- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Задания для декады Русского языка и литературы для 1 курса
Задания для декады Русского языка и литературы для 1 курса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дрямина Е.В. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Задание 1.
Бывают случаи в русском языке, когда смягчив всего один согласный звук в слове, мы получаем новое слово. Приведите, как можно больше таких примеров:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Самый невесёлый гриб.
Задание 3.
Запишите слова, которые читаются одинаково при чтении их справа налево и слева направо.
Задание 4.
Своему подчинённому, посланному в дальнюю командировку, начальник приказал, во что бы то ни стало раздобыть и привезти нечто (пока умолчим, что именно), совершенно необходимое для строительства важного объекта. Получив телеграмму, подчинённый, не теряя ни секунды, отправился в морг того города, где находился в командировке.
Какое слово (поставьте его на место многоточия) стояло в тексте телеграммы: «Срочно привези … для стройки!»?
Ответ найти не так уж и сложно, если учесть, что с грамотностью у начальника было не всё в порядке
Задание 5.
Вопрос-шутка: на краю крыши высокого здания развлекательного центра красовались огромные буквы, из которых состояло его название: «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ». Сорвись хоть одна из этих букв и угоди в человека - смерть.
И сорвалась-таки! И угодила-таки!.. Но пострадавший остался жив. Какая буква на него упала?
Задание 6.
Прежде появились короткие слова: дом, лёд, день. Позднее от них с помощью приставок и суффиксов образовались и выросли, как от корня в кустарнике вырастают стволы, новые слова.
Образуйте с помощью приставок и суффиксов новые слова от корня «сон»:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Коля Верхоглядов написал директору своей школы заявление:
«Прошу … меня из 5 «а» класса в 5 «б».
Директор в точности выполнил его просьбу. Вот как это выглядело:
Какое слово было написано в заявлении?
Задание 8.
Подберите прилагательные к следующим несклоняемым существительным:
_______________________какао
_______________________кофе
_______________________кафе
_______________________Лимпопо
_______________________трио
_______________________Токио
Задание 9.
В русском языке 10 частей речи. Придумайте предложение из десяти слов, представляющих все эти 10 частей речи.
Задание 10.
Придумайте предложения, в которых бы прилагательные: стеклянный, оловянный, деревянный, золотой, серебряный, стальной, бархатный, суконный, шёлковый - были бы употреблены не в прямом, а в переносном значении.
Для выполнения данного задания можно прибегнуть к помощи писателей - процитировать фразы из их произведений.
Задание 11.
Напишите в родительном и дательном падежах имена и фамилии известных литературных героев:
Яким Нагой, Тихон Щербатый, Макар Нагульнов
Яким Нагой
Тихон Щербатый
Макар Нагульнов
Родительный падеж
Дательный падеж
Задание 12.
Составьте список известных литературных произведений, в заглавии которых есть числительные.
Задание 13.
Только этой троице наречий на шипящую не до мягкого знака (перечислите эти наречия):
________________,_________________,______________________.
Задание 14.
Вопрос-шутка: чья речь состоит только из двух союзов?
____________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15.
Для придания речи торжественности используют слова высокого стиля, - чаще всего это старославянские, архаические слова. В речи научной, публицистической предпочтение отдаются словам нейтральной стилистической окраски. В юморе и сатире широко используются слова низкого стиля. Распределите по трём стилистическим уровням (высокому, среднему, низкому) синонимы:
Рука, лапа, десница, клешня, пятерня, длань;
Вкушать, кушать, есть, питаться, жрать, чавкать, насыщаться, трапезовать, сопеть, шамкать;
Бой, сражение, драка, битва, мордобитие, потасовка, побоище, бойня;
Победить, накостылять, повергнуть, одолеть, раздолбать, распушить;
Препятствие, преграда, палка в колесе, заслон, барьер, препона, подножка.
Высокий стиль
Средний стиль
Низкий стиль
Задание 16.
Составьте четверостишье на заданные рифмы:
_______________________________________ото сна
_______________________________________сосна
_______________________________________ясна
_______________________________________весна