Методическое пособие Использование ИКТ на упоках русского языка и литературы

Сборник «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) на уроках русского языка и литературы» содержит описание методов и приёмов использования ИКТ на уроках и разработку урока. Сборник предназначен для школьных учителей и студентов педагогических вузов. В данном методическом пособии в Приложении приведён пример использования ИКТ на уроке русского языка при подготовке к сдаче тестирования
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки

Республики Казахстан


Южно-Казахстанская область

Сузакский район

общая средняя школа имени Исмета Кенесбаева









ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)

на уроках русского языка и литературы






Учитель: Дегтярёва Наталья Николаевна



Методическое пособие Использование ИКТ на упоках русского языка и литературы




п. Таукент



Сборник «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) на уроках русского языка и литературы» содержит описание методов и приёмов использования ИКТ на уроках и разработку урока.

Сборник предназначен для школьных учителей и студентов педагогических вузов.













































Методическое пособие Использование ИКТ на упоках русского языка и литературы



















Дегтярёва Наталья Николаевна


Профессиональное кредо учителя:

«Ученик - это не сосуд, который нужно заполнить,

а факел, который нужно зажечь»

Место работы: общая средняя школа им. Исмета Кенесбаева

Специальность: учитель русского языка и литературы

Должность: учитель русского языка и литературы, классный руководитель

Год окончания вуза: 1994

ВУЗ: ЧПИ им. М. Ауэзова при МКТУ им. А.Яссави

Категория: высшая категория (14 разряд )

Педагогический стаж: с 1994 года

Курсы повышения квалификации: 1998г., 2006г., 2007г., 2010г.

Темы методической работы:

1. «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и

литературы»

2. «Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на

уроках русского языка и литературы ».

3. «Разработка и использование раздаточного материала по русскому языку

для закрепления и проверки изученного на уроках русского языка».



Пояснительная записка


Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ)

на уроках русского языка и литературы

  1. Широкое внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития казахстанской школы. Школа информационного общества должна не просто дать ребенку сумму знаний, но и сформировать у него информационные умения, способствующие его успешной социализации. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика. В связи с этим учителю сегодня недостаточно ни традиционных информационных источников, которыми он привык пользоваться, ни стандартных видов учебной деятельности, которыми он привык оперировать на уроке. ИКТ могут обогатить его информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении современных образовательных задач.

Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь. Так можно кратко сформулировать конечную цель использования ИКТ на уроках.

Лучший помощник - компьютер!

Учитель должен быть современным!

  • Уметь быстро адаптироваться в изменяющихся условиях

  • Уметь работать и принимать решения в сотрудничестве

  • Уметь практически мыслить

  • Уметь учиться

  • Учить всему этому своих учеников

ВСЁ ЭТО БУДЕТ ВОЗМОЖНО ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИКТ!

















2. Возможности ИКТ на уроках русского языка и литературы Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Что такое ИКТ для учителя?

Освобождение от рутинной бумажной работы

Создание отчётов, планов, конспектов уроков

Подготовка слайдов с наглядностями, звуковым сопровождением, тестов, различных видов диктантов.

Включение учащихся в активную деятельность

Личностно-ориентированное обучение

Метод проектов

Технология критического мышления

Дистанционное образование вместе с учащимися (использование специальных сайтов)

3. Задачи использования ИКТ. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний:

-развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

-расширить возможности предъявления учебной информации;

-сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

-усилить мотивацию учения;

-активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

-дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

-расширить наборы применяемых учебных задач;

-качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

-приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

4. Способы использования компьютера на уроке. Уроки, полностью построенные (от начала и до конца) на использовании компьютера; использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока. Можно говорить только об использовании элементов проникающей компьютерной технологии, то есть об использовании компьютеров лишь на отдельных уроках, для решения отдельных задач.

5. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении. Использование информационных технологий в подготовке дидактических материалов (мультимедийных презентаций по различным темам, демонстрация обучающих программ, фильмов и т.д.); использование электронных учебных пособий; использование информации сети Internet.

