Конспект урока «Причастие как часть речи»

Данный урок проводится для учащихся 7 класса. Целью урока является умение отличать причастие от прилагательного и глагола, знать способы образования причастий. В данном конспекте есть метапредметность, то, что необходимо в рамках внедрения ФГОС. Учащиеся повторяют морфологические признаки причастий на тексте Ю.А. Гагарина «Дорога в космос». Также выполняют тест по структуре ЕГЭ и ГИА.. Неа уроке затрагивается и синтаксическая роль причастий. урок получился продуктивным, ребята активно работали и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Цель: повторить понятие о причастии и способах его образования; уметь отличать причастие от прилагательного; определять признаки глагола и прилагательного у причастий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Творческий диктант (повторение орфограммы «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»).

Подберите слово-синоним, в котором должно быть буквосочетание ПРЕ- или ПРИ-. (РЯШ. - 2012 - №3. - С. 20).

Обаятельный (привлекательный), помеха (препятствие), сделать ручным животное (приручить), слегка открыть форточку (приоткрыть), мифы и легенды «старины глубокой (предания), выгодное положение по отношению к другим (привилегия), человек, нарушающий законы общества (преступник), продолжатель чьих-либо дел, традиций (преемник), фармацевтический продукт лабораторного или фабричного изготовления (препарат), инструментальная пьеса, являющаяся вступлением (прелюдия), случай, имевший ранее место (прецедент), дать кому-либо приют и пропитание (призреть), глава демократического государства (президент), гнаться за кем-либо (преследовать), вводная часть конституции или какого-либо международного договора, предисловие (преамбула).

- Орфографическое проговаривание (проверка).

3. Повторение изученного в 7 классе по теме «Причастие».

1) Работа с текстом (РЯ. - 2012. - №7. - С. 16).

- Апрель нынешнего года связан с празднованием первого полёта человека в космос - деянием, которым может гордиться ХХ век, более запомнившийся своими войнами, революциями, эпохальными геополитическими изменениями. На этом фоне кажется странным, что один человек, вырвавшийся за пределы земной орбиты, стал для всех землян символом нашей общности с мирозданием. С тех пор мы всё никак не можем справиться с нашими местными проблемами, но уже знаем, что мир не замыкается ни домом, ни городом, ни страной, ни континентом… Он не замыкается даже нашей планетой.

- Сегодня на уроке мы повторим основные морфологические признаки такой части речи, как причастие, а нашим помощником станет текст-воспоминание Ю.А. Гагарина из книги «Дорога в космос»

(1) … (2) Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. (3) Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гига­нтский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стар­тового устройства. (4) Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. (5) Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нем было множество новых музы­кальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, види­мо, не сможет пока воспроизвести никакой му­зыкальный инструмент, ни один человеческий голос. (6) Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волную­щую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого. (7) Начали расти перегрузки. (8) Я почувствовал, как какая-то непреоборимая сила все больше и больше вдавливает меня в кресло. (9) … оно было расположено так, чтобы до преде­ла сократить влияние огромной тяжести, навали­вающейся на мое тело, было трудно пошевелить рукой и ногой.

(Ю.Гагарин. Дорога в космос)

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Началось заседание Государственной ко­миссии.

2) И вот наступил момент, когда и техника, и «пилоты» были готовы к полету.

3) Взгляд мой остановился на часах.

4) Бортовые приборы выводят корабль на нужную траекторию полета.

2. Какое из приведенных ниже слов (соче­таний слов) должно быть на месте пропуска в предложении (9) текста?

1) Поэтому;

2) к тому же;

3) кроме того;

4) и хотя.

3. Какое слово (или сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложе­ний или в одной из частей сложного предложе­ния текста?

1) Я услышал свист и гул (предложение 3);

2) было множество оттенков и тембров (пред­ложение 5);

3) вдавливает меня (предложение 8);

4) до предела сократить влияние (предложе­ние 9).

4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) Сложносочиненное;

2) сложное бессоюзное;

3) сложноподчиненное;

4) простое, осложненное.

5. В каком предложении есть прилагательное в простой форме сравнительной степени?

1) 5;

2) 3;

3) 6;

4) 4.

6. Укажите значение слова сила в предложе­нии 8.

1) Власть;

2) смысл;

3) физическая возможность;

4) источник деятельности.

- Выпишите из предложения №3 слово с чередующейся гласной в корне (нарастающий). Вспомните исключения из данного правила.

- Разберите слово по составу.

- К какой части речи относится это слово? Докажите.

2) Повторение теоретического материала

- Итак, перед нами причастие, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Вспомним, какие признаки глагола и прилагательного объединило в себе причастие.

ПКонспект урока «Причастие как часть речи»Конспект урока «Причастие как часть речи»ричастие

от глагола от прилагательного

- вид (совершенный-несовершенный), - род (в ед. ч.),

- время (прошедшее-настоящее), - число,

- возвратность, - падеж

- залог (действительное (сам)-страдательное (кем-чем)

ОКонспект урока «Причастие как часть речи»Конспект урока «Причастие как часть речи»бразование причастий

действительные страдательные

наст.вр.: основа глагола несов.в. + наст.вр.: основа перех. глагола несов.в. + -ем-, -им-, -ом-;

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);

прош.вр.: основа глагола + прош.вр.: основа перех. глагола + -нн-,-енн-, -т-.

-вш-,-ш-.

Синтаксическая роль: определение, сказуемое.

Причастие +зависимое слово = причастный оборот (обособленное определение)

- К какому залогу относится причастие «нарастающий» ? (Действительное).

- Определите морфологические признаки данного причастия (сов.в., невозвр., в ед.ч., в м.р., в вин.п.).

- Какое слово помогает определить род, число, падеж причастия? (Существительное «гул»).

