- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка Олимпиада по литературе
Методическая разработка Олимпиада по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якунина И.А. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
«Олимпиада по литературе»
Методическая разработка «Олимпиада по литературе» предназначена для проведения олимпиады по литературе среди студентов-первокурсников средних специальных учебных заведений. Олимпиада проводится с целью выявления талантливых, способных к участию в городских и региональных олимпиадах учеников.
Во время проведения олимпиады можно проверит знания студентов по теории литературы, истории литературы, а также знание текстов художественной литературы, в рамках общеобразовательной школы.
Олимпиада проводится в письменной форме, что позволяет более глубоко и полно проверить знания каждого участника. Примерное время, отведенное на работу учащимся, - 1 час 20 минут.
Олимпиада по литературе
(бланк вопросов).
Ответьте письменно на вопросы:
-
Чем отличается художественная литература от фольклора?
-
Составьте в нужном порядке элементы композиции:
Эпилог- Завязка- Развязка- Пролог- Экспозиция- Кульминация- Развитие действия.
-
Дайте толкование литературным терминам :
Тропы. «Чистое» искусство. Гипербола. Биография.
-
Назовите оригинальные названия произведений, написанных в 11 - 16 вв. на Руси.
-
Как называется литературное течение, которое появилось в России в 60 - 70 годах 18 века, и основными особенностями которого стали подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, природы, нравственной чистоты?
-
Постройте цепочку в правильном хронологическом порядке:
романтизм - критический реализм - синкретический реализм - классицизм.
-
Когда появилось литературное направление «натуральная школа»? В чем особенность этого направления? Какие писатели были увлечены идеями этого направления?
-
Представьте, что рукописи романов «Обломов», «Отцы и дети», «Господа Головлевы» были утеряны, первая публикация этих романов состоялась только в этом году. Вы литературный критик, и редакция одного из крупнейших журналов просит вас написать рецензию на одно из этих произведений.
Примерные варианты ответов
на вопросы к олимпиаде по литературе.
-
Фольклор
Художественная литература
Устная форма бытования
Письменная форма существования
Наличествует (предполагается) непосредственный контакт между исполнителем и слушателем
Отсутствует непосредственный контакт между автором и читателем (контакт опосредованный - через произведение)
Коллективный автор, что определяет вариативность устного народного творчества (фольклора), диалектный характер и использование традиционной поэтики
Автор - конкретное лицо с присущей именно ему творческой манерой
-
Пролог, Экспозиция, Завязка действия, Развитие действия, Кульминация, Развязка, Эпилог.
-
Биография - история жизни человека, жизнеописание (может быть научной, художественной).
Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная («броская») форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Тропы (от греч. tropos - оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле (когда признак одного предмета переносится на другой) с целью достичь художественной выразительности речи. В основе - сопоставление предметов и явлений. Простейшие тропы - сравнение, эпитет; сложные тропы - метафора, ирония, гипербола, литота и др.
«Чистое искусство» («искусство для искусства») - теория, в основе которой лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление возвышенности и совершенства классических (античных) художественных форм несовершенству и «грязи» окружающей действительности. Получила широкое распространение в России в 60 - 80 гг. 19 в.
-
«Повесть временных лет…» Нестора; «Поучение Владимира Мономаха»; «Сказание о Борисе и Глебе»; «Слово о полку Игореве»; Епифаний Премудрый (жития); «Домострой»; «Повесть о разорении Рязани Батыем»; «Повесть о Ерше Ершовиче»; Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
-
Сентиментализм.
-
Классицизм - романтизм - синкретический реализм - критический реализм.
-
Литературное направление, сыгравшее важную роль в развитии русской литературы 40 - 50 -х гг. 19 в.; особый этап в развитии русского реализма, тесно связанный с именами Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича, В. И. Даля и др. Через период увлечения натуральной школой прошли также Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов. Русской натуральной школе был свойствен обостренный интерес к теме «маленького человека» из социальных «низов».
-
Творческое задание должно быть представлено в виде сочинения-рецензии на одно из названных художественных произведений (по выбору студента).
Критерии оценки.
-
Количество баллов определяется количеством названных различий между литературой и фольклором.
-
За правильно выстроенную цепочку ставится 2 балла (наличие одной ошибки - 1 балл, 2 ошибки и более - 0 баллов).
-
За каждое правильное определение ставится 1 балл.
-
За каждое названное произведение ставится 1 балл.
-
1 балл - за правильно данный ответ.
-
За правильно выстроенную цепочку ставится 1 балл.
-
За полный правильный ответ ставится 3 балла, при одном недочете - 2 балла, при 2-х - 1 балл.
-
Сочинение-рецензия оценивается следующим образом:
- практическая грамотность оценивается в соответствие с положением о грубых и негрубых, однотипных ошибках на основании проверки всей работы в целом. Максимальное количество - 5 баллов.
- если объем сочинения менее 60 слов - за такую работу ставится 0 баллов.
- полнота сочинения, композиция, знание текста художественного произведения оценивается по 5-балльной шкале.
- оригинальность - 5 баллов.
- максимальное количество баллов за сочинение - 15 баллов.
Инструкция.
На выполнение работы дается 1 час 20 минут.
Студенты получают бланк с вопросами и чистые листы для ответов на вопросы.
Последовательность выполнения заданий может быть произвольной.
Перед выполнением работы студенты знакомятся с заданиями, задают вопросы о требованиях к выполнению заданий.