6. Виды деятельности школьников при работе с персональным компьютером: Самостоятельная работа с информацией по интересующей теме; Самостоятельная учебная деятельность в режиме самообразования; Коммуникативная деятельность в сети Internet.

7.Использование ПК в учебном процессе

- Один из путей, который может интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы.

- Оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку и литературе.

- Повышает уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализует идеи развивающего обучения, повышает темп урока, увеличивает объём самостоятельной работы.

8. Я использую компьютерные технологии в процессе обучения с различными целями: при объяснении нового материала для максимального его усвоения; для формирования умений и навыков; для улучшения контроля знаний учащихся; для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

9. Функции компьютера для ребёнка: учитель; рабочий инструмент; объект обучения; сотрудничающий коллектив; игровая среда.

10. Основные направления использования компьютерных технологий на уроках: визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал); интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия); тренажёр; контроль за умениями, навыками учащихся; самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

11. Использование программы Power Point на уроках:

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Для реализации данных целей, это могут быть уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера и проводимые в кабинете информатики, и использование отдельного компьютера с мультимедийным проектором на различных этапах урока. С помощью программ типа Power Point использую слайд-фильмы для объяснения новой темы. Считаю, что для учителя это одна из лучших и эффективных форм чтения лекции, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, учит детей делать выводы.

Power Point на уроках:

-Стимулирование познавательной деятельности школьников;

-Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

-Визуализация учебного материала;

-Интеграция со смежными дисциплинами: историей, музыкой, изо;

-Повышение мотивации учения школьников и закрепления интереса к русскому языку и литературе;

-Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

-Стимулирование воображения школьников;

-Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

На данный момент в моей методической копилке есть ряд уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, построенных с использованием компьютерной техники. Например: Русский язык: Электронные таблицы. «Употребление Ь и Ъ знаков в словах». «Однокоренные слова и формы одного слова». Литература: 5 класс: «В.А.Жуковский», «В гостях у дедушки Крылова», «Викторина по русским народным сказкам», «Волшебный мир сказок Андерсена» и др. 7 класс: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Нравственные пороки общества». 8 класс: презентации к урокам по «Слову о полке Игореве», древнерусской литературе, творчеству В.Шекспира, Д.И.Фонвизина, Н.М.Карамзина, А.Н.Радищева и др. 9 класс: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети»

С помощью этой же программы можно создать и продемонстрировать разные слайды по форме, содержанию, назначению:

- проверяем словарные слова;

- материал к уроку о жизни М.Ю.Лермонтова (фотоколлекция);

- один из видов контроля (тест о Пушкине)

12. Русский язык и литература на CD. На уроках по русскому языку и литературе можно использовать такие электронные учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Тренажёр по русскому языку», электронные уроки, диски с тестами «5+» при подготовке к ЕНТ, «Электронную библиотеку» и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

-Повысить интерес учащихся к русскому языку и литературе;

-Повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

-Сэкономить время на опрос;

-Дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома;

-Помогают учителю повысить уровень своих знаний.

Очень много сегодня экранизаций художественных произведений. В моей фильмотеке накопилось уже много видеофильмов, которые я использую на уроках литературы: от сказок Андерсена, русских народных сказок до «Мастера и Маргариты». Многие из них я скачала с различных специальных сайтов Интернета. На уроке я могу показать как целиком фильм, так и его фрагменты. При этом перед каждым просмотром ставятся две основные задачи, помимо специальных по произведению: найти отличия между экранизацией произведения и самим произведением, составить 5 вопросов по просмотренному. Так, после просмотра мультфильма «Муму» по одноименному произведению И.С.Тургенева, дети должны были рассказать, какие моменты авторы фильма не показали из произведения.

13. Использование Internet. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии - нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

• во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Творчество М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина» в 9 классе мною было дано задание найти материал о дуэлях. Учащиеся, пользуясь Интернетом нашли много дополнительной очень интересной информации по данному вопросу.