- Какая часть речи помогла определить время, вид причастия? (Глагол «нарастать», от которого и образовалось причастие).

- Запишите предложения: Я услышал нарастающий гул. Попробуйте теперь составить на основе данного предложения СПП с придаточным определительным (Я услышал гул, который нарастал).

- Итак, причастие мы всегда можем заменить сочетанием слов «который+ глагол».

4. Выполнение упражнений.

1) Замените придаточную часть обособленным определением (=причастным оборотом).

Я подумал о колоссальной ответственности, которая легла на меня. (Я подумал о колоссальной ответственности, лёгшей на меня).

- Одно из заданий ЕГЭ (А26) звучит так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

- Чтобы успешно выполнить данное задание, нужно помнить следующее:

1) нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.).

Например, Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошёл час испытания, к которому мы готовились долго и страстно.

2) Посмотрите, каким членом предложения является союзное слово. Если КОТОРЫЙ - подлежащее, то придаточную часть можно заменить причастным оборотом. Если КОТОРЫЙ не является подлежащим, придаточную часть нельзя заменить.

Например: Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые (В.п.) я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет.

3) Замена невозможна, если в главной части имеется указательное местоимение. Например: Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет.

2) Выполнение задания ЕГЭ (А26). Дополнительно: (устно) охарактеризуйте причастия.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Существуют три основные проблемы, которые определяют практическую значимость проекта.

2) Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.

3) На всех четырёх островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.

4) Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.

3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.

4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

3) Конструктивное упражнение.

- Прочитайте текст, «склеенный» из трёх текстов разных стилей: художественный текст принадлежит Л.Н. Толстому, научный - взят из учебника астрономии, а научно-популярный - из журнала. Выделите три разных текста. Запишите научный текст.

Окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, не отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. В 1835 году комета Галлея прошла перигелий 16 ноября. В тот год родился известный писатель. Шли годы. Приближался 1910 год. Автор многих интересных книг сказал: «Очень скоро комета опять вернется, и я думаю уйти вместе с нею». Все думали, что великий юморист шутит, как всегда, но он умер на следующий день после того, как комета прошла перигелий. Кометы - вращающиеся вокруг Солнца на окраинах Солнечной системы громадные глыбы грязного льда, в который вмерзли пылинки и камушки. У комет, подлетающих к Солнцу, ледяные ядра тают, испаряются и у комет образуются очень длинные красивые хвосты из газа и пыли.

- Подчеркните причастия как члены предложения, выделите суффиксы в причастиях, определите, действительное или страдательное причастие. Замените причастия и причастные обороты придаточным определительным (где это возможно).

- Объясните орфограммы в словах: Солнца, громадные, подлетающих, ледяные, испаряются, длинные, пыли.

- Выполните морфемный разбор: подлетающих, испаряются, длинные.

5. Проверочная работа (тест).

1 вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Художник показал красоту земли, которая дарит людям бессчётные богатства.

2) У Артемьева было серьёзное лицо человека, который бережёт своё внутреннее достоинство.

3) Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.

4) Событие, которое писатель положил в основу сюжета новой повести, произошло в действительности.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) о полутора часах

2) четырьмястами студентами

3) более позднее

4) две пары ботинок

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прик_сновение, выч_щенный, запл_тить

2) г_ристый, симп_тичный, подск_зать

3) р_стительность, п_лировать, р_систый

4) подп_сать, оп_здание, зап_рать

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_одолевать, пр_образование, пр_интересный

2) под_тожить, сверх_нтересный, без_скусный

3) бе_донный, ра_чесать, во_клицание

4) пр_консультировать, под_брать, пр_бабушка

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) назнач_шь, прицел_вшийся

2) разве_шь, заброс_вший

3) удерж_шь, ненавид_вший

4) посмотр_шь, встреч_нный

2 вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.

2) В собранных П.М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живёт духовная история России.

3) Самые простые вещи, которые он использует, становятся в его рассказах поэтическими образами.

4) Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на триста пятьдесят седьмой странице

2) эта работа более лучше

3) несколько мандаринов

4) хорошие доктора

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) оз_рение, тр_диционный, нап_вать

2) сов_стливый, откр_вение, предост_влять

3) вл_яние, в_ликолепный, разл_чать

4) ск_льзить, подгот_вительный, настр_ение


4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) в_кружить, бе_корыстный, ра_гореться

2) пред_дущий, дез_нформация, от_скать

3) с_провождение, под_йти, пр_дедушка

4) пр_открывать, пр_брежный, пр_свистывать

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) вычист_шь, назнач_вший

2) посе_шь, наполн_вший

3) затащ_шь, обид_вший

4) терп_шь, предусмотр_нный

3 вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы.

2) А.Х. Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русской лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии.

3) Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.

4) Репетиции спектакля юные актёры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) по их желанию

2) в двух тысяч пятом году

3) красивейший пейзаж

4) прополощи бельё

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) расс_рдиться, кал_ндарь, водор_сли

2) бл_городный, зам_реть, эксп_зиция

3) поздр_вление, ц_рковный, расцв_тать

4) заст_лить, л_скающий, заг_релый

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) без_дейный, пред_стория, раз_граться

2) ра_буженный, бе_причинный, и_давать

3) пр_неприятный, пр_кратить, пр_слониться

4) о_ключить, пре_сказать, по_пустить

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) маяч_шь, увид_нный

2) подкол_шь, заброс_вший

3) скле_шь, уменьш_нный

4) умнож_шь, раскрас_вший

6. Итоги урока.

1) Что называется причастием?

2) Какой синтаксический синоним соответствует причастному обороту?

3) Какие суффиксы выделяются в причастиях?

7. Домашнее задание: знать алгоритм, индивидуальное задание.

© 2010-2022