассказов «Дневник офицера» ( ученик 11 класса Малиген )

- Как вы догадались, ребята, тема для высказывания урока связана с именем выдающегося сына казахского народа, народного батыра, талантливого военачальника, военного ученого, известного писателя Б.Момышулы, чье имя носит наша школа. Это ответственно и почетно. На сегодняшнем уроке мы должны научиться рассуждать, выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме так, чтобы они были достойны высокой личности нашего батыра. А эпиграфом урока были взяты слова Б.Момышулы: «Сила победит одного, а ум, ловкость - тысячи » Итак, ребята, давайте покажем ум и ловкость, которые побеждают все!

II Проверка домашнего задания. «Мозговой штурм» Девиз: «Память - кладовая ума » (пословица)

  1. Что такое морфология?

  2. Что такое существительное?

  3. Что оно обозначает?

  4. На какие вопросы отвечает существительное?

  5. Какие существительные относятся к собственным?

  6. Что вы знаете об одушевленных и неодушевленных существительных?

  7. Имеет ли существительное категорию рода?

  8. Какие существительные относятся к общему роду?

  9. Сколько падежей в русском языке? Перечислите.

  10. На какие группы по грамматическому значению делятся имена существительные?

  11. Что называют конкретные существительные?

  12. Что называют вещественные существительные?

  13. Какие существительные относятся к отвлеченным именам существительным?

  14. Какие существительные относятся к собирательным именам существительным?

  15. Имеют ли существительные категорию числа? Приведите примеры.

III Новая тема. Получение банка знаний путем исправления ошибок.

-Следующий этап урока называется «В поисках истины». Девиз: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт)

Перед вами один из заветов Б.Момышулы. Давайте выразительно прочитаем его.

А) Чтение текста.

1 скл. 2 скл.

Я прошел свою жизнь без жалоб, пытаясь понять мир обычного человека

2 скл.

и мир звезд. Среди звезд, где нет мелкой возни, мне дышалось легче.

Может поэтому я любил и звезды на своих погонах. Но мне было душно и

1 скл.

тяжело среди тех людей, которые делают все, чтобы истину превратить в

3 скл.

ложь, а неправду выдать за правду, не желая или не умея выбрать за

границы фальши. (Бауырджан Момышулы)

Б) Работа над содержанием текста.

- О чем говориться в тексте?

- Что такое ложь в твоем понятии?

- Что такое истина?

- Можно ли сказать, что Б.Момышулы любил свою профессию? Какое предложение доказывает его любовь к своему делу?

- Можно ли определить характер автора по данному тексту?

В) Работа над ошибками в тексте. Запись в тетрадях имен существительных.

Г) Получение банка знаний. Вывод.( заполнение опорной схемы ).Слайд

Д) Работа по схеме: «Разносклоняемые существительные»

- Ребята, как вы понимаете слово разносклоняемые? Обратите внимание на таблицу и сделайте вывод. Стр.№ 80

падеж

Единственное число

Множественное число

Им.

время

путь

времена

пути

Род.

времени

пути

времен

путей

Дат.

времени

пути

временам

путям

Вин.

время

путь

времена

пути

Тв.

временем

путем

временами

путями

Пр.

(о)времени

(о) пути

(о) временах

(о) путях

IY Закрепление новой темы. Этот этап урока называется «Общественный смотр знаний ». Девиз: «Ум - это сила, познающая предметы и явления » (Б.Момышулы)

А) Работа с интерактивной доской. (3 ученика работают у доски). Задание: распределить существительные по типу склонения.

Б)Остальные в классе (одновременно с работой «А») выполняют разноуровневые задания . «Графический диктант» (проверка и оценивание производится в динамической паре)

В) Работа с учебником. Чтение порядка морф. разбора.

Г) Работа у доски. Морфологический разбор имени существительного. Остальные в классе выполняют творческую письменную работу в дифференцированной форме с единым заданием. Задание: составить 1 предложение о Б.Момышулы. Проверка в выборочной форме.

Д) Показ видеоролика «Эвристический вопрос», учителя - словесники задают вопросы, при нахождении правильного ответа дети должны сказать: «Эврика!» Девиз: « Умному подай один лишь только знак, остальное он поймет и так». ( Казахская пословица)

1 вопрос Г.Гизатовна: «Дорогие ребята, т.к. вы являетесь воспитанниками военной школы ,я хочу задать вопрос из области военного дела. Скажите, как называется склад оружия и военного снаряжения ? Какого склонения данное слово? »(арсенал)

2 вопрос Б. Ганиевна: Дорогие ребята, скажите как называется войсковое соединение из нескольких рот, обычно входящее в состав полка? Просклоняйте это слово по падежам. (батальон)

3 вопрос Е. Геннадьевич: Как называют опытного, бывалого, испытанного в боях воина.(ветеран). Сделайте устный морфологический разбор.

(Выслушиваются ответы вопросов.)

Ж) Заполнение кластера «Имя существительное» «Птицу видно по полету, а мастера - по работе» (пословица)

Одновременно с работой «Ж» проводится работа на доске по карточке.

Одновременно с работой «Ж», проводится рефлексия урока:

- Вот и подходит наш урок к концу, ребята меня очень интересует ваше мнение о сегодняшнем уроке. Чем он вас обогатил? Хочу вам раздать распечатку текстов, цитат из заветов Б.Момышулы, которые мы использовали сегодня, заучите их и используйте в своей речи.

Слово учителя о выставке книг.

Y Выставление и комментирование оценок.

YI Домашнее задание: Несклоняемые существительные. Упражнение № 86.


© 2010-2022