Доклад Нравственное и эстетическое

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бугланова Людмила Спиридоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новонукутской СОШ Нукутского района Иркутской области, Почетный работник общего образования РФ, сот. 89500884316

Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы

Актуальность проблемы нравственного и эстетического воспитания вижу в том, что интенсификация информационных процессов в последние три десятилетия снизила читательский интерес. Школьники проживают в мощном информационном поле и стали носителями визуальной культуры. Компьютер, телевизор, сотовый телефон деформируют, блокируют эмоциональную сферу, что ведет к недоразвитости творческого воображения. Мозаично-клиповое восприятие превалирует над вдумчивым, осознанным чтением и пониманием.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые ценности.

Литература - предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого класса по одиннадцатый, занимает особое место в формировании личности, духовного мира школьника.

Великий педагог В.Сухомлинский считал, что «чтение - это источник духовного обогащения…чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». И читательская культура является показателем духовно-нравственного потенциала общества. В современной школе сталкиваюсь с таким явлением ( в последние 16-20 лет), как невыразительное чтение. Пройдя I ступень литературного образования, пятиклассник уверен, что беглость чтения, пересказ текста - главный показатель знаний по литературе. Большинство детей не чувствуют мелодику речи, не применяют фразовые ударения, не делают психологических и логических пауз - все сводится к монотонному и скучному чтению. Художественно-эстетическая деятельность школьников, следовательно, речевая, не воздействует на душу ребенка. Особое внимание в методической системе М.А.Рыбниковой уделено влиянию живого слова на слушателя читателя. Она убеждена, что выразительное чтение произведения учеником «заключает процесс разбора». «Мы не отрицаем наглядности зрительной,- пишет методист, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание - метод его выразительного произношения».

Следующая проблема преподавания литературы заключается в нежелании читать, что ведет к незнанию текста на экзаменах и неумению писать. Уровень речевого развития школьников резко понизился, лексикон обеднился, исчезли из речи образные выражения, стало допускаться значительное количество речевых и стилистических ошибок.

Уроки по теме «Роль эпизода …» воспитывают любовь и привычку к внимательному чтению, развивает способность воспринимать и анализировать произведение в единстве с композицией, устную и письменную речь. Эпизод помогает увидеть в отдельном фрагменте выражение авторской концепции мира и человека, осмыслить текст как единое целое, поскольку эпизод - законченный, но не изолированный отрывок. Следовательно, анализ эпизода - путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент.

На уроках литературы речевая деятельность школьников эффективно осуществляется и совершенствуется в процессе их диалогического общения вместе с углублением анализа художественного произведения, расширением литературной эрудиции. К примеру, для анализа диалогов-споров по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» может быть отведен урок, тема которой «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Для диалога важно хорошо знать не только содержание романа, но и высказывания современников, мысли великих людей.

«Мысль тоже реальность, когда становится всепоглощающей страстью», «Красота спасет мир». (Достоевский)

У Ивана Карамазова «если бога нет, то все позволено»

«Возвращение к Христу, как к нравственному идеалу, обусловлено идеей спасения, обновления нашего мира»

«Не уйти ли слышит голос сердца, когда стоит с топором перед дверью старухи!?» Не оставляйте без ответа вопросы, которые задает ваше сердце - именно к этому зовет Достоевский: «Давайте, послушаем себя!»

«Человеколюбие толкает мысль на убийство?»

Урок-диалог строится от последовательного изложения теории, от внутреннего состояния и поведения Раскольникова, сопоставления поведения речевых действий до преступления и после. При диалоге используется лексика, выражающая этические, нравственные, психологические, философские понятия, записанные ранее. На уроках литературы рассматриваются такие христианские понятия, как грех, смирение, искушение, добродетель в произведениях разных писателей. Формирование творчески активной личности невозможно без развития способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме. Эстетическое восприятие на уроках обогащают душу, чувства, вкусы, расширяют кругозор, учит мыслить, чувствовать, понимать, сопереживать. На таких уроках трудно не заметить, что самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в поисках ответа.

Не оставляет равнодушным урок-семинар «Душа неподвластна» по рассказу А.Солженицына «Матренин двор». «Система поставила их (Матрену. Ивана Денисовича…) за чертой бедности, милосердия, обрекла на унижение и уничтожение весь народ. А они терпят многое, не унижаясь при этом душой. Таким образом, мерой всех вещей у автора является не социальное, а духовное. « Не результат важен, а дух! Не что сделано, а как. Не что достигнуто, а какой ценой,»- не устает повторять Солженицын, и это ставит писателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным, нравственным основаниям общества. Солженицын развивает гуманную идею классической литературы: внутреннюю свободу, независимость, нравственное совершенствование. В этом видит спасение нации, связывает свои надежды с идеей покаяния. Пусть ложь владеет не через меня! Мечты могут не сбыться. Счастье не состояться, но человек должен пройти свой путь, оставаясь человеком. Нелегкий выбор - внутренняя свобода, но единственный для души!» Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом отвечает за себя сам…

В школу приходят и дети, у которых слабо развита мотивация к обучению, затрудняются излагать свои мысли. Какие цели должен ставить учитель? Учитель на уроке ставит нравственные задачи: закрепить в душе, в сознании важные общечеловеческие заповеди через эстетическое, эмоциональное и интеллектуальное переживание.

Проблема развития устной речи обретает общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры, актом интеллектуальной деятельности, указывает на уровень эстетического развития человека. Поэтому на уроках русского языка и литературы серьезное внимание уделяю формированию развития речи учащихся, развитию творческих способностей. Дети успешно участвуют в творческих конкурсах по русскому языку и литературе, в научно-практических конференциях, где проявляется активная гражданская.

Свое сочинение-размышление «Вера в духовность русской деревни» ( по произведениям В.Распутина) Боденко Виктория закончила такими словами: «Пройдет немного времени со дня написания повести, не станет Советского Союза, изменится мир, изменится деревня, другое поколение придет вместо Матрены, Егорова, Настены, бабки Дарьи, НО ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО ДОБРО, ПРАВДА - НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ ДУХОВНОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА. Я ХОЧУ В ЭТО ВЕРИТЬ».

Библиографический список

  1. Дунаев М.М. Православная и русская литература, М., «Христианская литература».1996г.

  2. Лихачев Д.С. письма о добром и прекрасном. М. «Детская литература». 1989г.

  3. Маймин Е.М. « Искусство мыслит образами», М., 1997.

  4. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. М., «Просвещение» 1999., стр 6.

  5. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. М.: Издательский центр «Академия», 1999г.



© 2010-2022