• во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 6 классе античной и славянских мифологий дети нашли не только дополнительную информацию и иллюстрации, но и сопоставили героев этих мифологий, нашли противоречия с данными учебника. Эта тема настолько их заинтересовала и увлекла, что они предложили провести новогодний утренник с участием героев мифологий: поставили сценки, придумали вопросы и задания, составили кроссворд и пантеон богов.

• в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен - с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель русского языка и литературы полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов referat.ru, или поисковые системы. На серверах известных фирм и производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания русского языка и литературы. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебным материалом одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе. Итак, Интернет открывает разные возможности:

Каталоги

Образовательные сайты

Словари

E-mail, чаты, форумы, Педсоветы

Методические объединения

Дистанционное обучение

Интернет - ресурсы (закладки на рабочем столе), которые я активно использую при подготовке к занятиям:

Педагогические сайты:

фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Сайт для учителей UROKI.NET

Педсовет. org

Сеть творческих учителей

сайт "Сетевое объединение методистов"

Электронная версия газеты «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Виртуальная библиотека учителя-словесника и другие.

Тематические ресурсы:

- Литературная энциклопедия. Яндекс

Форум любителей русской словесности

Видеокурсы

Энциклопедия мифологии

Эллада: мифология Древней Греции

Справочно-информационный портал «Русский язык» и многие другие.

14. Вывод. Использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. Это приводит к повышению качества обучения и совершенствованию педагогического процесса.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

• интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса,

• многоаспектное развитие школьника,

• подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества,

• реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Итак, все же проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ, в том числе по русскому языку и литературе, обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка и литературы в общеобразовательных школах.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Содержание современных информационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования -воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся. Высокие темпы развития науки, техники, общественно-политической жизни не оставляют школу в стороне от введений инновационных методов и форм работы. Это требует время, это требует общественность.

Мы, педагоги, должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми программными средствами : информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ. Такие методы работы дают возможность учащимся после окончания школы поступить в ВУЗы, повышается заинтересованность детей к современным технологиям и поднимается качество их знаний. Наша задача - дать детям тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Ведь настоящее богатство каждого человека - это то, что внутри нас.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя - «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

15. Заключение. Правила работы с ИКТ:

  • Всё должно быть в меру

  • Нельзя реальность подменять виртуальностью

  • Нельзя превращать урок в шоу

  • Ищите поддержку у своих учеников

  • Не бойтесь экспериментировать - и тогда всё у вас получится!

16. ЛИТЕРАТУРА

  1. Дворцова Л. Н. «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4886/Itemid,118/

  2. Зигангареева А. С. «Информационные технологии на уроках русского языка и литературы» mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/

  3. Павленко И.В. «Методические аспекты использования ИКТ на уроках русского языка и литературы». [email protected]

  4. Супрунова А.В. «Методы и приемы использования информационных технологий на уроках литературы» pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4921/Itemid,118/

  5. Ээльмаа Ю.В. «Информационные технологии в литературном образовании» mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/
































Приложение

урок русского языка в 11 классе.


Работа над ошибками в пробном тесте.

Пошаговая ликвидация пробелов, ошибок, недочетов

( контроль-анализ-работа над ошибками - вывод-закрепление)

" То, что не знал вчера, знаю сегодня"

Открытый урок в 11 классе (2 часа)

Цель:

- систематизировать и проанализировать допущенные ошибки в пробном тесте;

- провести работу над ошибками;

- повторить и закрепить орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки в

пробном тесте;

- продолжить психологическую подготовку к сдаче ЕНТ, создать психологический комфорт,

уверенность;

- развивать навыки внимательного и вдумчивого чтения заданий, правильного применения знаний,

умений и навыков, полученных на уроках русского языка;

- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Тип: урок - практикум.

Методы: выполнение пробного теста по электронному тренажёру, проверка заданий, систематизация ошибок путем составления сводной таблицы, повторение правил по опорным схемам и таблицам, выполнение тренировочных упражнений и тестов, анализ ошибок в тесте, запись верных ответов.

