Урок русского языка на тему

Цели урока:  Формирование у учащихся понятия о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей; формирование коммуникативной компетенции через  углубление и расширение знаний о тексте. Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте; формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота; совершенствовать способы учебной деятельности. Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке. 1.Умение осуществлять ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока

русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Способы и средства

связи предложений в тексте»

Урок русского языка на тему



Учитель русского языка и литературы:

Скородумова Н.Г.

Тема урока: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

Организация начала урока.

Объяснение нового материала

Беседа:

Словарная работа:

Составление схемы «Признаки текста».

Работа с учебником

Синтаксический разбор предложения.

Физминутка

Работа в парах.

Составление схемы «Средства связи предложений в тексте».

Практическая работа

Самостоятельная работа

Итог урока







Ход урока.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Тема урока: «Текст. Средства связи предложений в тексте». ( слайд №1)

- Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.

- Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

- Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

Объяснение нового материала

1. Беседа:

- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

- Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение») (слайд №3)

- Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

- Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова "текст".

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст - это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

2. Словарная работа:

Текстоведение

Текстовой

Подтекст

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение - отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение - отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст -обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

3. Составление схемы «Признаки текста».

Учитель:

- Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

На доске появляется кластер «Признаки текста»

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

Единство темы

Наличие главной мысли (идеи)

Относительная законченность

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

4. Работа с учебником, упр. 19

5. Физминутка

6. Работа в парах.

Учитель

-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Почему?

- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

- Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.

7.Составление схемы.

Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».

Выполнение задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2

Задание 1

Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились (слайд № 3):

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Ф. И. Тютчев

Поскольку текст - это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем-то, у него есть тема.

- Определить тему стихотворения и его основную мысль.

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и "живого" образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль - показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)

- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.

Схема на слайде (слайд 4)

Определите способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

- Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.

Практическая работа

Задание 2.

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.

В первом тексте три предложения. (слайд № 5)

Урок русского языка на темуУрок русского языка на тему (2) (3)

Связь - цепная.

Во втором тексте 4 предложения. (слайд № 6)

Урок русского языка на темуУрок русского языка на темуУрок русского языка на тему (2)

(3) (4) Связь - параллельная.

ӀV. Самостоятельная работа ( приложение 3)

(5-7 мин.)

V. Итог урока

- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

- Назовите признаки текста.

- Какие способы связи знаете?

- Какие способы связи знаете?

Выставление оценок.

Рефлексия: (2 мин)

-Чем запомнился урок?

- Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?

Каким выражением можно оценить работу на уроке:

корень учения горек, да плод его сладок

глаза боятся, а руки делают

(слайд № 7)

Урок русского языка на тему

Домашнее задание: (слайд № 8)

1. повторить теоретический материал по теме "текст".

2. выполнить упражнения:

"3" - упр. 221; "4" - упр. 224; "5" - упр. 223.



© 2010-2022