Разработка по литературе на тему Тема свободы и одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Тучи»

Тема …………… (свободы и одиночества) в лирике поэта.

Цели: расширить знания учащихся о биографии

М.Ю. Лермонтова; углубить понятие эпитета, показав разное его толкование в зависимости от контекста; учить находить в тексте эпитеты и правильно толковать их, отмечая переносный смысл в лексическом значении при использовании прила-гательных; проанализировать смысл и значение сравнения; развивать умения критического мышления (проблемный вопрос); способствовать осмыслению необходимости общи-тельности, коммуникабельности в жизни человека; воспи-тывать уважение к творческим людям, способствовать всестороннему развитию личности.

Оборудование: слайдовая презентация, листы-задания в виде тучек для групповой работы.

Теория литературы: лирика, эпитет, сравнение.

Тип урока: изучение нового

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Запись числа, объявление темы урока

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Проблемный вопрос - в течение урока определить тему стихотворения «Тучи» (обоснованность темы одиночества в творчестве поэта, тесную связь этой темы с жизнью поэта).

- на доске в теме урока многоточие - слов в скобках нет

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.

  2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ.

  1. Знакомство с биографией: слайды 1-5 и слово учителя

М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году. Свое детство

М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, мальчик почти не помнил ее. Лермонтов -отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, - и бабушка, Арсеньева Е.А., имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Е.А. Ар-сеньевой.

Бабушка была умной женщиной, очень властной и твёрдой. Будущий поэт получил превосходное домашнее образование: владел четырьмя языками, играл на четырех музыкальных инструментах (семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия.

  1. На стр. учебника размещены репродукции картин М.Ю Лермонтова. Давайте рассмотрим их…. (Работа с учебником - знакомство с картинами М.Ю Лермонтова .)

И, хотя бабушка Елизавета Алексеевна, стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили.

Стихотворение «Смерть Поэта» (1837 г.) - принесло М.Ю. Лермонтову известность.

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

………… Но были там и строки

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!

Последовал арест и судебное разбирательство, корнет Лермонтов был переведён «тем же чином»[, т. . прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим внима-нием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.

  1. Понятие Лирика и Лирический герой (слайд № 6)

Когда мы говорим о Лермонтове, то обращаемся прежде всего к его поэтическим строкам.

Давайте вспомним, чем отличается стихотворная речь от прозаической? (строгой рифмовкой и ритмом)

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия

- это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

В лирику ходят стихотворение, романс, послание,

элегия.

- род литературы, для которого главное передать чувства человека, его отношение к происходящему

Лири́ческий герой

- это герой самого стихотворения, проявление автора в стихотворении, его настроения, передача чувств автора

«Бородино́» - стихотворение Михаила Юрьевича Лермон-това. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородин-скому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.

«- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

В этом отрывке мы видим лирического героя-мальчика, который просит дядю рассказать о знаменитом сражении.

  1. Сравнение работы художника и поэта (слайд № 7)

Художник берёт кисть и краски и передаёт с их помощью, то, что увидел сам.

Писатель, поэт вместо красок использует словарное богатство языка.

На уроках русского языка мы говорили с вами о синонимах, антонимах, омонимах, простом и переносном значении слов - всё это использует поэт, мастерски рисуя картины окружающего нас мира.

  1. Сейчас, мы с вами сравнили поэта и художника. В литературе используется такой же приём - СРАВНЕНИЕ (слайд № 8)

- отработка понятия сравнения на примерах со слайда

  1. Есть ещё одно средство в поэзии, с которым мы сегодня поработаем на уроке. Это - ЭПИТЕТ (работа со слайдами 9-12)

Есть 3 братца, все они отвечают на вопрос какой?

- Кто из братцев самый скромный? (1- определение. Оно указывает на признак предмета- его цвет, из чего сделан предмет: зелёный листок, деревянный стол, письменный стол. Это ЛОГИЧЕСКИЕ определения, в них вложено, как правило, прямое значение прилагательного

- Второй братец - понаряднее (2 - постоянный эпитет. Он чаще всего встречается в пословицах, поговорках, сказках. Так, девица у нас - красная (красивая), молодец - добрый (проявляет доброту и сильный). Здесь используется многозначность слова)).

- Третий братец - эпитет. Запись определения в тетради. Эпитет - художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету. Закрепление понятий (слайд 10- устно, слайд 11-12 - письменно)

  1. Анализ стихотворения «Тучи»

6.1. история создания (слайд 13)

6.2. выразительное чтение + словесное рисование (слайд 14)

- какими были тучи: грозными, клочковатыми, лёгкими или тяжёлыми?

6.3. работа над смысловыми понятиями в стихотворении

Слайд 15 - вечность, странник

Слайд 16 - «степью лазурною…»

Слайд 17 - «цепью жемчужною…» (сравнение)

Слайд 18 - Кто является «изгнанником»: тучи или лирический герой? Докажите.

Слайд 19 - 20 - общее и различное у тучек и поэта

Слайд 21 - Определение темы и идеи стихотворения (запись темы на доске и в тетрадях - пропущенные строки) (Последовательность анализа стихотворения нарушена умышленно, так как это первое лирическое произведение, рассматриваемое в 5 классе)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия

  • Работа в группах на листах-тучках выписать эпитет и сравнение, если это возможно

(1 ряд - 1 строфа, 2- 2 строфа, 3-3 строфа). Обсуждение результатов.

  • Какие чувства к М.Ю. Лермонтову вы испытывали, когда слушали и читали стихотворение «Тучи»?

  1. ДОМАШНЕЕ задание (слайд 22) 1) Стр. 211- 217 Выразительное чтение и пересказ

2) Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.

Литература

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1975.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис Пресс, 2005.

  3. Литература в школе: Методический журнал. № 2, 2002.

  4. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. - М.: Просвещение, 1974.

  5. Степаненко О.Н. Методические рекомендации

по изучению эпитета как средства выразительности.

- 2010 (из опыта работы учителя)

  1. Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы: Учебно-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006.

© 2010-2022