Наглядность и оборудование: презентация «Советы психолога», электронный тест, программа ОРФО 2010 с опорными схемами и таблицами, тренировочными упражнениями, Интернет - сайты по русскому языку.


Ход:

1-й урок.

1. Организационный момент. Девизом нашего урока станут слова: «Я знаю, что могу это сделать», «Осилим вместе».

2. Если сдаете экзамен… Совет психолога. Презентация.

Экзамен является сильным стрессом. Некоторые учащиеся так волнуются, что, несмотря на хорошую подготовку, теряются и не могут связать двух слов. В голове все смешивается, и мысли разбегаются в разные стороны. Как справиться с волнением в подобной ситуации?

Психологи предлагают воспользоваться некоторыми простыми приемами преодоления стресса.

  • Отнеситесь к экзамену не как к вызову в суд по обвинению в государственной измене, а как к решению одной из нормальных жизненных задач.

  • Не думайте о том, что недостаточно хорошо подготовились и выглядите хуже других.

  • Старайтесь снизить чрезмерное волнение максимальным использованием привычных обыденных условий, типичных для вас ситуаций: режим дня, близкий к нормальному, удобная одежда, привычная прическа и неоднократно используемая верная шариковая ручка (а лучше две).

  • Не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о «диких требованиях» экзаменаторов. Во-первых, никто так не врет, как очевидцы. Во-вторых, сделать все равно ничего уже нельзя.

  • Подумайте о том, где бы вы чувствовали себя наиболее комфортно. Может быть, на берегу моря или в поле. Когда вами овладевает беспокойство, пробуждайте в себе эти успокаивающие воспоминания, стараясь прочувствовать мельчайшие детали - ощущения, запахи…

  • Мысленно успокаивайте себя словами: «Я знаю, что могу это сделать». «Я сделаю это хорошо». «Я получу от этого удовольствие».

3. Написание пробного теста электронного теста «Абитуриент - 2010» на интерактивной доске. Вариант 8030.

4. Проверка теста.

5. Систематизация ошибок. Заполнение сводной таблицы на интерактивной доске (шаблон).

Фамилия/

тема

Буквы о-ё после шипящих

Разделительный Ъ в словах

Буквы о-ё после шипящих

Падеж несклоняемых существительных

Написание слов с пол-, полу-

……………………………………………….

Фонетика (непарн. глухие)

Фразеология (синонимия)

Слитное написание НЕ со словами

Однородные определения

Тире в БСП

Косвенное предложение

Баллы

Оценка

Вопрос

1

2

3

4

5

20

21

22

23

24

25

ответ

А

В

D

В

Е

С

В

А

А

D

D

1

1-й ученик

+

+

+

0

+

+

+

0

+

0

+

20

4

2

2-й ученик

+

+

+

+

+

+

+

+

+

0

+

21

5

3

3-й ученик

+

+

0

0

+

+

+

0

+

0

+

20

4

усвоили

3

3

2

1

3

3

3

0

3

0

3

не усвоили

0

0

1

2

0

0

0

2

0

3

0


Наибольшее количество ошибок допущено по темам:

1. № 4. Падеж несклоняемых существительных. Указать существительное, употреблённое в родительном падеже единственного числа.

2. № 13. Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

3. № 16. Способы связи в словосочетании (управл.)

4. № 22. Слитное написание НЕ со словами.

5. № 24. Тире в БСП.

2-й урок.

6. Повторение правил на допущенные ошибки и выполнение тренировочных упражнений и тестов:

Интернет-сайт «Лицей». Онлайн-учебник русского языка Балашовой, Дементьева. Русский язык. Морфология.

1. Повторение правила: как определить падеж несклоняемого существительного

licey.net

2. Тренировочный тест:

1. Указать несклоняемое существительное, употреблённое в предложном падеже единственного числа.

A) В моём заявлении
B) В большом аквариуме
C) Играю на пианино
D) На верном пути
E) Событие истории
2. Указать существительные, употреблённые в родительном падеже единственного числа.
A) О бразильск… кофе
B) По зелён… авеню
C) После перв… пенальти
D) У маршрутн… такси
E) Для больш… кольраби

3. Выбор верного ответа в электронном тесте. Вопрос 4. Ответ В: читать без пенсне.

2. Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1. Повторение орфограммы по программе ОРФО (таблица): Грамматический справочник - Правила правописания - Согласные - Н и НН в причастиях и прилагательных.

Или на сайте Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. § 91.

prosv.ru

2. Тренировочный тест или упражнение для самопроверки по ОРФО, ч. 3:

Орфо: Решённая задача, смышлёный мальчик, лимонный цвет, раненый солдат, жаренные в сметане караси, ряженый клоун, нежданный гость, нечаянная радость, поля пустынны, травы зелены.

Тест (сайт Захарьиной saharina.ru)

Загоровской prosv.ru

§ 92. Тестовые задания

4. В каком слове пишется одна Н?
а) закопчен...ые стены б) трава подстрижен...а
в) неждан...ый г) слышан...ая мною история

5. В каком слове пишется одна Н?
а) свежезаморожен...ые овощи б) швы отстрочен...ы
в) перевязан...ая рука г) вязан...ые бабушкой носки

6. В каком слове пишется одна Н?
а) общепризнан...ое мнение б) сушен...ые в печи грибы
в) стилизован...ый интерьер г) морожен...ая рыба

7. В каком слове пишется одна Н?
а) обоснован...ый вывод б) избалован...ый ребенок
в) площадь оцеплен...а г) асфальтирован...ая улица

8. В каком слове пишется НН?
а) ранен...ый боец б) кожан...ое кресло
в) юн...ый возраст г) воспитан...ый человек

9. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
а) Работа выполнен...а безупречно.

б) Задача решен...а правильно.
в) Девушка хорошо воспитан...а родителями.
г) Учительница строга и сдержан...а.

10. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
а) Участки застроен...ы.
б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
в) Во двор въехала гружен...ая машина.
г) Поля засеян...ы пшеницей.

11. В каком ряду есть «третье лишнее»?
а) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки
б) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а
в) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок
г) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

3. Выбор верного ответа в тесте. Вопрос 13. Ответ Е: неезженая дорога.

3. Способы связи в словосочетании (управл.)

1. Повторение правила. Загоровская. Часть В:

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении.

2. Тренировочный тест:

§ 4. Тестовые задания

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + Методическое пособие Использование ИКТ на упоках русского языка и литературы »?
а) вьющиеся растения б) любой человек
в) изумительной красоты г) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели «Методическое пособие Использование ИКТ на упоках русского языка и литературы + наречие»?
а) иди гулять б) сделать случайно в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели «Методическое пособие Использование ИКТ на упоках русского языка и литературы + наречие»?
а) крайне недовольный б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал г) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
а) разговор по душам б) прийти поговорить
в) близко от нас г) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
а) яйца всмятку б) вернуться к полуночи
в) приказал отступать г) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
а) рисовать красиво б) желание уехать
в) идти по бульвару г) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи - согласование?
а) наши шефы б) быстро доехать
в) прогулка верхом г) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи - управление?
а) немного странно б) забыл рассказать
в) таять во мгле г) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи - примыкание?
а) бутылка из-под молока б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава г) глядеть по сторонам

3. Выбор верного ответа в тесте. Вопрос 16. Ответ D: управление - об экологии района.


4. Слитное написание НЕ со словами.

  • 1. Повторение правила по ОРФО. Правила правописания. НЕ и НИ.

2. Тренировочный тест. Захарьина Е. А. saharina.ru

1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде. (Л.Князев)

2) Бланк с фотографией был (не)заполнен. (В.Богомолов)

3) (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.(В.Успенский)

4) Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Новое судно (не)привычно высилось на пустынном берегу. (И.Чесноков)

2) Дом отдыха для ответственных работников был (не)велик, но очень удобен.(В.Гроссман)

3) Вокруг печки стояли полукругом длинные, сколоченные из (не)оструганных досок столы.

4) Тимофей был доволен, что, (не)колеблясь, исправил свою ошибку.(И.Акимов)

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль просеки показалась птица.

