Доклад Из опыта работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В наши дни существует большое количество методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации.

Сегодня к личности выпускника школы предъявляются высокие требования: он должен быть внутренне дисциплинирован, организован, иметь высокий уровень мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и самообразованию, творчески активен, инициативен.

Считаю важнейшими задачами педагога - филолога - развивать память, воображение, сообразительность, творческое мышление, языковое чутье, эстетическое чувство языка.

Моя методическая проблема: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»

Цели:

  • обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

  • развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,

  • ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении русского языка, литературы,

  • формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Исходя из этого, я и веду свою работу. Стараюсь давать детям больше заданий творческого, проблемного характера, стимулировать их самостоятельную поисковую работу, обязательно провожу уроки с применением ИКТ.

Педагогические технологии, используемые для преподавания русского языка.

В своей работе я использую личностно - ориентированные педагогические технологии: методы проблемного обучения и методы стимулирования познавательной деятельности, такие, как: создание ситуации успеха, дифференцированные задания, формирование готовности восприятия учебного материала, создания ситуации творческого поиска. Использую нетрадиционные формы ведения уроков (путешествия, КВН, уроки творчества), уделяю внимание развитию речевой деятельности (выборочные сочинения, сочинения - миниатюры, сочинения по личным наблюдениям). Эффективное использование методов и приемов изложения учебного материала на уроках словесности, систематическая работа с различными видами справочного и словарного материала способствует формированию прочных навыков правописания учащихся.

Дифференцированный подход к учащимся.

Дифференциация задания по объему и трудности дает слишком мало для развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания (это особенно важно для слабых учеников). Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности учащихся школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.

Для подобной дифференциации я в своей практике использую образцы выполнения задания, указание на правила, на которое опирается данное упражнение, выбор правильного решения из предложенного ряда, памятки - опоры, памятки - планы, памятки - алгоритмы, разноуровневые задания. Дифференцированный подход дает возможность работать в оптимальном темпе, желание справиться с заданием, вселяет уверенность в собственную силу, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формируют положительные мотивы учения.

Наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий.

Лучше составить 2-3 варианта заданий (работа с текстом, анализ предложений, словосочетаний, разные виды разбора: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический; творческие задания; тесты и др.). Учащиеся сами выбирают вариант или заранее даю задание определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки-задания.

Варианты заданий, использованные на уроках.

5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями

по теме «Второстепенные члены предложения»

  1. 1. Словарно-орфографическое задание

Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.

Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,

обл…котиться, точ(?)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление,

иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду

береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от хол…да.

  1. 2. Синтаксический разбор предложений

Уровень А. Разбери предложения по членам.

Лес пахнет дубом и сосной.

Угрюмо бор гудит.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

Москва - столица России.

Уровень В. Разбери предложения уровня А, дай им характеристику.

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

Уровень С. Поставь пропущенные знаки препинания, разбери предложения, дай им характеристику.

Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.

Летний вечер тих и ясен.

Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

Язык это путь цивилизации и культуры.

Русский язык. Повторение. Имя существительное

Самостоятельная работа для 6 класса с дифференцированными заданиями

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

  2. Выполните одно из заданий после текста.

Доктор возвр…щался домой. Он ехал по наб…режной вдоль каме….ых оград. (В)низу медле….о и густо шла вода, ч…рная и бл…стящая, как см…ла. Город опрокидывался в воду т…нул уплывал и (не)мог уплыть только раств…рялся нежными з…л…тистыми пятн…ми. Он ехал м…стами, изогнутыми в виде ар…к.

(С)низу или с другого берега они к…зались кошками, выг…бающими перед прыжком ж…лезные спины. (З,С)десь, у въезда , на каждом м…сту распо л…агалась охрана. С…лдаты с…дели на бар…банах курили тру…ки играли в карты и з…вали, глядя на звезды. Доктор ехал см…трел и слушал.

А Выпишите 2-3 существительных, определите их склонение. Разберите по составу любое слово из текста, в котором 3 слога.

В Выпишите 2-3 существительных, стоящих в род. пад., и разберите их по составу. Разберите 1-ое предложение.

С Выпишите из текста существительные, которые не изменяются по числам, определите их склонение. Найдите в тексте нераспространенное предложение и преобразуйте его в распространенное.

Метод проблемного обучения.

На уроках русского языка и литературы я применяю метод проблемного обучения, считая его универсальным способом введения ученика в структуру материала. Ответы на поставленные вопросы организуются в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Создание проблемных ситуации: место числительных в жизни человека: три девочки или трое девчат, глагольное или именное управление в русском языке.

Например, урок русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения». Задание учащимся: прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату».


Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал.

И только теплый летний вечер

Траву могильную качал.

- Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»?

- Почему в предложении между ними не стоит запятая? (Проблемный вопрос)

- Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа.

 Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными)

. Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов)

 Как характеризует вечер признак «теплый» (Ответ: по ощущениям), признак «летний» (Ответ: по времени года).

 Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака? (Ответ: по-разному).

 Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными). Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

Метод проектов: исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений. На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

Например, при изучении сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности.

-Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой?

-Всё ли в нём похоже на сказку?

Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтении произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.

Проектная деятельность учащихся получила широкое развитие, поскольку использование метода проектов в учебном процессе создает условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидании, общении и творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся. Метод позволяет добиться высоких результатов в развитии личности и изменении социальной позиции учащихся благодаря тому, что проектное обучение носит проблемный характер, что повышает познавательную активность учащихся; личностно ориентировано и самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере их выполнения.

