Актуальные проблемы работы с текстом на уроках русского языка

Все мы знаем, что в основе успешных занятий - не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно,вдумчиво относиться к нему при чтении текстов, при работе над сочинениями,изложениями, диктантами.Сегодня мы поговорим о работе с текстом на уроках русского языка. Работа с текстом проверяет следующие умения: умение использовать основные приёмы информационной обработки текста; умение выявлять средства связи предложений в тексте; умение определять функциональный стиль и тип речи;...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Актуальные

проблемы работы с текстом на уроках русского языка

(сценарий мастер - класса)

Все мы знаем, что в основе успешных занятий языком - не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к нему при чтении текстов, при работе над сочинениями, изложениями, диктантами.

Мы должны с вами развивать, совершенствовать чувство языка наших питомцев, их языковую интуицию, чтобы хорошо подготовить их к экзаменам и с легкой душой выпустить их в жизнь грамотными, культурными, хорошо знающими свой родной язык.

Сегодня мы поговорим о работе с текстом на уроках русского языка.

Работа с текстом проверяет следующие умения:

  • Умение использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • Умение выявлять средства связи предложений в тексте;

  • Умение определять функциональный стиль и тип текста;

  • Умение выявлять выразительные средства текста.

Напомним:

Текст (от лат. Textus- ткань, связь, соединение) - это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.

Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регуляторной повторяемости ключевых слов.

Текст является единицей общения. Он обладает целым рядом признаков. Текстом может быть названо любое по объему высказывание, от одного слова до целой книги, если:

  • Оно подчинено единой теме;

  • Эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом;

  • Высказывание адресовано кому-либо (другу, группе студентов, читателям газет и т.д.);

  • Высказывание создано в соответствии с определенной целевой установкой.

В создании текста участвуют все единицы языка, безусловно, основным элементом текста является предложение.

Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий.

Членимость предполагает деление текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчиненную общей теме текста.

Важнейшими текстовыми категориями являются связность и цельность (целостность).

Все элементы текста (предложения, группы предложений) должны быть связаны, сцеплены между собой.

В каждом тексте, как правило, обнаруживаются внешние связи между отдельными частями текста. Это особые виды связи, обеспечивающие логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий.

В качестве средств связи выделяют лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы), морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видо-временные формы глаголов), синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм), когда все предложения в тексте построены по одной синтаксической модели.

Категория интеграции объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи позиции автора текста.

Все категории текста, все его специфические признаки объединяются одним общим назначением - реализовать коммуникативное намерение автора текста.

Текст.

  1. О чём? (ты видишь тему.)

  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

  3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

  4. Зачем автор написал текст? (ты определишь цель.)

  5. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию.)

  6. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.) Почему были использованы именно эти языковые средства?


Виды текста

Вид текста

Содержание

Стили речи, в которых данный вид текста используется

Собственно-информационно-справочный

Описывает конкретные события, факты, ситуации

Официально-деловой, научный

Информационно-оценочный

Не только описывает факты, события, ситуации, но и содержит авторскую оценку

Публицистический, разговорный

Информационно-образно-оценочный

Описывает, содержит авторскую оценку, создает художественный образ

Художественный


Виды связи между предложениями в тексте:


Цепная связь

Параллельная связь

  1. Повтор ключевого слова.

  2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

  3. Повтор того или иного члена предложения.

  4. Семантические и ассоциативные связи.

  1. Одинаковый порядок слов.

  2. Одинаковые грамматические формы слов.

  3. Анафоры.

  4. Риторические вопросы.

  5. Вводные слова и наречия места, времени.


Упражнения


  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного наречия.

(1)Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов).

Ответ: (2).


  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим только с помощью притяжательного местоимения.


  1. Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3).


  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова.


  1. В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. (2) Это происходит нередко вследствие того, что непонятное слово осмысляеся по созвучию с русским. (3) Некоторые слои русского населения любят такие переосмысления. (4) Иногда это происходит в порядке шутки, каламбура, в особенности с иностранными фамилиями. (5) Так, известный генерал Барклай де Толли, командовавший русскими войсками при наступлении Наполеона на Москву в 1812 г., был прозван Болтай да и только в связи с его тактикой отступления и уклонения от решительного боя. (Б. Казанский)

Ответ: (3).


  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза.