2) (Не)смотря на середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

3) Бим, как по команде, лег, (не)спуская взора с птицы... (Г.Троепольский)

4) Когда (не)чего сказать, легче всего разводить руками. (А.Алексин)

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Андрей тогда изо всех сил (не)взлюбил девочку. (А.Приставкин)

2) Тальберг как член революционного военного комитета, а (не)кто иной, арестовал знаменитого генерала Петрова. (М.Булгаков)

3) Таксист был рассержен (не)предвиденной остановкой. (А.Алексин)

4) В последние месяцы Бим (не)заметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место.

5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)подалеку под сенью лозняка виднеется свежая глина вперемешку с голышами. (Е.Носов)

2) Щенок был (не)большой, уши его пока еще не торчали.(Ю.Коваль)

3) Птицы любят (не)всякий лес.(А.Солженицын)

4) (Не)яркие зимние тени от редких деревьев расплывались на снегу.(А.Иванов)

6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Л.Андреев)

2) Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(В.Тендряков)

3) Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья.

4) Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) За черной (не)замерзшей рекой белела даль. (А.Бек)

2) (Не)допитый кофе давно остыл.

3) Мальчики вздрогнули: (не)замеченная ими стая воробьев поднялась и с шумом вылетела из конюшни. (А.Рыбаков)

4) Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и (не)где узнать.(А.Ахматова)

8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Уваров понимал (не)избежность встречи с немецким часовым.(М.Алексеев)

2) На склоне стоял чистый, (не)захламлённый валежником лес. (В.Быков)

3) Звук пилы (не)глубокий, но очень отчетливый и выразительный.

4) Звенела музыка в саду таким (не)выразимым горем.(А.Ахматова)

9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Андрей, (не)решаясь сесть, прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)

2) Сердце к сердцу (не)приковано, если хочешь - уходи.(А.Ахматова)

3) Александр слушал с (не)которым нетерпением и взглядывал по временам в окно, на дальнюю дорогу.(И.Гончаров)

4) Александр был избалован, но (не)испорчен домашнею жизнью.(И.Гончаров)

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Разведчиков отделяла от немцев (не)широкая речка, поросшая камышом. (Э.Казакевич)

2) За углом послышались (не)ровные шаги и сиплое бормотанье. (Л.Андреев)

3) Машина (не)много потряслась на проселочной дороге и остановилась у леса.(Ю.Коваль)

4) Левчук еще глубже погрузился в воду, вперил взгляд в (не)заслоненный кустарником узенький край берега. (В.Быков)

Или по программе ОРФО.

3. Выбор верного ответа в тесте. Вопрос 22. Ответ А: людей было немало, но уборку территории завершили только к вечеру.


5. № 24.Тире в БСП.

1. Повторение правила по ОРФО. Знаки препинания внутри сложных предложений. Тире в БСП.

2. Тренировочное упражнение по ОРФО (только с тире в БСП):

Проснулся - все станции остались позади.
Нечаев был скуповат - Перов щедр.
Взойдёт красно солнце - прощай, светел месяц!
Назвался груздем - полезай в кузов.
Идёт по улице - лебёдушка плывёт.
Снег долго не выпадал - на санках начали ездить только в декабре.

3. Выбор верного ответа в тесте. Вопрос 24. Ответ D: От солнца бегать - света не видать.


7. Обобщение.

- Какие правила мы сегодня повторили?

- Как определить падеж несклоняемого существительного?

- В каких случаях в причастиях и отглагольных прилагательных пишется Н?

- Назовите способы связи слов в словосочетаниях;

- В каких случаях в БСП ставится тире?

8. Контрольный тест (на интерактивной доске)

1. Указать несклоняемое существительное, употреблённое в предложном падеже единственного числа.

A) В моём заявлении С) В большом аквариуме
В) Играю на пианино D) На верном пути

2. В каком слове пишется одна Н?

А) обоснован...ый вывод С) избалован...ый ребенок

В) площадь оцеплен...а D) асфальтирован...ая улица

3. В каком словосочетании вид связи - примыкание?