На уроках русского языка и литературы я эффективно применяю литературно-творческие проекты. Дети объединяются по желанию творить, вместе написать рассказ, сценарий видеофильма. Я осуществляю контроль данного процесса, обучая грамотно, творчески и логично излагать свои мысли. Все виды проектов в старших классах осуществлены с использованием информационных технологий (компьютер, интернет-ресурсы).

Технология критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

 помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;

 вызвать их мотивацию;

 научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.

Результативность опыта включает в себя:

 самосовершенствование личности;

 развитие творческих способностей;

 умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

 формирование навыков самостоятельной и групповой работ;

 интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Люблю использовать элементы данной технологии на уроках русского языка при изучении теории.

Например, в 8 классе изучаются обособленные определения, выраженные причастным оборотом. С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы из 7 класса. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу: 1)Что я знаю? 2)Что я хочу узнать? 3)Что мы узнали, и что нам осталось узнать?

Цель составления таблицы - развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

На этапе повторения заполняется первый столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется вторая колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают теоретические сведения учебника и пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью колонку.

На стадии рефлексии таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам будет являться новым целеполаганием. В данном случае я отсылаю учащихся к другим источникам получения информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы)

Синквейн - один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк.

Мой опыт показывает, что наиболее удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное - не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.

Памятка «Правила написания синквейна».

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4. Четвертая строчка - это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме. 5. Последняя строчка - это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Схема: Пример синквейна:

Существительное. Зима.

Прилагательное, прилагательное. Морозная, холодная.

Глагол, глагол, глагол. Морозит, холодит, сковывает.

Предложение - отношение к теме. Всегда всё очень преображается!

Синоним к первой строке. Чародейка.

- Теперь прочитайте стихи поэтов, посвященных зиме, и попробуйте сравнить их содержание и ваши воспоминания. О чём ещё помогли вам вспомнить поэты? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?

- Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным.

- А теперь поработайте в парах. Ваша задача - сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.

Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них. Дети пишут улучшенные варианты сочинения.

Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух. На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.

Ребята любят сочинять буриме (стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы). Например, даются слова: зима, дома, в серебре, в январе. И вот что может получиться в результате:

Наступила зима,

Все одела дома,

И деревья в серебре,

Нарядились в январе. (Гринёва Вероника)

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Что необходимо тем, кто хочет научиться писать?

  1. Писать регулярно. Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.

  2. Интересные темы. Это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.

  3. Образцы. Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах. Слово - образец может иметь ещё один смысл.

  4. Читательская аудитория. Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию, потом мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение.

  5. Привычка править. Как утверждают бывалые авторы, «писание - это переписывание». Черновой текст - бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.

  6. Помощь других. Несмотря на то, что создание текста - процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и секции.

Предлагаю алгоритм создания письменного текста

1. Инвентаризация. Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.

2. Составление чернового текста. Это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный экспериментальный характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап ещё можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы.

3. Правка. Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два этапа.

4. Редактирование. На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию. Навыки редактирования состоят из трёх моментов:

-забота о том, чтобы произведение было правильным;

-умение видеть ошибки;

-умение исправить ошибки.

5. Издание. Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.

Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.

Использование музыки на уроках русского языка, особенно на уроках развития речи, активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует эмоциональный фактор в обучении, пробуждает в детях творческое начало, воображение, развивает речевые способности.

Изобразительное искусство и музыка имеют общим то, что воздействие на человека происходит через художественные образы. Вот почему возможно использование музыки и на уроках описания картин. Подготовка к сочинению-описанию картины проводится по общеизвестной методике (слово о художнике, описание картины, словарная работа и т.д.). Например, в 5 классе при описании картины В. Васнецова «Алёнушка» предлагаю послушать симфоническую миниатюру А. Лядова «Волшебное озеро».

Информационные технологии в обучении.

В процессе преподавания русского языка я достаточно интенсивно внедряю информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств обучения. Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы, подготовленная учителем, создает более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения. Данные занятия снимают психологические проблемы и барьеры, устраняют погрешности устного обучения, усиливают активную роль учащегося в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, создает реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.

Используя цифровые образовательные ресурсы, систематически разрабатываю уроки, составляю презентации, тесты, раздаточный материал. К разработкам привлекаю учащихся старших классов, формируя самостоятельную поисковую и образовательную деятельность.

Показателем деятельности учителя является увлечённость моих учащихся одной из самых трудных школьных дисциплин, каковой является предметная область «русский язык и литература», и прочность их знаний, подтверждаемая стабильно высоким уровнем обученности и качества.

Мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе.

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Русский язык

47%

54%

Литература

57%

74%

Результаты ЕГЭ по русскому языку.

Учебный год

0-35 баллов

36-50 баллов

51-71 баллов

72 и выше

2010-2011

-

7

10

1

2011-2012

-

-

6

4

Подводя итоги, хочется сказать следующее: основная характеристика технологий состоит в их личностно - ориентированной направленности. Следовательно, одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосовершенствованию.

Кроме того, разрабатываются технологии, которые ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых надпредметных умений.

Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию.

Перечень вопросов по самообразованию:

  1. Наличие инноваций в работе.

  2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно - психологического климата.

  3. Распространение педагогического опыта.

  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

  5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.

  6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно - воспитательного процесса во всех классах.

  7. В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

  8. Продолжать работу над методической проблемой: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода».

© 2010-2022