Урок по литературе на тему Природа в изображении местных писателей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы


Ф.И.О. педагога: Шинкаренко Наталья Васильевна (учитель русского языка и литературы МКОУ «Красноармейская ООШ»).

Класс: 6

УМК: Литература 6 класс. Коровина.

Тема: Природа родного края в изображении местных поэтов.

Тип урока: Урок-проект

Цель урока: раскрыть особый художественный колорит провинциальной поэзии на примере поэтического творчества авторов эртильского края.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить обучающихся с фактами биографии поэтов эртильского края, с работами художника В.Н.Силина, создать условия для осмысления текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности.

  2. Развивающие: развивать умение проводить мини-исследования художественного текста; продолжить работу по совершенствованию матапредметных универсальных учебных умений: коммуникативных (развитие устной речи, ведение диалога), регулятивных (умение получать информацию из различных источников, отбирать и систематизировать информацию), способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся: практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения

  3. Воспитательные: формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;

воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста; воспитывать внимание и уважение к слову, формировать эстетический вкус, культуру речи.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

-повышение мотивации к учебной деятельности;

- овладение умением работать в группах.

2. Предметные:

- Знать основные положения урока;

- знать основные моменты биографии и особенности творчества поэтов эртильского края;

- овладеть умением анализа поэтического текста;

3. Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, выделение и формулирование цели; коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, готовность к обсуждению различных точек зрения и выработка общей позиции; регулятивные: принятие учебной задачи, целеполагание, выделение и осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоить.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (Сборник стихотворений «Эртиль поэтический»), видеоролик.





Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Мобилизующий этап.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Мне хочется сегодня начать урок с высказывания великого французского педагога Ж.Ж. Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Я надеюсь, что те цели, которые мы сегодня поставим на уроке, будут вами обязательно достигнуты.

Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу.

Приветствуют учителя.

Выбирают ленточки, повязывают их и рассаживаются за столы.

Определяют координатора группы.

Личностные: формирование навыков самоорганизации, проявление эмоционального отношения к эмоционально-познавательной деятельности.

2.Проблематизация

Цель: создание проблемной ситуации.

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством великих русских поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

- Скажите, какова основная тема их лирики?

-Правильно, недаром критики так говорили о творчестве этих поэтов: «Вся жизнь- рифма к природе». (Ю. Айхенвальд).

-В стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета представлен обобщённый образ природы всей России. - Скажите, как вы думаете, есть ли стихотворения о нашем родном крае и кто мог их написать?

-Скажите, а кого из поэтов Эртильского края вы можете назвать?

-Ребята, а вы желаете познакомиться с произведениями наших эртильских авторов, которые писали о нашем городе?

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Основная тема их стихотворений -изображение красот природы.



Да, такие стихотворения есть. Их авторами являются наши местные поэты.

Называют имена поэтов.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Регулятивная: саморегуляция.

3.Целеполагание.

Цель: планирование учебных действий.

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок?



После выполнения всей работы, мы создадим с вами презентацию «Природа родного края в изображении местных поэтов».

Формулируют тему урока: «Природа родного края в изображении местных поэтов».

На уроке мы будем знакомиться с некоторыми фактами биографии поэтов, а также займёмся анализом творчества писателей родного края.

Познавательные: умение самостоятельно определять цель учения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные : самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные : выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Планирование исследования.

Цель: провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, учителю - «проиграть» возможные варианты хода исследования.



5. Исследование художественного текста.

Цель: вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.

Физкультминутка.





6.Презентация продукта.

Цель этапа: Представление результатов проекта.



7.Подведение итогов исследования

Цель этапа:

- оценить результаты исследования, процесс их получения;

- выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;

- показать перспективу использования полученных знаний.

-Ребята, разделитесь на группы.

На ваших столах лежат сборники стихотворений эртильских поэтов и план анализа лирического стихотворения. Вам необходимо найти поэта, имя которого записано у вас на листочке, прочитать биографическую статью о поэте, выписать важные факты биографии, произвести художественный анализ стихотворения, название которого указано у вас в задании.

-_Приступаем к исследованию. Если вам что-то непонятно, поднимите руку.



Раз - подняться, подтянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре - руки шире,

Будто пух в руках - не гири!

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо встать.