А) бутылка из-под молока С) говорить по-французски

В) тринадцатая глава D) глядеть по сторонам

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А) Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика.

В) Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.

С) Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья.

D) Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

5. В каком предложении ставится тире?

А) Не выбрасывайте билеты__они еще могут пригодиться.

В) Слышу__внизу заиграли что-то из "Фауста".

С) Скажи мне__пожалуйста__зачем тебе всё это?

D) Проснулся__все станции остались позади.

9. Взаимопроверка теста: 1- В 2- В 3- С 4- А 5- D

10. Выставление оценок за работу на уроке.

«5» -5б. «4» - 4б. «3» - 3б. «2» - 2 б.

10. Домашнее задание: повторить правила (индивидуальные ошибки в пробном тесте)

11. Итог. Улыбнись перед экзаменом:

Говорят, что экзамен - это лотерея. Какая наглая ложь! Еще ни один студент не выиграл на экзамене автомобиль.

Коллега! Не учи все подряд! Помни: наука беспредельна, учебников - тьма, а голова - одна!

Если знания не умещаются в голове, размести их в кармане.

Не забудь вежливо поздороваться с экзаменатором. Возможно, только этим ты доставишь ему приятное впечатление от вашей встречи.

Не торопись брать билет. Если профессор увидит, что ты что-то ищешь, он наверняка подумает, что ты что-то знаешь.

Не пытайся на экзамене вспомнить то, чего никогда не знал, можешь забыть то, что знаешь.

Волнуйся на экзамене умеренно. Помни, громкий стук твоих зубов мешает сосредоточиться коллегам.

Не сомневайся в своем ответе! Пусть лучше экзаменатор сомневается в своих знаниях.

Не пользуйся на экзамене афоризмом: "Я знаю, что ничего не знаю". Это
привилегия классиков и профессоров.

Если бы экзаменатор знал, сколько ты пытался запомнить ночью накануне экзамена, он бы понял, почему ты ничего не можешь вспомнить утром.

Все знания сдавай полностью - необходимо освободить место для другого экзамена.

Когда после ответа профессор спросит: "Что вы еще можете добавить", расскажи ему свежий анекдот.



Использованные ресурсы:

1. Программа ОРФО -2010.

2. Электронный тест «Абитуриент - 2010»

3. Интернет - сайты:

Лицей. Упражнения и правила.

licey.net/russian/map

Загоровская Часть А. Фонетика. Орфография. Морфология.

prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_A/index.html

Загоровская. Часть В. Синтаксис. Пунктуация.

prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_B/index.html

Загоровская. Часть С. Культура речи.

prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/index.html

тест ЕНТ . Правила онлайн

testent.ru/index/0-531

тематические тесты ЕНТ

testent.ru/load/testy/russkij_jazyk/36

Вопросы и ответы ЕНТ . тесты по русскому+ответы

kaz-ekzams.ru/voprosy_i_otvety_po_russ_yaz1.html

Тесты по темам и по классам. Захарьина:

saharina.ru/tests/

Как успешно сдать экзамены:

examsuccess.ru/post_1249809408.html




























Содержание



Стр.

Сведения об учителе

+

Доклад


1. Пояснительная записка

+

2. Возможности ИКТ на уроках русского языка и литературы.

+

3. Задачи использования ИКТ.


4. Способы использования компьютера на уроке.

+

5. Использование информационных и коммуникационных


технологий в обучении.

+

6. Виды деятельности школьников при работе с персональным


компьютером.

+

7. Использование ПК в учебном процессе.


8. Цели использования компьютерные технологии в процессе


обучения.

+

9. Функции компьютера для ребёнка.

+

10. Основные направления использования компьютерных


технологий на уроках.

+

11. Использование программы Power Point на уроках.

+

12. Русский язык и литература на CD.

+

13. Использование Internet.

+

14. Вывод.

+

15. Заключение. Правила работы с ИКТ.

+

16. Литература.

+

Приложение


Урок русского языка в 11 классе

+




19

© 2010-2022