Конспект урока по русскому языку на тему Существительное как часть речи (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Имя существительное как часть речи» (5 класс)

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление: умение сравнивать, классифицировать.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно - исследовательская деятельность, контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности

  • Метод конкретизации целей обучения

  • Метод открытого обсуждения новых знаний

  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть вас. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний (УСТНО).

-четвертый лишний: а) шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж

б) водоросли, росточек, возраст, вырос

4. Постановка проблемы и задач урока.

На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:

Знаю я теперь отныне-

Есть одно такое имя -

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает все на свете,

Без нее никак нельзя.

О какой части речи эта загадка?

- Правильно, это имя существительное. Доску открыть

- Прочитайте эпиграф урока (на доске):

Имя существительное - хлеб языка.

Л.В.Успенский

-Объясните это высказывание.

Учитель: - О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

- Запись в тетрадь (число, «Классная работа», тема «Существительное как часть речи»).

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

5. Работа по теме урока

1 остановка «Опознавательная»

-Попробуем свои силы в первом испытании.

-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.

(Текст размножен) работа на листочках

- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выделите их, над ними записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка - то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

- (Имена существительные - это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки)

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет)

-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова - доброта, милосердие, сострадание - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

-Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы выполним второе задание .

2 остановка «Теоретическая»

На столах у вас лежат карточки.

1. Прочитайте слова:

2. Подпишите на карточке слова, которые обозначают указанные названия.

Учитель диктует слова:

Ребенок, ножницы, мука, бег, щука, пожар, синева, Россия

1 группа названия лиц (ребенок)

2 группа названия вещей (ножницы)

3группа названия веществ (мука),

4 группа названия живых существ и организмов (щука),

5. группа географические названия (Россия),

6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар)

7 группа названия признаков (синева)

8 группа название действий ( бег)

Физкультминутка

-Ребята! Вы любите играть? Только играть надо с пользой.

Ребята, когда услышите имена существительные - поднимите руки вверх, когда прозвучит другая часть речи - потопайте ногами

Зима, над, утро, стрелять, холодно, урок, и, море, зеленый, ночь.

3 остановка «Морфологическая»

А) Распределите (письменно) существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

На доске:

Р…сток, обл…ко, коллекц…я, ш…пот.

Б) Распределите (письменно, под диктовку) имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.

Учитель читает:
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

*В) Пропустить строчку и распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли? Дописать заголовок у столбиков.

Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта

4 остановка «Синтаксическая» (под диктовку)

-Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.

На холме мы увидели дерево.

Сосна - это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев показались белые дома.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

-Что мы узнали о существительном? Свои знания сравните с правилом в учебнике.

-Дополните предложения и расскажите об имени существительном по опорному конспекту

Опорный конспект (на доске)

1. Существительное - отвечает на вопросы …

Обозначает …

2.Морфологические признаки: …, род, склонение.

Изменяется по …., ….

3. В предложении является ...................................

*Конечная остановка «Проверочная»

тест "Имя существительное"

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

3. Определить род существительных: честность, жёлудь, ворота.

4. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

Самопроверка

Ответы

  1. Б

  2. А

  3. Б

  4. Ж М -

  5. неодушевленные

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа

6.Выставление оценок.

7.Рефлексия (Продолжите фразу).

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

8. Домашнее задание: составьте рассказ по образцу текста «Пуськи бятые» или дополнить список разрядов существительных

5


© 2010-2022