-Итак, я надеюсь, что вы справились с заданием и готовы представить продукт своего труда.




-Ребята, вы все справились с заданием.

- Скажите, какие трудности возникли у вас при выполнении работы.

Ваша работа будет материалом для будущей презентации «Природа родного края в творчестве местных поэтов».

Просмотр видеоролика.


Дети делятся на группы, выполняют действия, следуя руководству учителя.





Дети выбирают полученную информацию, анализируют текст по предложенному плану.



Выполняют предложенные физические упражнения.



Обучающиеся презентуют свои работы.




Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своих затруднениях.



Познавательные : составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Регулятивная: осуществляют планирование, прогнозирование, коррекцию своей деятельности




Познавательные: умение ставить проблемы и решать их. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, формировать умение договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.





Познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, владение устной и письменной речью.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль.

Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, владение устной речью.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль.


8.Рефлексия

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

Задает вопросы:

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, заполнив оценочные листы

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке? (использование картинок с изображением природы).

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Личностные: развитие способности к самооцениванию.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.

9.Домашнее задание.

  1. Составить презентацию.

  2. Написать сочинение на тему «Природа родного края».

Записывают домашнее задание.

Личностные : способность к самоопределению.

Приложение

Стихотворение Л.Н. Коневец «Весна идёт».

Шумит и дышит радостью природа.

Как в сказке, сняты чары колдовства.

Ликует жизнь, и на глазах народа

Весна идёт, как добрая молва.

Она идёт Алёнушкой из сказки,

Заворожив голубизной очей.

Несёт с собой она тепло и ласку.

Козлёночком бежит за ней ручей.

Летит она голубкой белокрылой.

Петух-звонарь на радость ей поёт.

Своей фатой весна сады накрыла

И закружился птичий хоровод.

Она везде, как добрая хозяйка,

По-своему порядок навела.

И вот земля нарядною мозайкой

В лучах весенних снова расцвела.

Шумит и дышит радостью природа.

И с нетерпеньем ждёт всегда она,

Когда наступит это время года,

С названьем добрым, ласковым - Весна.



















Поворов Сергей Алексеевич «Октябрь».

Слетают листья с берёз,

Как бабочки жёлтого цвета.

Ветер куда-то унёс

Последние запахи лета.

Пахнет сеном с лугов и полей,

Воздух чист, как хрустальная ваза,

И летят косяки журавлей,

Раня душу курлычущей фразой.

И пропитаны грустью сады,

А в душе и печально, и томно.

Ветер пьяный у мутной воды

Ходит, словно бродяга бездомный.

И сирень, и бурьян у осин -

Все прощаются с радостным летом,

Только яркие гроздья рябин

Славят осень рубиновым светом.



Васильев Сергей Николаевич «Март»

Март принёс весёлый гвалт грачей,

Во всё горло о любви кричащих.

И в прицеле золотых лучей

Перекрёстный звон ручьёв журчащих.

Разломился панцирь на реке,

Свежесть влагой в воздухе витает,

И от серых верб невдалеке

Бирюзой подснежник расцветает.

Дарит день весеннюю капель,

Жаворонок солнышко целует,

Где-то там вверху, рассыпав трель,

Чьё-то сердце песней разволнует.

Чехарду затеяв в ручейках,

Солнечные зайчики играют,

Любопытным лицам на щеках

Отпечатки лапок оставляют.

Март идёт, все двери распахнув,

Отмыкая зимние замочки,

И, тепло весеннее вдохнув,

Зашептались на деревьях почки.

Чирков Кузьма Алексеевич «Зимний этюд».

Зима. Лениво снег кружится

И плавно падает с небес,

Ковром пушистым он ложится

На землю, крыши и на лес…

А на полях снега покрыли

Хлебов озимые ростки;

Следы от зайцев видны были

В лесу, на поле, у реки…

Хрустит под шагом снег игриво,

Себя ты чувствуешь бодрей.

Лошадка вдруг махнула гривой,

И пар валит с её ноздрей.

Как будто сжалась вся природа,

И клонит всё вокруг ко сну.

Камыш во льду застыл у брода

И молчаливо ждёт весну.

Сел воробей на куст сирени

И, нахохлившись, как «бутуз»,

Ерошит клювом свои перья,

Как будто пробует на вкус…







© 2010-2022