  1. Один из мужчин заявил, что зрение его жены становится непостижимо острым, когда ему надо что-то спрятать, но если необходимо загнать машину в гараж задним ходом, то она почему-то становится близорукой. (2) Оценка расстояния между бампером и стенкой гаража в процессе движения относится к области пространственной ориентации, которая у большинства женщин развита слабо. (3) хранительница гнезда, обеспечивающая выживание семьи, не может быть другой. (4) Она должна замечать незначительные изменения в поведении своих детей, которые могут сигнализировать о боли, голоде, ранении, агрессии или депрессии. (5) Мужчины же, добытчики, никогда не задерживались в пещере столь долго, чтобы научиться бессловесной сигнализации или альтернативным способам межличностного общения. (М. Пшеничнов)

Ответ: (5)


  1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного союза.

  1. Читаешь четверть, полчаса - и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один ползет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (8) Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. (А. Чехов)

Ответ: (6)

Функциональные стили и типы текста:


Описание

Повествование

Рассуждение

Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. Вида) передают действия (состояния),характеризующие лицо или предмет.

Преобладают простые предложения.

Преобладают глаголы (обычно сов. Вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.

Используются наречия места и времени.

Используются все типы предложений.

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения.


Упражнения


Определите функциональный стиль и тип текста.


  1. Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением. (Л. Толстой)

Ответ: художественный, описание.

  1. Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер применяемых для этого текстовых скреп во многом зависит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило. Разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление - тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный, и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой культуры отличаются не только богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и - самое главное - творческим началом, нештампованностью речи (О. Сиротинина)

Ответ: научный, описание.


  1. Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами),законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Ответ: официально - деловой, описание.


  1. Вот ещё из впечатлений было что… Когда я первый раз с медведем… Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно - мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подсолнух - послушать, значит. Слышу - вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла - в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну - мне же помощники не нужны!

Ответ: разговорный, повествование.


  1. Сколько чуши в последние годы подается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепередачам, подростковым журналам, школьным инновациям, кА - хлоп! - взялись за них же, за родителей. «Воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы должны их этому учить…» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя. (И. Медведева)

Ответ: публицистический, рассуждение.


Научный

Публицистический

Официально - деловой

Художественный

Разговорный

Сфера использования

Наука, техника, образование

Средства массовой информации,публичные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художественная литература

Повседневное общение

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздействие

Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений

Воздействие через образное моделирование мира

Установление межличностных контактов

Характерные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

Образность, эмоциональность, оценочность

Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств др. стилей, средств выразительности

Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации

Жанры

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс),деловые бумаги (приказ, договор, справка и т.п.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.

Языковые средства

Однозначные слова, термины, абстрактна лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатуры; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно- личные и безличные предложения

Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально - экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения

Тест


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. (В. Харченко)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н. Гоголь)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!..

(Ф. Достоевский)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А. Солженицын)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду - нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее (родной земли) и все жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В. Распутин)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К. Чуковский)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н. Добролюбов)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Образующийся при нуле градусов лед еще легче и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин)


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.


  1. Назовите выделенное средство выразительности.

Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустить из рук. (В. Солоухин)


  1. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка. (Ф. Кривин)


  1. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М. Горький)


  1. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

Ответ

метафора

метонимия

градация

сравнение

эпитет

6

7

8

9

10

Ответ

риторич. вопрос

антитеза

метонимия

эпифора

риторич. восклицание

11

12

13

14

15

Ответ

гипербола

синтаксич. параллелизм

олицетворение

метонимия

оксюморон



Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

13-15

4 (хорошо)

10-12

3 (удовлетворительно)

7-9







2 часть - практическая


Уважаемые коллеги! Я, как и вы, искренне убеждена в том, что главная задача учителя русского языка и литературы - помочь ребенку стать говорящим, читающим и понимающим то, что он читает, а также думающим и умеющим писать, то есть грамотно оформлять свои мысли не только в устной, но и в письменной форме.

Хочется отметить, что мы учимся (кто с большим, кто с меньшим успехом) готовить детей к написанию сочинений, соответствующих требованиям ЕГЭ, уделяя этому все больше сил и времени (часто в ущерб остальному). Система школьного литературного образования, складывавшаяся десятилетиями, разрушена (очевидно, по традиции - «до основанья, а затем…»). На фундаменте пусть и не доведенного до совершенства, а теперь разрушенного Дворца (Храма Науки) начали возводить скромную косую хибару. С каждым годом она становится все прочнее, все крепче. Есть чему порадоваться.

И поэтому я хочу сегодня провести урок русского языка «Работа с текстом на уроке». Я хочу, чтобы мы сконцентрировали своё внимание на проблемах работы с текстом, на методах и приемах.

© 2010-2022